Возрастная периодизация ( по Д.Б. Эльконину)

Возрастной период Ведущая деятельность Объект познавательной деятельности Какая сфере психики преимущественно развивается Новообразования возраста
Младенческий( от рожд до 1г)   Отношения Личностная ( потребностно-мотивационная)  
Раннее детство ( 1-3лет)     Предметы Познавательные процессы  
Дошкольный возраст ( 3-7 лет)   Отношения Личностная ( потребностно-мотивационная)  

Задание №4 запишите Ваши рассуждения по теме: « Интеллигентность это интегративное качество или внешняя культура»

Персоналии

К.Д Ушинский

Основная идея:

Основные труды:

Высказывание:

«… Если нельзя требовать от воспитателя. Чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаны основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы он стремился приобрести всесторонние сведения о человеческой природе.» К.Д.Ушинский  

Воспитание образно можно определить как искусство предвидеть неизбежное и уменьшать эффект случившегося. А.В.Мудрик
Модуль 3 Теория воспитания

Рейтинговый балл

За выполнение заданий 25

Тема: Воспитание – специфический предмет педагогики.

Педагогический словарь.

Возрастная периодизация ( по Д.Б. Эльконину) - student2.ru

Воспитание как социокультурный процесс – (в широком социальном смысле) система воздействий общественных институтов, обеспечивающих передачу молодому поколению накопленного обществом жизненного опыта.

Воспитание как педагогический процесс (в широком педагогическом смысле) – процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого, в ходе которого создаются условия для саморазвития и самоактуализации личности.

Воспитание как педагогический процесс(в узком педагогическом смысле) – целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на создание условий для саморазвития и самоактуализации личности.

Движущие силы процесса воспитания– совокупность объективных и субъективных противоречий, присущих процессу воспитания.

Цели воспитания– в широком смысле: идеал совершенного человека; в узком смысле: желаемый результат воспитания.

Закономерности воспитания – объективно существующие, повторяющиеся и существенные связи явлений в области воспитания.

Принципы воспитания – основные положения и правила, основанные на закономерностях воспитания.

Перевоспитание– перестройка сложившихся у личности взглядов, суждений, оценок, не соответствующих в той или иной степени существующим в обществе нормам и правилам.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность личности по саморазвитию и самосовершенствованию.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы должны знать:

Возрастная периодизация ( по Д.Б. Эльконину) - student2.ru

· Сущность понятий «воспитание как социокультурный процесс», «воспитание как педагогический процесс»

· Сущность и специфику движущих сил воспитания

· Соотношение содержания понятий «формирование», «социализация» и «воспитание»

· Сущность и структуру перевоспитания и самовоспитания

По итогам изучения данной темы вы должны уметь:

· Анализировать и оценивать условия, в которых протекает воспитательный процесс

· Выбирать пути и способы разрешения и устранения противоречий в воспитательном процессе

· Устанавливать взаимосвязь закономерностей, принципов и факторов воспитания.

Список рекомендуемой литературы:

Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студентов образовательного учреждения . – М.: ВЛАДОС, 2003. – 352с.

Педагогика: учебное пособие \под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. – 430 с.

Смирнов В.Н. Общая педагогика: учебное пособие – М.: Логос, 2003. – 304с.

Возрастная периодизация ( по Д.Б. Эльконину) - student2.ru

Возрастная периодизация ( по Д.Б. Эльконину) - student2.ru

& Задания для самостоятельной работы.

Задание №1 докажите, что цель воспитания носит исторический характер и является социальным заказом общества______

Задание №2 реализация принципа личностного подхода требуется, что бы воспитатель:

· Постоянно изучал и знал индивидуальные особенности, привычки, черты характера, особенности темперамента, взгляды воспитанника

·

·

·

· Максимально опирался на собственную активность личности.

·

Задание №3 критерии воспитанности это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Сделайте подборку диагностик направленных на выявление уровня воспитанности.

Задание №4 раскройте понятия:

· Толерантность

· Творчество

· Самостоятельность

· Самоопределение личности

· Самообразование

· Нравственность

· Духовность

· Воспитанность

· Карьера

Задание № 5 создайте слайд шоу по теме: « Ответственность»

Персоналии

В.А.Сухомлинский

Основная идея:

Основные труды:

Высказывание:

Тема: Средства и формы воспитания.

Задание №1составьте ассоциативный рядпо теме урока, из слов – ассоциаций попробуйте составить план урока.

Задание №2прочитайте текст, маркируя его на полях, следующим образом. Если содержание вам знакомо ставите «+», если нет «-», если думали иначе « !», если возник вопрос «?».

  Средство воспитания – это педагогически независимый источник социального опыта. Средством воспитания является все то, что оказывает воспитательное воздействие. (Природа, книги, звук, вещь, события, явления, искусство и др.) Средства воспитания воздействуют на воспитуемых как сами по себе, так и возможно использование их для решения поставленных задач. Выбор средств воспитания обусловлен методом воспитания. Средства должны отвечать определенным требованиям: · Гигиеническим · Эстетическим · Экономическим · Правовым · Этическим Совокупность методов и средств воспитания определяют форму воспитательной деятельности. Понятие форма имеет множество значений: 1. внешнее выражение процесса воспитания 2. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы. 3. система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников. таким образом форма воспитания это образ взаимодействия воспитанников с воспитателем в процессе воспитательной деятельности. Формы воспитательной работы выполняю ряд функций: · организационную (способ организации) · регулирующую (способ взаимодействия) · информативную (способы познания)   Существует большое количество классификаций форм воспитательной деятельности. одну форму от другой отличают: · продолжительность по времени (кратковременные и длительные) · вид деятельности ( трудовая, игровая, учебная и т.д.) · способ влияния педагога (непосредственно и опосредованно) · субъект организации (педагоги, родители, дети…) · результат (информационный обмет, принятие решения, совместное творчество, путешествие и т.д.) · количество участников (индивидуальная, групповая, массовая, коллективная)   Наиболее часто используемые формы воспитательной деятельности: · индивидуальные формы (беседа, консультация, задушевный разговор, поиск решения, обмен мнениями…). Данные формы работы способствуют раскрытию талантов ученика, помогают найти решения, раскрыть индивидуальность. · Групповые формы ( советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки.) основная задача воспитателя создать условия для раскрытия способности каждым учеником. · Коллективные формы ( конкурсы, походы, агитбригады, тур слеты, спортивные соревнования, спектакли, концерты) воспитателю важно расположить к себе воспитанников, быть авторитетом, консультантом, помощником…   Для успеха дела воспитатель должен знать своих воспитанников и на основе этого строить воспитательную деятельность. Особой формой воспитания является коллективное творческое дело. Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование работы, проведение и оценка работы, поиск способов решения поставленных задач. формы КТД:чередование традиционных поручений, коллективный анализ, коллективное планирование, сюжетно-ролевые игры, соревнования.   этапы подготовки и проведения КТД( по И.П. Иванову) Первый этап Создается временная инициативная группа ( ВИГ), которой поручается разработка плана предстоящего коллективного дела. Возможными вариантами выборов членов группы может быть: добровольцы, попеременное участие воспитанников, считалка, назначение. Основная задача воспитателя: создать условия для мотивации к делу. Мотивация происходит вслух, для формирования опыта создания органов самоуправления, и приучения к оценке деятельности. Второй этап ВИГ разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия: - внесение предложений -обсуждение - запись программы дела Основная задача воспитателя: создать условия для формирования опыта группового планирования. Третий этап ВИГ составляет список подготовленных дел, средств, материалов, которые потребуются для задуманного дела. Основная задача воспитателя: создать условия для формирования деловитости, практичности, развития умения самопродвижения. Четвертый этап ВИГ распределяет задания, так чтобы были охвачены все воспитанники. Основная задача воспитателя: создание условий для формирования социального опыта, развитие организаторских способностей.   Пятый этап Группа, получившая задание включается в деятельность по его выполнению Шестой этап Проведение дела. Седьмой этап Заключительная встреча ВИН, для обсуждения и анализа проведенного дела. Основная задача воспитателя: создать условия для развития самоанализа. После обсуждения ВИГ распадается, происходит смена ролей.   Наиболее эффективными приемами на всех стация КТД являются: · « мозговой штурм» · Создание « банка идей» · Круглый стол · Открытый микрофон · Интеллектуальный аукцион · « сократовская беседа» Организатору КТД необходимо помнить: -число участников ВИГ 7-9 чел - творческие задачи определяются самими участниками - каждому участнику необходимо предоставить возможность выбрать то, что его интересует. КТД может использоваться при проведении классных часов, праздников, конкурсов, слетов, турпоходов и т.п. Новые формы организации воспитательной работы: · Публичная лекция ( 20 мин. Для большой аудитории яркая, в соответствующей обстановке, выступление по теме. · Философский стол ( беседы о смысле…) · Разговор при свечах ( откровенная беседа этического содержания) · День гения ( проводится в течении всего дня, состоит из отдельных актов, носящих ценностно- ориентировочный характер) · Круглый стол с острыми углами ( дискуссия) · Качели ( беседа 2 групп поочередно, высказывая суждения по теме) · « Сократовская беседа» ( рассмотрение множества вариантов решения проблемы) · Открытый микрофон ( обсуждение общественной жизни в форме вопросов и ответов) · Интеллектуальный аукцион ( игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы купить предлагаемый « товар» - книгу. Отметку, репродукцию и т.п. необходимо предъявить « плату» - порция знаний и умений. важно: при выборе формы воспитательного воздействия учитывать цели поставленные воспитателем.    

Задание№3кратко, набросками заполните таблицу.

знал(а) новое думал иначе возник вопрос

Задание №4 составьте опорную схему, для изучения темы (кластеры)

Персоналии

Фридрих Фребель

Основная идея:

Основные труды:

Высказывание:

Воспитание есть не что иное, как упражнение в правильном поступке. А.С.Макаренко

Наши рекомендации