И профессиональное педагогическое

ЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ

Аннулировав негуманное терминологическое обозначение, характеризующее некоторых детей, которым в силу семейных об­стоятельств тяжело жить на свете, — «трудные», а также исключив название тех детей, которых педагоги не захотели воспитывать, - «педагогически запущенные», но не приняв психологический тер­мин «девиантные» («с дороги сошедшие»), мы называем детей, доставляющих особые хлопоты и никак не желающих (по разным причинам) идти вверх по ступеням культуры, детьми осложнен­ного поведения.

«Осложненное поведение» — это поведение ситуативных либо устойчивых характеристик асоциального или антисоциального пла­на, свойственных детям в силу определенных причин социально-пси­хологического, психофизического, социально-ситуационного порядка. В осложненном поведении человека много привнесенных фак­торов, и не всегда удается распознать источник поведенческих срывов: самочувствие, общее состояние, реакция на обиду со сто­роны людей, неудачи деятельности, низкая самооценка, низкий статус в группе, заботы материально-бытового плана, отсутствие жизненных перспектив и многое-многое другое. Постоянство фак­торов негативного влияния на человека создает постоянство со­стояния и соответствующее привычное поведение.

Не следует самоуверенно думать, что нам, взрослым, не свой­ственно осложненное поведение, что данная характеристика або­нирована навсегда определенной группой детей низкого социаль­ного статуса.

Осложненное поведение рождается не только как итоговый результат истории жизни ребенка или его воспитания, оно в ситу­ативном проявлении присуще детям в сложных драматических ситуациях, когда дети не способны разрешить их. А так как у детей маленький жизненный опыт, то осложненное поведение отличает почти всех детей при определенных обстоятельствах. Ситуация «Что с ним случилось?!» — нередкая в период взросле­ния и развития индивидуальности детей и юношества.

Но в качестве постоянной характеристики осложненное пове­дение свойственно детям вполне определенных показателей. Эти дети имеют общие показатели, их обычно сразу распознает опыт­ный глаз педагога. Им свойственны гигиенические отклонения от нормы (нечисты, не прибраны, бледны, недокормлены, усталого вида), потому что они лишены ухода и заботы со стороны родите­лей. Они заметно выделяются речевыми нарушениями: слабый за­пас слов, низкий строй речи и обилие грубых и нелитературных выражений. У них явны эстетические отклонения: нелепые укра­шения, вульгарные наряды, вызывающие аксессуары костюма - в союзе с низкой гигиеной тела все это производит отталкивающее впечатление. Детям осложненного поведения часто свойственны правовые нарушения, кажущиеся безобидными в младшем возра­сте, но пугающие в подростковый период. Для всех детей такого рода характерны поведенческие отклонения, наносящие ущерб достоинству личности окружающих людей. В сфере поведенчес­кой, если даже с выполнением общественных норм у этих детей обстоит благополучно, часто их непредсказуемые реакции выдают агрессию по отношению к людям и жестокость.

Однако отдельные показатели вовсе не могут служить основа­нием для решения вопроса о воспитании такого ребенка как но­сителя «осложненного поведения», ибо показатель — лишь нечто внешнее, проистекающее из множества внутренних истоков.

Можно выделить большую группу взрослых людей, которые по своим внешним показателям ошибочно могут быть отнесены к груп­пе, нуждающейся в дополнительном воспитании. Их выходящие за пределы общепринятого в культуре странности терпеливо выносятся окружающими - тем легче, чем Известнее причины таких страннос­тей.

Ребенок осложненного поведения пугает нас потому, что мы не можем понять, что с ним происходит, а в период социализации и становления личности такие выпадения за пределы культуры чреваты трагическими последствиями. Показатели предупрежда­ют нас о некоторых осложнениях в процессе формирования лич­ности.

Главное же, что педагогам следует знать, — это то, что основ­ным признаком осложненного поведения являются разрушенные со­циальные отношения.

Разрушение социальных отношений обусловлено либо низ­ким уровнем социальной среды, либо дурно организованным вос­питанием, либо психологическими особенностями индивидуальности ребенка, не учтенными окружающими и педагогами, либо негативным жизненным впечатлением и негативным полученным преждевременно опытом жизни, либо органическими особеннос­тями ребенка, препятствующими взаимодействию со сверстника­ми и окружающими людьми.

Не зная о причинах, а иногда не желая и узнавать о них, всю вину за печальные обстоятельства мы перекладываем на ребенка, и с него требуют того, чего он не в состоянии выполнить, ибо «не может», «не знает», «не слышал», «не видел», «не научили», «не показали», «не приучили», «не развили».

Афористическое высказывание Януша Корчака «Ребенок не­дисциплинирован и зол, потому что страдает» точно отражает про­блему ребенка «осложненного поведения», указывая на исток - страдание.

Отсутствие любви в семейной жизни ребенка, отсутствие дру­жественных связей в группе сверстников, холодное пренебрежи­тельное отношение незнакомых взрослых (а к немытому, дурно одетому, с плохими манерами ребенку у взрослых недостает доб­рожелательности) и враждебное отношение учителя (который сер­дится на ребенка из-за плохой учебы) — все это создает невыноси­мые условия жизни маленького человека. Он вынужден адаптиро­ваться к враждебному миру людей и вырабатывать защитную позицию. То, что мы называем осложненным поведением, есть продукт поломанных социальных отношений с миром.

Бесполезно менять поведение там, где разрушены отношения. Выстраиваем принципиально иные отношения, тогда только фор­мируются измененные желаемые формы поведения.

Анализируя поведение такого плана, можно явственно обна­ружить «крик о помощи»: ребенок своим поведением привлекает наше внимание, он искусственно фокусирует на себе нашу актив­ность, чтобы быть в центре отношений, он ищет способ утвердить свое место в системе социальных отношений, он кричит о суще­ствовании своего отдельного «Я», не признаваемого окружающи­ми.

...Вот он залез на трубу вместо того, чтобы, как все, лезть по ка­нату на уроке физкультуры.

...Вот крепко выругался, потрясая весь класс, и с вызовом смот­рит на учителя.

...А этот сидит на учительском столе и пьет пиво из жестяной банки.

...А вон тот надел на себя штаны шириной с море, которые назы­ваются «В них ходила вся Америка», и ему невдомек, что теперь он в обносках после Америки.

...И еще вот эта явилась в пляжной одежде на урок.

Методика работы с такими детьми достаточно хорошо разра­ботана, поэтому не может не удивлять, что педагоги не справля­ются с явлением осложненного поведения детей. В методике три основания важны для развития такого ребенка: отношение к нему, его деятельность и социальная среда окружения.

Но поиск причины безуспешности методического решения раскрывает вдруг неожиданно великую роль педагогической реак­ции на осложненное поведение ребенка. Оказывается, методика не имеет своего воплощения, потому что на уровне технологии педагог совершает профессиональные ошибки в восприятии ос­ложненного поведения, а вернее, в восприятии самого носителя такого поведения.

Первый момент технологического решения вопроса — реак­ция на осложненное поведение. Традиционно закрепился оши­бочный вариант реакции: «Как тебе не стыдно?!» или «Прекрати­те немедленно!» В этом варианте все оправдано, потому что го­речь взрослых, стыд за детей, возмущение и раздражение, гнев и оскорбление ищут выхода. Но давно замечено, что такая прямая отрицательная реакция не продуктивна. Разумеется, она не про­фессиональна.

Педагог-профессионал сознательно и оправданно выстраи­вает свое поведение при виде осложненного поведения, он «чи­нит» поломанные отношения, ориентируясь на сложное состоя­ние изломанной души. Добавим: педагог «забывает» в этом ситуа­тивном эпизоде о негативных красках совершаемого ребенком — он все внимание переносит на самого ребенка.

Наши рекомендации