И профессиональное педагогическое
ЕЕ РАЗРЕШЕНИЕ
Аннулировав негуманное терминологическое обозначение, характеризующее некоторых детей, которым в силу семейных обстоятельств тяжело жить на свете, — «трудные», а также исключив название тех детей, которых педагоги не захотели воспитывать, - «педагогически запущенные», но не приняв психологический термин «девиантные» («с дороги сошедшие»), мы называем детей, доставляющих особые хлопоты и никак не желающих (по разным причинам) идти вверх по ступеням культуры, детьми осложненного поведения.
«Осложненное поведение» — это поведение ситуативных либо устойчивых характеристик асоциального или антисоциального плана, свойственных детям в силу определенных причин социально-психологического, психофизического, социально-ситуационного порядка. В осложненном поведении человека много привнесенных факторов, и не всегда удается распознать источник поведенческих срывов: самочувствие, общее состояние, реакция на обиду со стороны людей, неудачи деятельности, низкая самооценка, низкий статус в группе, заботы материально-бытового плана, отсутствие жизненных перспектив и многое-многое другое. Постоянство факторов негативного влияния на человека создает постоянство состояния и соответствующее привычное поведение.
Не следует самоуверенно думать, что нам, взрослым, не свойственно осложненное поведение, что данная характеристика абонирована навсегда определенной группой детей низкого социального статуса.
Осложненное поведение рождается не только как итоговый результат истории жизни ребенка или его воспитания, оно в ситуативном проявлении присуще детям в сложных драматических ситуациях, когда дети не способны разрешить их. А так как у детей маленький жизненный опыт, то осложненное поведение отличает почти всех детей при определенных обстоятельствах. Ситуация «Что с ним случилось?!» — нередкая в период взросления и развития индивидуальности детей и юношества.
Но в качестве постоянной характеристики осложненное поведение свойственно детям вполне определенных показателей. Эти дети имеют общие показатели, их обычно сразу распознает опытный глаз педагога. Им свойственны гигиенические отклонения от нормы (нечисты, не прибраны, бледны, недокормлены, усталого вида), потому что они лишены ухода и заботы со стороны родителей. Они заметно выделяются речевыми нарушениями: слабый запас слов, низкий строй речи и обилие грубых и нелитературных выражений. У них явны эстетические отклонения: нелепые украшения, вульгарные наряды, вызывающие аксессуары костюма - в союзе с низкой гигиеной тела все это производит отталкивающее впечатление. Детям осложненного поведения часто свойственны правовые нарушения, кажущиеся безобидными в младшем возрасте, но пугающие в подростковый период. Для всех детей такого рода характерны поведенческие отклонения, наносящие ущерб достоинству личности окружающих людей. В сфере поведенческой, если даже с выполнением общественных норм у этих детей обстоит благополучно, часто их непредсказуемые реакции выдают агрессию по отношению к людям и жестокость.
Однако отдельные показатели вовсе не могут служить основанием для решения вопроса о воспитании такого ребенка как носителя «осложненного поведения», ибо показатель — лишь нечто внешнее, проистекающее из множества внутренних истоков.
Можно выделить большую группу взрослых людей, которые по своим внешним показателям ошибочно могут быть отнесены к группе, нуждающейся в дополнительном воспитании. Их выходящие за пределы общепринятого в культуре странности терпеливо выносятся окружающими - тем легче, чем Известнее причины таких странностей.
Ребенок осложненного поведения пугает нас потому, что мы не можем понять, что с ним происходит, а в период социализации и становления личности такие выпадения за пределы культуры чреваты трагическими последствиями. Показатели предупреждают нас о некоторых осложнениях в процессе формирования личности.
Главное же, что педагогам следует знать, — это то, что основным признаком осложненного поведения являются разрушенные социальные отношения.
Разрушение социальных отношений обусловлено либо низким уровнем социальной среды, либо дурно организованным воспитанием, либо психологическими особенностями индивидуальности ребенка, не учтенными окружающими и педагогами, либо негативным жизненным впечатлением и негативным полученным преждевременно опытом жизни, либо органическими особенностями ребенка, препятствующими взаимодействию со сверстниками и окружающими людьми.
Не зная о причинах, а иногда не желая и узнавать о них, всю вину за печальные обстоятельства мы перекладываем на ребенка, и с него требуют того, чего он не в состоянии выполнить, ибо «не может», «не знает», «не слышал», «не видел», «не научили», «не показали», «не приучили», «не развили».
Афористическое высказывание Януша Корчака «Ребенок недисциплинирован и зол, потому что страдает» точно отражает проблему ребенка «осложненного поведения», указывая на исток - страдание.
Отсутствие любви в семейной жизни ребенка, отсутствие дружественных связей в группе сверстников, холодное пренебрежительное отношение незнакомых взрослых (а к немытому, дурно одетому, с плохими манерами ребенку у взрослых недостает доброжелательности) и враждебное отношение учителя (который сердится на ребенка из-за плохой учебы) — все это создает невыносимые условия жизни маленького человека. Он вынужден адаптироваться к враждебному миру людей и вырабатывать защитную позицию. То, что мы называем осложненным поведением, есть продукт поломанных социальных отношений с миром.
Бесполезно менять поведение там, где разрушены отношения. Выстраиваем принципиально иные отношения, тогда только формируются измененные желаемые формы поведения.
Анализируя поведение такого плана, можно явственно обнаружить «крик о помощи»: ребенок своим поведением привлекает наше внимание, он искусственно фокусирует на себе нашу активность, чтобы быть в центре отношений, он ищет способ утвердить свое место в системе социальных отношений, он кричит о существовании своего отдельного «Я», не признаваемого окружающими.
...Вот он залез на трубу вместо того, чтобы, как все, лезть по канату на уроке физкультуры.
...Вот крепко выругался, потрясая весь класс, и с вызовом смотрит на учителя.
...А этот сидит на учительском столе и пьет пиво из жестяной банки.
...А вон тот надел на себя штаны шириной с море, которые называются «В них ходила вся Америка», и ему невдомек, что теперь он в обносках после Америки.
...И еще вот эта явилась в пляжной одежде на урок.
Методика работы с такими детьми достаточно хорошо разработана, поэтому не может не удивлять, что педагоги не справляются с явлением осложненного поведения детей. В методике три основания важны для развития такого ребенка: отношение к нему, его деятельность и социальная среда окружения.
Но поиск причины безуспешности методического решения раскрывает вдруг неожиданно великую роль педагогической реакции на осложненное поведение ребенка. Оказывается, методика не имеет своего воплощения, потому что на уровне технологии педагог совершает профессиональные ошибки в восприятии осложненного поведения, а вернее, в восприятии самого носителя такого поведения.
Первый момент технологического решения вопроса — реакция на осложненное поведение. Традиционно закрепился ошибочный вариант реакции: «Как тебе не стыдно?!» или «Прекратите немедленно!» В этом варианте все оправдано, потому что горечь взрослых, стыд за детей, возмущение и раздражение, гнев и оскорбление ищут выхода. Но давно замечено, что такая прямая отрицательная реакция не продуктивна. Разумеется, она не профессиональна.
Педагог-профессионал сознательно и оправданно выстраивает свое поведение при виде осложненного поведения, он «чинит» поломанные отношения, ориентируясь на сложное состояние изломанной души. Добавим: педагог «забывает» в этом ситуативном эпизоде о негативных красках совершаемого ребенком — он все внимание переносит на самого ребенка.