Тема 4 «Индивидуальная и социальная нормативная ориентация учителя» (4 часа)
Сущность индивидуальной и социальной нормативной ориентации учителя. Педагогические условия применения индивидуальных эталонов. Последствия применения альтернативных эталонов: ситуация успеха, как необходимое условие развития/личности, и ситуация избегания неудач, препятствующая этому. Поведение человека с надеждой на успех и поведение со страхом неудачи. Сочетание в работе учителя общепринятых и индивидуальных эталонов. Необходимые случаи исключения из педагогической практики общепринятых эталонов. Ценностные ориентации и поведенческий стиль учителя при индивидуальной и нормативной ориентации. Анализ практики массовой школы и учителей-новаторов по использованию индивидуальных эталонов в оценке труда школьников.
Тема 5. «Содержание оценочного акта в массовой и инновационной технологиях обучения. Виды оценочных шкал и возможности их применения в школе» (4 часа)
Отношение учителей, работающих в разных системах обучения, к частоте оценивания учащихся, принципиальным подходам к выставлению итоговой отметки, использованию пятибалльной системы, способу выведения балла. Оценочные шкалы: количественная и порядковая, абсолютная и относительная, ранговая, дескриптивная, аналоговая, знаковая; их преимущества и недостатки. Рейтинговая система оценивания, результативность её использования в разных стратегиях обучения. Необходимость применения на переходном этапе к развивающему обучению различных видов оценочных шкал.
Тема 6. «Самооценка как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения» (4 часа)
Понятия «контроль», «оценка», «отметка», «самооценка». Сущность, основные функции и процедура отметки и самооценки. Формирование оптимистического уровня притязаний, адекватной самооценки школьников. Детерминация характера и форм оценочной деятельности учителя, возможностей самооценки учащихся. Уровни сформированное™ действия самооценки. Педагогически Оправданные способы сочетания самооценки учащихся и оценки учителя. Основные условия и способы обеспечения самооценки на разных этапах и типах уроков. Анализ педагогической практики по применению самооценки в учебном процессе.
Тема 7 «Взгляды зарубежных учёных на использование в обучении тестов. «Синдром сгорания учителя»: пути преодоления» (2 часа)
Сущность «синдрома сгорания учителя», причиныеговозникновения. «Позиция на пьедестале» и её последствия для педагога. Необходимость введения тестов в школьную практику. Роль тестов в создании принципиально иной оценочной системы обучения. Виды тестов. Нормативные тесты, их преимущества и недостатки. Тесты по критериям, диапазон их применения. Стандартные тесты, их виды. Необходимые психолого-педагогические условия тестирования. Нравственные нормы тестирования.
Тема S «Круглый стол (конференция) по обмену опытом работы на тему: «Оценочная деятельность учителя в период перехода к развивающему обучению: задачи и этапы их решения» (4 часа)
Обмен опытом по применению индивидуальш эталонов оценивания и способов обеспечения ученической самооценки на основе идей педагогов-новаторов;
(Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова и" других), учителей-экспериментаторов тверских школ.;
Анализ используемых в педагогической практике форм | проведения зачётов, экзаменов, компьютерных кон-1 тролирующих программ, тестов.
Заключение (2 часа)
Разработка вместе со слушателями методических рекомендаций по данному вопросу» формулирование основных выводов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................... 3
Раздел I. Оценочный компонент обучения на
разных этапах развития школы..................... 8
Раздел II. Базовые подходы к педагогике, обучению
и школьной практике....................,..............?!
Раздел III. Организация внутренне мотивированной
деятельности — основное условие развивающего обучения.........................................28
Раздел IV. Оценочная деятельность учителя...............36
§1. Индивидуальная и социальная нормативная ориентация учителя............................................36
§2. Педагогические условия применения индивидуальных эталонов ................................38
§3. Психолого-педагогическая сущность
ситуации успеха.............................................39
§4. Ситуация избегания неудач...........................41
§5. Поведение с надеждой на успех и поведение со страхом неудачи ................................42
§6. Ценностные ориентации, поведенческий
стиль учителя и выбор режима оценивания....44
§7. Структура и содержание оценочного акта
в разных технологиях обучения................... 46
§8. Виды оценочных шкал и возможности их применения в школе.....................................51
§9. Сочетание в работе учителя индивидуальных и общепринятых эталонов....................55
§10. Аспектный анализ педагогической практики ................................................................65
Раздел V. Оценочная деятельность ученика,...............68
§1. Самооценка как основа саморегуляции и
внутренней мотивации учения ....................68
§2. Функции и процедуры выставления отметки и самооценки.................................................69
§3. Самооценка на разных этапах обучения......77
§4. Анализ педагогической практики по применению самооценки в учебном процессе .83
Раздел VI. Некоторые идеи зарубежных учёных о путях повышения эффективности обучения.........................................................85
§1. «Синдром сгорания учителя»: пути преодоления ........................................................85
§2. Использование тестов ...................................88
Заключение.................................................;...................95
Рекомендуемая литература...........;................................ 99
Приложение 1............................................................... 107
Приложение 2...............................................................Ц5