Просвещение и педагогическая мысль в Византии

Контрольная работа по «Истории педагогики и образования»

Тема 1: История образования и педагогической мысли

Как область научного знания. Школьное дело и зарождение

Педагогической мысли на ранних этапах развития человечества

Теоретическое содержание материала

1. Задачи курса «Педагогика» (История педагогики и образования). Объект, предмет, задачи, хронология истории педагогики. Общие вопросы методологии историко-педагогических исследований.

2. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытнообщинного строя.

3. Зарождение организованных форм воспитания в условиях формирования и развития древнейших цивилизаций. Школа и воспитание в Месопотамии.

Практические задания

Задание 1.1. Определите последовательность эволюционного развития человека и раскройте содержание на каждом этапе развития человека: архантропы, хабилисы, палеоантропы.

1._____________________________,

2._____________________________.

3._____________________________.

Задание 1.2.В государствах Древнего Востока воспитательным идеалом был человек как носитель определенных общественных достоинств (а сам по себе он, просто как человек, не представлял никакой ценности). Выберите тот воспитательный тип древности (А, Б, В, Г), который соответствует изложенной здесь (справа) позиции (1,2, 3.4).

Воспитательный тип древности Соответствие Позиция
1. ... человек ценен как член семьи (и общества): авторитет родителей превыше всего: ... любовь к ним, покорность родителям и властям - главное (государство - это тоже большая семья).   А. Религиозный  
2. ... человек ценен как член социального слоя, касты: содержание и качество образования и воспитания, осваиваемая профессия, род занятий определяются принадлежностью к той или иной касте   Б. Государственный
3. … человек представляет ценность как воин, защитник государства: повиновение правителю и преданность ему - главные качества признаваемые в государственных школах где умственное воспитание ограничивалось чтением, письмом и молитвой.   В. Кастовый
4. ... человек должен быть носителем религиозного знания, веры, он - слуга Бога; народом и всеми делами управляет Бог (теократизм); страх кары Божьей должен всегда быть в душе человека.   Г. Семейный

Задание 1.3. Выпишите 5 понравившихся Вам изречений Конфуция, обоснуйте свой выбор._______________
________________

____.

Задание 1.4. Выполните тестовые задания и проверьте свои знания по данному разделу.

1. Укажите государство Древнего Востока, для которого, был характерен семейный воспитательный тип.

А)Древний Китай

Б) Древний Индия

В) Древний Персия

Г)Древний Иудея

2. Укажете государство Древнего Востока, для которого был характерен кастовый (сословный) воспитательный тип.

А)Древний Китай

Б) Древний Индия

В) Древний Персия

Г)Древний Иудея

3. Укажите государство Древнего Востока, для которого был характерен государственный воспитательный тип.

А)Древний Китай

Б) Древний Индия

В) Древний Персия

Г)Древний Иудея

4. Укажите государство Древнего Востока, для которого был характерен религиозный воспитательный тип.

А)Древний Китай

Б) Древний Индия

В) Древний Персия

Г) Древний Иудея

Тема 2. Воспитание и школа в античном мире.

Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

Теоретическое содержание материала

1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

2. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

3. Зарождение христианкой традиции воспитания.

4. Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии.

Практические задания

Задание 2.1. Выполните тестовые задания и проверьте свои знания по данному разделу.

1. Политический строй и характер власти в полисах Древней Греции определял идеалы общественного воспитания. Укажите тип власти, который был характерен для древнегреческого города - полиса Афины

А) Демократия (рабовладельческая)

Б) Олигархия

В) Протогосударство

Г) Древневосточная община

2. Укажите тип власти, который был характерен для древнегреческого города - полиса Спарта.

А) Демократия (рабовладельческая)

Б) Олигархия

В) Протогосударство

Г) Древневосточная община

3. Укажите название государственных воспитательных учреждений в Спарте

А) Агеллы

Б) Эфебии

В) Гимнассии

Г) Мусическая школа

4. Укажите слово, означающее «учитель» (в афинских школах).

А) Дидаскал

Б) Педагог

В) Софист

Г) Педон

5. Как называли раба, сопровождавшего учеников в школу (Афины)

А) Дидаскал

Б) Педагог

В) Софист

Г) Педон

Задание 2.3. В свободном столбце поставьте букву, под которой зашифрована определенная система воспитания (А – Спартанская, Б – Афинская), описанная в левом столбце.

Цель воспитания – беспрекословное послушание, выносливость и освоение науки побеждать.  
Основной элемент и главное содержание воспитания юношей – военная подготовка (в гипертрофированных формах), и такое воспитание – функция государства.  
Цель воспитания - гармоничное развитие человека, воспитание - не полностью государственное.  
Умственное и эстетическое ("мусическое") воспитание включало обучение музыке, пению, танцам, счету, чтению, ораторскому искусству, политике, философии.  
Главное в нравственном воспитании - формирование дисциплинированности, мужества, самообладания, чувства собственного достоинства, скромности, хороших манер.  
Главное в нравственном воспитании - полное подчинение личности социальной группе.  
Интеллектуальное воспитание - минимальное (начатки чтения и письма), осуществляемое частными учителями.  
Физические упражнения служат не для развития телесной красоты, а для силы, ловкости, выносливости, умения переносить лишения и физическую боль.  
Физическое воспитание направлено на поддержание здоровья, развитие силы, ловкости и красоты человеческого тела, а также развитие характера.  
Ценность музыки и хорового пения - лишь в ее способности организовать и мобилизовать воинов  
Музыка - средство эстетического наслаждения, постижения гармонии, которая характерна и для наук, и для искусств (мусическое воспитание)  
Укажите античную систему воспитания, включавшую правило уничтожать хилых и уродливых детей (ибо прекрасная душа может обитать только в красивом теле).  
Отношение к славе: в юношах следует воспитывать пренебрежение к любой славе, кроме военной, воинской.  
Воспитание девушек должно предусматривать строгий уклад жизни, физические упражнения, закалку (как будущих солдатских матерей и жен).  

Задание 2.4. Установите соответствие между понятиями и словом, которым оно обозначалось в Древней Греции

Понятие Соответствие Слово
1. Всесторонняя развитость, образованность и культура   А. Пайдейа  
2. Физическое и нравственное совершенство   Б. Калокагатия  
3. Искусство спора   В. Диалектика  
4. Красноречие   Г. Риторика  
5. Образцовое поведение, добродетель   Д. Арете  

Задание 2.5. В свободном столбце поставьте букву, под которой зашифрована определенная система воспитания (А – Древнегреческая, Б – Древнеримская), описанная в левом столбце.

Этот тип воспитания имел целью подготовить гражданина, готового жертвовать всем ради своего рода и государства, храброго воина. Определите тип воспитания и укажите к какой системе воспитания (из древнегреческих – афинской или спартанской) оно ближе  
В какой системе воспитания было не принято проводить состязания, участники которых выступали обнаженными  
В какой системе воспитания считалось стыдным созерцание обнаженного тела, поэтому борьбе и другим спортивным состязаниям предпочитали бои быков, гладиаторов, конные ристалища (соревнования)  
Для какой системы воспитания античности характерно: в числе главных забот родителей воспитание стыдливости  
Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями этой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство "гимнастического" и "мусического". Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал "калокагатии" - красоты и добра, слитых в человеке воедино.  

Задание 2.6. Как Вы понимаете следующие высказывания древнегреческих философов?

1. «Познай самого себя» (Сократ) _____
________. 2. «О каждой вещи бывает два совершенно противоположных мнения» (Протагор) __
__________.

3. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит) ________________
____________.

Наши рекомендации