Цель, задачи, закономерности и принципы воспитания учащихся с нарушенным слухом
Цель воспитания - развитие социально адаптированной, всесторонне развитой личности.
Задачи воспитания:
- целостное формирование личности с учётом цели всестороннего гармонического развития личности;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, развитие соцориентированной мотивации;
- развитие гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер;
- воспитание жизненной позиции;
- развитие склонностей, способностей и интересов личности с учётом её возможностей и желаний, а также соц.требований;
- организация познавательной деят-ти школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
- организация личностной и социально ценной многообразной деят-ти, стимулирующей формирование
- качеств личности;
- развитие важнейшей социальной функции личности-общения в изменяющихся условиях трудовой деят-ти.
Принципы воспитания:
• общественная направленность воспитания (нужно формировать у учащихся общ-но-ценные мотивы деят-ти, если такие мотивы высоконравственны, общ-но значимы, то и деят-ть, в процессе которой ребёнок совершает поступки, будет иметь большой воспитательный эффект. В процессе выработки соц.качеств необходимо сочетать общ-но полезную деят-ть с целенаправленным воспитанием сознания посредством слова, нравственного просвещения. 1 из эффективных путей реализации этого принципа - введение специальных школьных предметов и наполнение соот-щим содержанием других школьных дисциплин. Гражданское воспитание должно начинаться рано, на всех ступенях формирования соц.качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. На современном этапе развития общества актуальная задача-преодоление апатии и инертности молодёжи, её соц.отчужденности.)
• связь воспитания с жизнью и трудом(формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. По этому принципу воспитанников необходимо включать в общ-ную жизнь, разнообразные дела, формируя положит-ное отношение к ним. Принцип требует от воспитателя: - широкого и оперативного ознакомления воспитанников с трудовой жизнью людей и происходящими в ней переменами; - привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно-полезной деят-ти. Реализация пр-па требует: * понимания уч-ся роли труд в жизни общ-ва и каждого человека, значение экономич.базы общ-ва для удовлетворения растущих потребностей граждан; * уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности; * развивать способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать; * понимание общих основ современного производства, стремление расширить политехнический кругозор; * сочетание личных и общ-ных интересов в трудовой деят-ти, выбор профессии в соответствии с потребностями общ-ва; * бережное отношение к общ-ному достоянию и природным богатствам; * нетерпимое отношение к проявлению безхозяйственности, безответственности;)
• опора на положительное в воспитании (Педагог обязан выявлять положительное в человеке и опираясь на хорошее развивать другие недостаточно сформированные/отрицательно соориентированные качества. При этом в воспитательном процессе недопустимо конфронтации противопоставления сил и позиций. Необходимо сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках поведения ребёнка. Главное формирование положительных черт, которые нужно развивать и выявлять прежде других. Ещё 1 аспект- создание положительного воспитательного фона: сюда относится жизнедеятельность воспитанников, стиль воспитат.отношений и "дух"учебно-воспитательных заведений).
• гуманизация воспитания (требует:- гуманного отношения к личности воспитанника, -уважение прав и свобод воспитанника, -предъявление воспитаннику посильных и разумных сформулированных требований, -уважение позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования, -уважение права человека быть самим собой, -доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания, -ненасильственное формирование требуемых качеств, -отказ от телесных и др.унижающих честь и достоинство личности наказаний, -признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат его убеждениям)
• личностный подход (воспитатель: -постоянно изучал и хорошо знал особенности темперамента характера, взгляды, вкусы, привычки воспитанников; -умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств; -постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и всё усложняющейся трудовой воспитательной деят-ти; -своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению целей; -максимально опирался на собственную активность личности; -сочетал воспитание с самовоспитанием личности; -развивал самостоятельность воспитанников.)
• единство воспитательных воздействий (принцип ориентирован на взаимодействие усилий школьников, семьи и общественности. Предполагает совместную деят-ть учителей, общ-ных орг-ций и семьи. Требует, чтобы все лица и орг-ции, заинтересованные в воспитании ребёнка, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, а также дополняли и усиливали педагогическое воздействие друг друга. Реализация этого принципа помогает: * формировать личность воспитанника более широкого окружения; *огромная роль в воспитании принадлежит семье, поэтому необходимо сформировать правильное взаимодействие с семьёй; *воспитатель должен быть воспитан сам, а следовательно должен культивировать в себе те качества, которые хочет привить ученику; *устранить недоразумения с семьёй следует, опираясь не на то, что разъединяет, а на то, что соединяет; *воспитателям необходимо поддерживать разумные требования друг друга.)
Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах.
Можно выделить следующие закономерности воспитания:
- воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения; нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека; интеллектуальное - через мыслительную активность, решение интеллектуальных задач;
- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается;
- соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно разделенная деятельность помогает ребенку ощутить себя субъектом деятельности, это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший педагог чувствует границы меры собственного участия в деятельности детей, умеет отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор;
- только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь ребенку, простить его оплошности, защитить;
- организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок.