Ее влияния на личность
♦ СРЕДА И ЕЕ РОЛЬ Б ФОРМИРОВАНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Среда характеризуется множественностью, качественным разнообразием, противоречивостью формирующих воздействий. В целях определения их характера и педагогической корректировки принято разделять средовые факторы на три группы (макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы) — в качестве логического основания такой дифференциации принимается масштаб среды (макросреда, мезосреда, микросреда), а также степень активности и опосредованное™ влияния соответствующего фактора наличность.
4* |
□ Функционирование и развитие всех трех уровней среды взаимообусловлено и взаимосвязано: изменения макросреды приводят к изменению мезо-и микросреды, и наоборот.
□ Влияние факторов среды объективно, в основном стихийно, фронтально1 и взаимообусловлено. При этом отсутствие или
1 Фронтшгъное — в значении: общее, распространяющееся на всех, производимое одновременно.
недостаточная активность влияния каких-либо факторов — это тоже фактор (например, отсутствие семьи — важнейшего фактора развития человека — обстоятельство, формирующее значение которого трудно переоценить). □ Степень опосредованное™ влияния факторов среды разная: макросреда воздействует на развитие человека и формирование его личности главным образом опосредованно; мезосреда оказывает и прямое, и опосредованное ближайшим окружением влияние; микросреда трансформирует влияния макро- и ме-зосреды и воздействует чаще всего прямо и непосредственно.
□ Социальные микрогруппы, к которым принадлежит личность и которые выступают в качестве важнейших факторов ее социализации, оказывают разное воздействие в различные этапы возрастного развития человека: в младенческом и дошкольном возрасте ведущую роль играет семья; на младшего школьника
семья влияет примерно в той же мере, что школа и детский коллектив; в подростковом и юношеском возрасте становится все более значимым влияние сверстников; на взрослою человека влияют прежде всего социально-профессиональная группа, семья, отдельные личности.
Наиболее активными факторами формирования и социализации личности человека являются семья и коллектив: характер и специфику их влияния мы рассмотрим подробнее. При этом рекомендуем следующую организацию изучения проблемы: общее представление о роли и характере формирующего влияния среды, в том числе таких ее компонентов, как семья и коллектив, вы можете получить на лекциях и при самостоятельном освоении учебного материала, а более детальное обсуждение тем «Семья и становление личности», «Коллектив как фактор социализации личности» целесообразно провести на семинарских или практических занятий либо в другой коллективной форме.
♦ РЕТРОСПЕКТИВА СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Недолог век семьи на фоне истории развития человечества — по мнению ученых, как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Если заглянуть в глубокую древность, то мы увидели бы, как по мере развития орудий труда и форм хозяйствования человек обретал силы, достаточные для того, чтобы выделиться из состава родовой, а позднее соседской общины, из большой, часто объединяющей под одним кровом сотни людей семьи, и создать моногамный союз мужчины и женщины.
Из разнообразных форм совместного проживания людей
человек разумный (Homo sapiens)
разумно выбрал семью,
как вариант, оптимально отвечающий его потребностям,
обеспечивающий стабильность и поступательное развитие человеческого сообщества.
К СЛОВУ! |
МАЛЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
МОНОГАМИЯ(от греч. monos — один, единственный и gamos — брак) — единобрачие, сожительство одного мужчины с одной женщиной. Противоположное — полигамия (многобрачие).
Первая историческая форма моногамии — патриархальная семы, (вела совместное хозяйство; управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов).
У слова «семья» есть синоним — «фамилия». Любопытна этимология (происхождение) этого понятия:
К СЛОВУ!
ТОЛКОВЫЙ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ |
FAMILIA(лат.) в Древнем Риме — это: 1) семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой вхотили и рабы2; 2) совокупность рабов, принадлежащих одному человеку3.
Однако вернемся к патриархальной семье: этнографические данные позволяют сделать вывод, что одной из ее основных функций в этот период является продолжение рода, связанное с воспитанием детей, — передачей им накопленного опыта, формированием трудовых навыков, сообщение знаний о традициях, обычаях и принятых нормах поведения.
Вплоть до нового времени семья сохраняла за собой монополию в воспитании подрастающего поколения, причем формы и способы воспитательного воздействия семьи (наглядный пример ее старших членов, обучение труду в процессе совместной практической деятельности, включение ребенка в существующую систему социально-нравственных отношений в роли субъекта этих отношений) на протяжении многих тысячелетий оставались практически неизменными.
Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья); формирующее влияние изменяется по характеру (активную
роль приобретает система общественного воспитания, пример родителей перестает быть главным фактором социализации личности, ребенок приобретает большую автономию в семье), но значения своего как основного института воспитания семья не утрачивает.
В двадцатых—тридцатых годах нашего столетия в русле революционных преобразований, которые происходили в Советской России, некоторые идеологи анархистского толка настаивали на упразднении семьи, лишении ее воспитательных функций — миссию воспитания подрастающего поколения, по их мнению, призвано взять на себя государство, которое уполномочит специально подготовленных людей профессионально и идеологически выдержанно воспитывать будущих строителей нового общества.
Теория отмирания семьи как социального института и источника воспитания детей находила своих последователей и позднее. Так, академик С.Г. Стру-милин (1877—1974), автор многих работ по проблемам экономики, демографического планирования и т.д., в своей книге «Наш мир через 20 лет» (издана в 1964 г.) писал: «Каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит путевку в детские ясли, из них — в детский сад с круглосуточным содержанием или детдом, затем в школу-интернат, а из него уже с путевкой в самостоятельную жизнь на производство или на дальнейшую учебу»4. Примечательно, что, отрицая семейное воспитание, автор столь жуткого прогноза в годы войны принял в свою семью более десятка обездоленных детей и воспитал их... Так, во всяком случае, говорят...
В качестве совсем уж курьезного примера приведем выдержку из декрета, принятого в 1918 г. во Владимире:
«После 18-летнего возраста всякая девица объявляется государственной собственностью. Всякая девица, достигшая 18-летнего возраста и не вышедшая замуж, обязана под страхом строгого взыскания и наказания зарегистрироваться в бюро «свободной любви» при комиссариате призрения.
(...) Мужчинам в возрасте от 19 до 50 лет предоставляется право выбора женщин, записавшихся в бюро, даже без согласия на то последних, в интересах государства.
2 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 636.
3 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 602.
4 Струмилин С.Г. Наш мир через 20 лет // Избр. произведения: В 5 т. М., 1965. Т. 5. С. 435.
Дети, произошедшие от такого рода сожительства, поступают в собственность республики»5.
К счастью, человек разумный(Homo sapiens) разумно сумел сохранить одно из главных своих достояний — семейный очаг, а сама жизнь подтвердила несостоятельность, надуманноеть теории, предвещающей гибель семьи и отмену семейного воспитания.
Для того чтобы понять причины жизнеспособности и социальной устойчивости семьи, выявить истоки и специфику ее формирующего влияния, следует, прежде всего, определить, что такое семья и каковы ее основные функции.
♦ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ семьи И КОЕ что о топ,
КАК ОНА ИХ РЕАЛИЗУЕТ
«Семья есть микрокосм того общества, которое ее создало, и потому между обществом и семьей существует самая тесная солидарность, — писал русский общественный деятель, публицист и философ Н.В. Шелгунов (1824—1891). — Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавшее ее общество. Созданная сама обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание...»6
ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ':
В 1994 году в России было около 40 миллионов семей; семьи объединяли примерно 91% населения страны, число одиночек составляло 11,6 млн человек (* 9%).
С |
Е М ЬЯ — основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:
5 Социализация женщин. Петроград., 1918. С. 34—35.
6 Шелгунов Н.В. Письма о воспитании // Умом и сердцем: Мысли о воспи
тании. 4-е изд., доп. М., 1986. С. 216.
7 Здесь и далее в рубрике «Факты свидетельствуют» использованы следую
щие материалы: Морозов В. Первый ежегодный отчет России. Отчет для граж
дан России. Наше положение экономическое, социальное и международное.
М., 1995. 56 с; Положение детей в России / Под ред. А.И. Лиханова М., 1992.
Цит. по: Семья как объект социальной работы. Социальная работа. Вып. № 7.
М., 1993. С. 97.
р репродуктивная — рождение детей:заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;