Эволюция спортивной техники в вашем виде восточных боевых искусств. Современные тенденции изменения технического арсенала спортсменов высокой квалификации
(Матвеев Л.П. «Теория и методика физической культуры // Учебник для институтов физ.культуры. М.-1991 г.)
Через совокупность движений, объединенных в целостные действия, проявляется в конечном счете практически активное отношение человека к миру. «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности, — писал И. М. Сеченов, — сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению»*. Посредством двигательных действий человек удовлетворяет свои потребности и изменяет самого себя.
Физическими упражнениями могут быть названы не все движения и действия. Физические упражнения — это такие виды двигательных действий (включая и совокупности их), которые направлены на реализацию задач физического воспитания и подчинены его закономерностям. Это определение подчеркивает важнейший отличительный признак физических упражнений — соответствие формы и содержания действий сущности физического воспитания, закономерностям, по которым оно происходит. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение адекватного средства, когда ей придаются рациональные формы, оправданные с позиций физического образования, и когда обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует объективно необходимому для эффективного воспитания физических качеств. То же самое можно сказать о любых других двигательных действиях, которые возникли первоначально в сфере труда или быта, а затем, соответственно видоизменяясь, становились средствами физического воспитания (бег, преодоление предметных препятствий, метания, плавание, поднимание тяжестей, борьба и т.д.).
1.1.2.1. Общее понятие о технике двигательных действий
В каждом произвольном двигательном акте есть двигательная задача, осознаваемая как конкретный желательный результат действия, и способ, каким она решается. Во многих случаях одна и та же двигательная задача может быть решена несколькими различными способами (например, выполнить прыжок в высоту можно, отталкиваясь и ближней к планке, и дальней от нее ногой), причем среди них есть относительно менее эффективные и более эффективные. Те способы выполнения двигательных действий, с помошью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью, принято называть техникой физических упражнений*.
Это понятие находится в одном ряду с понятием «форма физического упражнения», если, напомним, подразумевать под ней не только внешнюю, но и внутреннюю структуру движений. Отличие, однако, в том, что термин «техника» относится не ко всяким, а лишь к эффективным формам физических упражнений, рационально построенным с учетом закономерностей движений**.
Ясно, что степень эффективности техники физических упражнений в каждый данный момент относительная, так как сама техника не остается неизменной.
Она беспрерывно в принципе совершенствуется и обновляется, становясь все более эффективной, причем как у отдельного человека (по мере совершенствования его двигательных умений и навыков), так и в целом (по мере все более углубленного научного познания закономерностей движений, совершенствования методов обучения физическим упражнениям и воспитания физических качеств).
Прогресс техники физических упражнений обусловлен в определенной мере и совершенствованием специального инвентаря и оборудования.
Все это постоянно приводит к появлению более эффективных форм упражнений, в чем легко убедиться на примере спортивной техники, столь значительно изменившейся почти во всех видах спорта в последние десятилетия.
Спортивно-техническая и тактическая подготовка.Наряду с физической подготовкой большое место в спортивной тренировке занимают практические разделы технической и тактической подготовки спортсмена. Спортивная техника представляет собой более или менее совершенные способы выполнения соревновательных действий, а спортивная тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной цели. Этим объясняется теснейшая взаимосвязь технической и тактической подготовки спортсмена, которые можно разделять лишь условно.
«Технической подготовкой»спортсмена называют обучение его технике действий, выполняемых в состязании или служащих средствами тренировки, и доведение сформированной техники до необходимой степени совершенства. Центральная задача в спортивно-технической подготовке — обеспечить формирование таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях, а также неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом.
Решение этой центральной задачи предполагает последовательное решение ряда поэтапных задач:
- познание основ спортивной техники;
- моделирование ее индивидуализированных форм, соответствующих наличным возможностям спортсмена;
- формирование двигательных умений и навыков, позволяющих успешно участвовать в текущих соревнованиях;
- последующее преобразование или обновление форм техники в соответствии с возросшими возможностями спортсмена;
- создание на достаточно высоких ступенях овладения мастерством принципиально новых вариантов спортивной техники, в том числе не применявшихся ранее;
- доведение их до возможно высокой степени совершенства.
Все это составляет преимуществен но содержание специальной технической подготовк и спортсмена, которая строится на базе физической и общей технической подготовки.
В общей технической подготовке спортсмена предусматривается создание, пополнение (или восстановление) фонда умений и навыков, являющихся предпосылками формирования техники избранного вида спорта. В процессе общей подготовки широко используется эффект положительного переноса навыков: навыки, формируемые в ней, входят — обычно в преобразованном виде — в состав o6paзующихся на их основе специфических спортивных навыков и содействуют их совершенствованию (как, например, ряд гимнастических навыков при формировании навыков прыжка с шестом, прыжков в воду, фигурного катания на коньках). Общая техническая nor готовка спортсмена включает также обучение технике упражнений привлекаемых в качестве средств физической подготовки (поскольку раньше, чем использовать то или иное упражнение как средств воспитания физических качеств, надо научиться технически правильно его выполнять).
(ответ строить на основе изменений, происходящих в техническом арсенале и технической подготовке спортсменов в Вашем Виде ВБИ, увязывая с изменениями в Правилах, экипировке, тактике…)
БИЛЕТ 25 (вопрос 1)
Тенденции и закономерности развития физической культуры и спорта в XX и XXI веках. Вклад представителей СССР, стран СНГ и России в международное олимпийское движение. Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Увеличение количества соревнований и усложнение структуры системы соревнований, проявляющееся, в частности, в организации чемпионатов и Кубков мира, серий коммерческих соревнований, комплексных соревнований в отдельных странах и регионах, безусловно, стимулирует рост спортивных достижений. Наиболее заметное влияние в этом отношении оказывают, конечно, Олимпийские игры. Их влияние на динамику спортивных достижений было отмечено еще в начале 70-х годов: неравномерность прироста спортивных достижений в большинстве видов спорта, которая объясняется воздействием большого количества факторов, в состав которых входят и особенности системы соревнований. Были выделены так называемые «олимпийские циклы» в динамике спортивных достижений, характеризующиеся существенно большим по сравнению со средним увеличением прироста технических результатов в год проведения Олимпийских игр.
Обозначаются годы олимпийского цикла как - «послеолимпийский» - первый год, «межолимпийский» - второй год, третий год - «предолимпийский» и четвёртый - «олимпийский год». Мотивационное влияние Олимпийских игр проявлялось также в том, что после включения новых видов в программу Игр, в следующих 1-2 четырехлетиях в этих видах наблюдалось существенное по сравнению со средним увеличение прироста достижений. В дальнейшем динамика результатов приобретала характерные для остальных видов черты.
После включения в 80-х годах в международную систему соревнований Чемпионатов мира по плаванию и легкой атлетике, проводимых в межолимпийские годы, лучшие результаты четырёхлетий в некоторых номерах программы стали демонстрироваться несколько чаще в годы их проведения. Но в целом общая тенденция олимпийских циклов продолжает сохраняться.
В большинстве циклов лучшие результаты четырёхлетия демонстрировались в год проведения Олимпийских игр, а в послеолимпийский год наблюдалось снижение уровня результатов. В межолимпийские и предолимпийские годы уровень результатов постепенно повышался. Иногда отмечались исключения, когда лучшие результаты демонстрировались в первый год, а худшие в четвёртый. Но в общей тенденции количество лучших результатов четырёхлетия возрастало, а количество худших убывает от послеолимпийского года к олимпийскому.
Очевидно, что рост развития ФКиС одновременно стимулируется и другими факторами, в частности, совершенствуются техника выполнения соревновательных действий и инвентарь. В подготовке спортсменов, занимающихся формирующимися видами спорта, часто используются концепции и подходы, применяемые в других видах спорта.
Развитие видов спорта естественно связано с совершенствованием количественных и качественных параметров системы соревнований. Наиболее популярные виды получают все большее распространение в мире. Начинают проводиться чемпионаты отдельных стран, континентов, мира. Виды спорта, соответствующие положениям Олимпийской хартии, на определённом этапе включаются в программу Игр, что обусловливает новые импульсы развития спортивных достижений.
Семидесятые и восьмидесятые годы отличались высоким темпом роста спортивных достижений во многих видах спорта. Можно было предположить, что происходит изменение концепции подготовки спортсменов. Этот же период характеризовался все более частыми случаями уличения даже выдающихся спортсменов в применении средств, отнесенных к разряду допингов. Сопоставление этих фактов с последовавшим в конце 80-х - начале 90-х годов снижением величины прироста результатов приводят к мысли, что концепция подготовки действительно менялась. Большую, если не главную роль в подготовке спортсменов стали играть фармакологические и другие средства, стимулирующие физическую и психическую работоспособность.
Нo ещё существуют сторонники сохранения чистоты спорта. Благодаря им в конце XX века регламент допинг-контроля предусматривает взятие проб не только после соревнований, но и в процессе подготовки к ним. Несмотря на высокую стоимость и трудоемкость анализов, расширяется контингент спортсменов, подвергающихся допинг-контролю. Возрастающая вероятность обнаружения запрещённых средств в организме и негативное отношение общества к применяющим их спортсменам в определенной мере сдерживает распространение допингов. Возможно, с этим связано некоторое снижение прироста результатов в конце 80-х - начале 90-х годов XX века.
Современные проблемы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
К ним в первую очередь относятся проблемы применения российскими спортсменами и не только допинга и объективности судейства на Олимпийских играх и других международных соревнованиях. Сегодня, когда уровень спортивных достижений непрерывно растёт и победа в соревнованиях даётся всё труднее, некоторые тренеры и спортсмены используют запрещённые средства, повышая работоспособность организма за счёт искусственной стимуляции. Борьба с допингом остаётся актуальной проблемой для всех, кто стремится сохранять и умножать лучшие олимпийские традиции. Применение допинга ставит под сомнение честное спортивное соперничество, здоровье спортсменов, их дружбу и взаимопонимание. Поэтому ещё на сессии МОК в Москве (1962) была принята специальная резолюция, призывающая НОК и МСФ развернуть активную борьбу с допингом.
В сохранении правил честной спортивной борьбы существенным фактором выступает объективность судейства на Олимпийских играх и других международных соревнованиях, в частности к российским спортсменам. Эти вопросы постоянно находятся в поле зрения специалистов и спортивной прессы. В настоящее время в ряде видов спорта (фигурное катание на коньках, художественная и спортивная гимнастика, бокс, борьба, спортивные игры) исход спортивных поединков зависит от субъективного мнения одного или нескольких лиц. Нередко это приводит к судейским ошибкам или необъективной оценке исхода встречи. Примеров этому история спорта знает немало.
На современном этапе достоянного роста спортивных результатов, а также с обострением идейно-политической борьбы на международной спортивной арене возрастает и актуальность проблемы объективности судейства. Пути решения её прогрессивные силы видят в широком применении технических средств в судейской практике и интернациональном справедливом принципе формирования судейских коллегий. Современный научно-технический прогресс открывает неограниченные возможности применения измерительной, фиксирующей, информационной аппаратуры.
Вклад представителей СССР, стран СНГ и России в международное олимпийское движение.
Выдающийся учёный начала XX века, основатель русской оригинальной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт много внимания уделил древним Олимпийским играм. В работе «Исторический очерк», говоря о значении и месте Игр в жизни древней Греции, он рассматривает их как важное условие гармоничного, эстетичного и нравственного образования и воспитания молодежи.
Развитие научно-теоретических вопросов, связанных с Олимпийскими играми, способствовало созданию базиса для вступления России в Международное Олимпийское движение. Видные государственные и общественные деятели России принимали активное участие в Олимпийском движении.
На первом Олимпийском конгрессе в 1894 г. избран членом МОК для России А.Д. Бутовский (1894-1900 гг.), который был автором многих трудов по теории и методике физической подготовки в армии и учебных заведениях. Педагог, генерал русской армии, как член МОК, он внёс заметный вклад в организацию и проведение Игр I Олимпиады в Афинах. А.Д. Бутовский выступал активным пропагандистом Олимпийских идей в России. Участвовал во многих Олимпийских конгрессах, где выступал с научными докладами.
Помимо А.Д. Бутовского членами МОК для России были: граф Г.И. Рибопьер (1900-1913), который являлся крупнейшим меценатом спорта, был президентом Санкт-Петербургского атлетического общества и покровительствовал развитию в России борьбы и тяжелой атлетики, князь С.К. Белосельский-Белозерский (1900-1908) был генералом русской армии, как меценат клуба «Спорт» (Петербург) уделял внимание развитию спорта в России, князь С.А. Трубецкой (1908-1910) также являлся сторонником развития русского спорта и Олимпийского движения, князь Л.Б. Урусов (1910-1913) также пропагандировал Олимпийское движение в России, Г.А. Дюперрон (1913-1915) был председателем Петербургского общества содействия физическому развитию учащейся молодежи, как видный теоретик и историк русского спорта организовал и впоследствии руководил многими общественными спортивными организациями Петербурга и Москвы. С момента создания Российского Олимпийского комитета (1911 г.) был его секретарём.
Вопрос об участии России в Олимпийских играх встал в 1896 г., когда ее представители А.Д. Бутовский и Н. Риттер побывали на Играх I Олимпиады. Лишь в 1908 г. по инициативе спортивных клубов и обществ на Игры в Лондон впервые отправились спортсмены России. Делегация состояла из 8 человек. Первым русским чемпионом стал фигурист Н. Панин-Коломенкин. Борцы А. Петров и Н. Орлов были удостоены серебряных медалей в своих весовых категориях.
Успешный дебют спортсменов России вызвал широкий резонанс у русской спортивной общественности.
Участие в последующих Играх V Олимпиады в 1912 г., а также заинтересованность в дальнейших успехах русского спорта на Олимпийских играх способствовало созданию в 1911 г. Российского Олимпийского комитета (РОК). Его возглавил председатель Петербургского общества любителей бега на коньках В.И. Срезневских, а секретарем был избран Г.А. Дюперрон. После образования РОК начинают создаваться его филиалы на местах. Так в тот период времени были созданы Петербургский, Киевский, Одесский и Прибалтийский Олимпийские комитеты.
Впервые Россия официально принимала участие на Играх V Олимпиады в 1912 г. в Стокгольме. Команда России состояла из 170 спортсменов, выступивших во всех разделах олимпийской программы. Результаты оказались скромными: 2 серебряные и 2 бронзовые награды и предпоследнее место в неофициальном командном зачете было расценено как поражение. Для более целенаправленной подготовки к Играм VI Олимпиады в 1916 г., а также для дальнейшего развития спортивного движения в России проводятся в 1913 и 1914 гг. Всероссийские Олимпиады, программа которых во многом была сходной с Олимпийской.
Однако с началом I мировой войны Игры VI Олимпиады в 1916 г. не проводились. После её окончания Россия в силу внутренних и внешних причин не принимала участия в Олимпийских играх до 1952 г. В 1951 году был создан Олимпийский комитет СССР, признанный в 1999 году НОК.
В Играх XV Олимпиады в 1952 г. советские спортсмены впервые приняли участие, и с этого года (исключением были Игры XIX Олимпиады в 1968 г. в Мехико) ни разу не уступали I места в неофициальном командном зачёте. Был успешным дебют советских спортсменов и на VII Зимних Олимпийских играх в 1956 г. в Кортино-Д'Ампеццо, где была одержана победа в неофициальном командном зачете.
Советские представители неоднократно входили в состав международных спортивных объединений. Членами МОК для СССР были Андрианов К.А. (1951-1988 гг.), Романов А.О. (1952-1971 гг.), Смирнов В.Г. (1971- по настоящее время), Грамов М.В. (1988-1992 гг.), с 1994 года членом МОК для России является Ш.А. Тарпищев.
Весь мир восхищается многократными советскими Олимпийскими чемпионами, такими как Л. Латынина (спортивная гимнастика) - 9 золотых Олимпийских медалей, четырёхкратным олимпийским чемпионом А. Тихоновым (биатлон), трёхкратным Олимпийским чемпионом В. Санеевым (лёгкая атлетика), В. Третьяком (хоккей), Л. Скобликовой (коньки), И. Родниной (фигурное катание) и многими другими.
В 1989 г. был создан Олимпийский комитет России (ОКР), который возглавил В.А. Васин, а с 1991 г. В.Г. Смирнов. После распада СССР (1991 г.) советские спортсмены последний раз выступили в составе «Объединённой команды» в 1992 году на Играх XXV Олимпиад в Барселоне и XVI Зимних Олимпийских играх в Альбервилле. Одержав I место в неофициальном командном зачете, была написана последняя страница советского спорта.
В 1992 году ОКР был принят МОК и получил право с 1 января 1993 года выступать как суверенный член Олимпийской семьи.
Дебют спортсменов Российской Федерации состоялся на XVII Зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере (1994 г.). Спортсмены России заняли I место в неофициальном командном зачете, завоевав больше всех (11) золотых Олимпийских медалей. Первую медаль для России на Олимпийских играх выиграл конькобежец А. Голубев, 3х-кратной Олимпийской чемпионкой стала Л. Егорова, заслуги которой были высоко оценены государством и президентом России Б.Н. Ельциным, вручившим ей орден «Герой России».
Игры XXVI Олимпиады, проходившие в 1996 г. в Атланте (США), стали знаменательными для спортсменов России, поскольку впервые после 1912 года спортсмены нашей страны выступили на летних Играх под российским флагом. Представители России завоевали 26 золотых, 21 серебряную и 16 бронзовых медалей. 31 россиянин вернулся на Родину олимпийским чемпионом, 63 стали призёрами Игр. Первую золотую олимпийскую медаль для сборной России завоевал Александр Бекетов, победив в соревновании шпажистов. Выдающиеся достижения на Играх XXVI Олимпиады установили А. Попов, добавивший к двум золотым медалям Игр XXV Олимпиады 1992 г. олимпийское золото за победы в плавании на дистанции 50 и 100 м вольным стилем, Д. Панкратов, завоевавший две золотые медали на 100 и 200 метров баттерфляем, С. Мастеркова, победившая в беге на 800 и 1500 метров, А. Карелин, ставший трёхкратным Олимпийским чемпионом по греко-римской борьбе, А. Немов, завоевавший больше всех медалей для сборной России на гимнастическом помосте: 2 золотые, 1 серебряную и 3 бронзовые медали, С. Поздняков, победивший в турнире саблистов в личном и командном первенстве, и многие другие.
XVIII Зимние олимпийские игры проходили в 1998 году в Нагано (Япония). На этих играх представители России завоевали 9 золотых, 6 серебряных и 3 бронзовые медали. Первую золотую медаль для сборной России завоевала Ольга Данилова, выиграв лыжную гонку на 15 км. Выдающиеся достижения на XVIII Зимних Олимпийских играх установила российская лыжница Лариса Лазутина, победив в двух гонках на 5 и 10 км, а третью золотую медаль получила в составе команды, выигравшей эстафету.
Указом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина Л. Лазутиной присвоено звание «Герой России».
Повторили свой успех в Лиллехаммере (1994 г.) российские фигуристы П. Грищук и Е. Платов, выиграв соревнования в танцах на льду. Золотую медаль завоевала спортивная пара О. Казакова и А. Дмитриев, серебро Е. Бережная и А. Сихарулидзе. Чемпионом в мужском одиночном катании стал И. Кулик. Серебряные медали в танцах на льду завоевали А. Крылова и О. Овсянников. Больше всех медалей завоевали россияне в лыжном спорте. Помимо О. Даниловой и Л. Лазутиной, олимпийскими чемпионами стали Е. Вяльбе и Н. Гаврилюк (в составе эстафетной команды), Ю. Чепалова ( в гонке на 30 км), Г. Куклева (в биатлоне - гонка на 7,5 км). Серебряные медали завоевали женская сборная Россия по биатлону в эстафете и мужская сборная по хоккею. Абсолютным рекордсменом по количеству завоёванных медалей среди всех участников Игр стала Л.Лазутина - 3 золота, 1 серебро, 1 бронза.
БИЛЕТ 25 (вопрос 2)