Развитие творческих слуховых восприятий и других сенсорных умений

Совершенствование восприятий и памяти — слуховой, осязательной, кожной, обонятельной и вкусовой. Тренинг памяти комплексных чувственных образов. Тренинг механизмов переключения. Действие с реальными и воображаемыми предметами

Упражнение 79 СОНАР

Есть такой технический прибор, сонар — улавливатель звуков. Вообразим, что мы включили сонар.

— Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушенный гул разговоров и шагов в вестибюле, а наверху, во втором этаже, еле слышные звуки музыки и притоптываний в танцевальном зале. Все вместе — общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составные части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных шумов.

— Теперь включите только звуки из танцевального зала.

— Только вестибюль!

— Переключайтесь по моей команде! Улица! Вестибюль! Улица! Зал! Вестибюль! Зал!

Упражнение 80 ТЕЛЕВИЗОР

Мы занимались в предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к ним и изображение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.

— Слушаем улицу!.. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь... А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрестке? Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприемник? Кто там возле него накручивает рычажки? Представьте себе, со всей конкретностью деталей, жизнь улицы по доносящимся звукам.

— Переключаем телевизор с улицы на вестибюль. А там что делается сейчас? Послушаем отдельные звуки, и пусть одновременно фантазия включит изображение.

Упражнение 81 МАГНИТОФОН

В механизмах пашей памяти, среди других аппаратов, есть и самый объемистый в мире магнитофон — на нем записаны все звуки, которые мы когда-либо слышали в жизни. Звуки эти, правда, записывались чаще всего вместе с изображением (то есть происходила «синхронная съемка», как говорят кинематографисты). Но сегодня мы — звукооператоры. Нас интересуют, прежде всего, звуки!

— Вспомните шум деревьев в лесу. Да, конечно, слово «лес» сразу же вызвало в воображении картину леса. Помогайте себе видениями и вспоминайте звуки... Лесная поляна. Ветер ерошит листья. Качаются и шелестят верхушки берез. Прислушайтесь к этим звукам. Слышите их?

— Вспомните лай собаки... А какую собаку вспоминаете?

— Вспомните шум поезда. Мы едем в нем.

— Вспомните звуки подъезжающего трамвая.

— Вспомните, какую мелодию слышим мы по радио перед трансляцией футбольного матча.

— Вспомните голос матери. Она зовет вас по имени.

— Не все возникает в памяти? Не так четко, как хотелось бы? Ну, не все сразу! Надо освоить наш внутренний магнитофон, научиться им пользоваться, чтобы он мгновенно отзывался на нажатие кнопки. По до слуховых галлюцинаций нам доходить совсем не нужно. Звуки в воспоминании и не должны быть такими четкими, как в действительности. Нам достаточно и намека на звук, лишь бы мгновенно ожило воспоминание!

Упражнение 82 КРУГОВАЯ МАГНИТНАЯ ЛЕНТА

Полезное упражнение для индивидуального тренинга— наметить в определенном порядке несколько разных звуковых воспоминаний и переключаться от одного к другому, постепенно сокращая время настройки на звук.

Потом можно сделать «круговую магнитную ленту», в такой, например, последовательности звуков:

1) шум проносящегося мотоцикла;

2) бульканье воды, наливаемой из графина в стакан;

3) звонки в телефонной трубке («занято»);

4) музыкальные позывные последних известий по радио;

5) снова — шум мотоцикла и т. д.

Пока механизмы памяти еще трудно поддаются произвольной регулировке, можно сначала подготовить

«магнитофон» к этому упражнению — бтрепетировать звуки. Послушать реальный шум мотоцикла, музыкальные позывные, несколько раз налить воду в стакан, позвонить по телефону, — и закрепить в памяти все нужные звуки, чтобы они легче возникали, когда мы будем тренировать переключения.

Напомним здесь, что всякий чувственный образ и всякая память его — это всегда совокупность и зрительных, и слуховых, и иных восприятий, неотделимых друг от друга. Когда мы пытаемся произвольно вызвать в памяти какое-нибудь звуковое воспоминание, ему непременно будет сопутствовать и зрительный образ. Важно лишь, чему мы отдаем преимущественное внимание, что именно стараемся осознать в данный момент.

Наши задачи:

1. Произвольно, по заказу, уметь вызывать в памяти любой слуховой образ.

2. Уметь произвольно, мгновенно переключаться от одного чувственного образа к другому.

Упражнение 83 УЛИЧНЫЙ СОНАР

Это упражнение тоже для индивидуального тренинга.

— Когда вы идете по шумной, людной улице, попробуйте, не глядя по сторонам, лишь по доносящимся звукам ясно представлять себе зрительно, что происходит вокруг.

— Попробуйте улавливать звуки выборочно — слушать, к примеру, только шумы проезжающих машин, не обращая внимания на все остальное. Думайте, что это за машины, угадывайте, какие они, придумывайте, куда они направляются, кто в них едет.

— Прислушайтесь к шагам отдельных прохожих, но не смотрите на них. По звуку шагов нарисуйте себе внешний облик прохожего. Угадайте, куда он идет. Помните только, что нам совершенно не к чему играть в ясновидцев. Не вздумайте из любопытства проверять свои фантазии и узнавать у прохожего, верно ли вы определили его профессию. Мы занимаемся в этом упражнении не ясновидением, а совсем другим, более плодотворным делом, — развиваем органы чувств, память чувств, воображение и фантазию.

Упражнение 84 ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ

Говорят, великий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами — и читал, и писал, и разговаривал. Можно сказать, следовательно, что у него великолепно работали механизмы переключения и что он обладал хорошо оттренированным рассредоточенным (.многоплоскостным) вниманием.

За один урок, конечно, таких умений не освоить, но постепенно тренировать себя в этом направлении полезно. Время от времени нужно делать следующее:

— Перемножьте мысленно два многозначных числа (например, 36X24) и в то же время записывайте на листе бумаги очень хорошо известное вам стихотворение.

— Сделайте наоборот. Читайте вслух знакомое вам наизусть стихотворение, а на бумаге перемножьте два многозначных числа.

— Когда это освоено, прибавьте еще одно осложнение. Вместо знако:Мого стихотворения возьмите любой незнакомый текст из книги. Читайте его вслух, а на бумаге производите вычисления. Потом переписывайте текст из книги, а в уме перемножайте числа.

— Потом еще одно осложнение. Включите радио погромче или попросите окружающих мешать вам, шуметь, а сами вычисляйте и декламируйте или переписывайте текст и вычисляйте в уме.

— Наконец, последнее. Вычисляйте мысленно, одновременно переписывайте незнакомый текст, а товарищей попросите, чтобы задавали вам различные вопросы. Ответьте на все вопросы, не прекращая прежних дел.

Упражнение 85 СОНОСКОП

Этот фантастический прибор способен по звуку увидеть любую вещь.

— Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?. . А теперь?

Звуки разные — карандаш постукивает то по книге, то по столу, то по руке, то по авторучке, то по часикам.

Помогая осознаванию связи между внутренними видениями и звуками, мы тренируем образное мышление.

Упражнение 86 СОНОСКОП СОБЫТИЙ

— По нескольким разным звукам нарисуйте себе картину. Слушайте...

Один из учеников (он устраивается в таком месте комнаты, чтобы его не было видно) «задает звуки», остальные — оправдывают. Сначала ученики слышат, например, тихое насвистывание какой-нибудь мелодии, затем— резкий стук. Маленькая пауза. Громкий возглас: «Что тут такое?»

Что происходило?

— Шел человек по лесу, насвистывал. Вдруг — выстрел. ..

— Человек вошел в свою квартиру, ищет выключатель, чтобы свет зажечь, а выключателя нет. Споткнулся о детскую коляску. Понял, что в чужую квартиру забрел.

Упражнение 87 ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Ученики делятся на две группы. Усаживаются так, чтобы одна группа не видела другой, — спинами.

Первая группа «задает звуки», вторая — оправдывает. В первой группе может быть ведущий, который дирижирует звуками. Группе дается две минуты на то, чтобы сговориться о характере звуков.

Варианты этого упражнения:

1. Педагог задает общую тему обеим группам. К примеру: «Действие происходит на карнавале». По звукам первой группы (какие бы ни были эти звуки!) каждый из учеников второй группы рисует в своем воображении картины событий, происходящих на карнавале.

2. Педагог задает тему только слушающим из второй группы. Первая группа, производящая звуки, не знает, что задано. Допустим, педагог предупреждает вторую группу, что все звуки, которые они услышат, будут раздаваться на пароходе, идущем по морю глубокой ночью. Какие бы звуки теперь ни услышали ученики, они должны оправдать их появление заданными обстоятельствами.

Упражнение 88

ТРИ ДОКЛАДЧИКА

Три ученика садятся лицом ко всем остальным. Педагог дает им но газете и отмечает статью. По команде трое одновременно, в течение двух-трех минут, читают

вслух свои статьи. Все слушающие должны понять, что читает каждый. Каждый из читающих должен слышать и понимать двух остальных докладчиков.

Для начала делается облегченный вариант — педагог говорит, кого именно из трех докладчиков должен слушать каждый из учеников. Докладчики тоже получают задания — каждый из них должен будет в конце упражнения рассказать о содержании статьи одного из своих соседей.

Другой вариант этого упражнения регулирует переключения слуховых восприятий и тренирует навыки отключения. Педагог дирижирует слушателями, включая их на слушание то одного, то другого из читающих непрерывно докладчиков. В этом случае докладчиков лучше усадить спинами к слушателям, чтобы видимая артикуляция не облегчала задачу. Включать можно двумя способами: или указывая то на одного, то на другого, или командуя: первый! второй!

Упражнение 89 ШУМОВОЙ КВАДРАТ

Ученики делятся на четыре группы, каждая из них становится у одной из стен комнаты. Лица учеников обращены к стене, и они не видят учеников других групп. Каждой группе дается по стихотворению, и по команде все одновременно начинают читать вслух.

— Стоп! Пауза. Еще одну строчку. Начали!.. Стоп! Всем нужно слышать все.

Упражнение 90 ХОР

Один ученик, отгадчик, выходит из комнаты. Оставшиеся берут две-три строчки всем известного стихотворения, и каждый ученик получает по одному слову.

Отгадчик входит. По команде педагога все ученики произносят хором каждый свое слово.

— Какие строчки? Из какого стихотворения? Не поняли? Послушайте еще раз.

Упражнение 91 ВИДЯЩИЕ ПАЛЬЦЫ

Займемся осязательными, тактильными восприятиями.

— Закройте глаза. Проведите подушечками пальцев по ткани ваших брюк, рубашки, блузки. Слегка, чуть-чуть, едва касаясь — водите подушечками. Сделайте то же самое с открытыми глазами, взгляните, как подушечки поглаживают ткань, присмотритесь, какая она, ткань. Снова — с закрытыми. Теперь вы вспоминаете вид ткани? Погладьте поочередно ткань брюк и ткань рубашки. Уловите осязательное отличие одной фактуры от другой. Проверьте глазами.

Если ученики сидят в полукруге:

— Коснитесь одежды ваших соседей, правого и левого. Слегка поглаживая ткань подушечками пальцев, установите разницу в осязательных ощущениях обеих рук, запомните эти ощущения. Сравните с тканью вашей одежды. Чем легче вы будете касаться ткани, тем вернее и тоньше будут ощущения.

— Видеть пальцами! Этому можно научиться! Длительная тренировка поможет установить постоянные связи между ощущениями в пальцах и зрительной памятью. Недаром осязание считается чувством, параллельным зрению. Конечно, нам не к чему заходить так далеко в тренировке тактильных восприятий. Давайте воспитаем пусть не всевидящие, но чувствительные пальцы! Как часто приходится видеть руки-лопаты

с деревянными пальцами! Как неуклюже, как неловко они касаются предметов! Как по-медвежьи обнимают нас такие мертвые руки! Они не «видят» нас, не «чувствуют» нас! А какими умницами кажутся нам тренированные огромным опытом видящие пальцы хирурга, трепетные руки пианиста, мудрые руки опытного токаря!

Тренируя тактильные восприятия, мы совершенствуем и зрительную память, и двигательные механизмы рук. Мы совершенствуем, кроме того, наше внимание к окружающему миру.

Упражнение 92 УЗНАЙ ТОВАРИЩА!

Ученики разбиваются на группы по четыре человека.

— Познакомьтесь осязанием с шевелюрами ваших товарищей из четверки. Нет, не надо ощупывать всю голову и перетирать в пальцах волосы. Достаточно несколько раз легонько провести подушечками пальцев по одной прядке. Исследуйте так три шевелюры и найдите различия в фактуре волос. Вначале помогите себе зрением. Потом вы должны будете это делать не глядя на волосы, только осязая их.

— Теперь отвернитесь и угадывайте по очереди — на чьи волосы опускают товарищи ваши пальцы?

— Познакомьтесь осязанием с ладонями своих товарищей.

— С тыльной стороной ладони.

— Со щекой.

— Со лбом.

— Угадайте товарища одним прикосновением.

— Следите, достаточно ли легки ваши пальцы при этом занятии? Не напряжены ли они?

1,30

Упражнение 93 ПАМЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

— Познакомьтесь осязанием с этим графином. Действуйте двумя руками, пусть пальцы запомнят его фактуру, пусть руки запомнят его форму. Отвернитесь. Продолжайте осязать графин. Не упускайте ни одного ощущения, запоминайте, какой он гладкий, какой прохладный. Вспоминайте ощущения в пальцах, когда они не касаются графина. Дотроньтесь, зафиксируйте ощущение, отведите руку, вспомните... Гладкие, холодноватые грани, насечка... Проверьте воспоминание — коснитесь графина. Еще и еще раз — коснитесь и проверьте.

— Попробуйте теперь вспомнить пальцами форму графина. Отвернитесь от графина и представьте себе, что он перед вами. Прикоснитесь к воображаемому графину. Обрисуйте его форму... А пальцы помнят при этом, какой он холодноватый, гладкий?

— Сделайте то же самое с раскрытой книгой, лежащей на столе.

— С настольной лампой.

— Со стулом.

Упражнения на тактильную память предваряют цикл упражнений на действие с воображаемыми предметами. Мы помещаем здесь это первое упражнение для того, чтобы подчеркнуть необходимость воспитания осязательных навыков. Без них действие с воображаемыми предметами часто превращается в формальное и бесполезное изображение действия, которое не может возбудить творчество органической природы актера.

Упражнение 94 КАССИР И ПОКУПАТЕЛЬ

Для этого упражнения ученикам потребуются настоящие монеты: по одной, по две и по три копейки, пятаки, гривенники, лятиалгынные, двугривенные и полтинники.

Ученики делятся на пары. Один — кассир, другой — покупатель.

— Познакомьтесь осязанием с вашими монетами.

— Знакомы? Пожалуйста, занимайтесь финансовыми операциями: не глядя на монеты, получайте плату и выдавайте сдачу. Что будете продавать и покупать? Покупатель должен сперва назвать сумму, потом давать по одной монете, не называя их достоинства. Кассир, проверив осязанием полученную сумму денег, называет сумму сдачи и выдает ее по одной монете, также не говоря ни слова. Начинайте и не просчитайтесь!

Упражнение 95 КОНТРОЛЕР

Контролер, проверяющий предметы осязанием, таково содержание этого упражнения. Само упражнение— контрольное, оно выявляет степень оттренирован-ности тактильных восприятий. Им можно заниматься и в индивидуальном тренинге.

— Возьмите пять одинаковых новых спичечных коробков. Пронумеруйте их, напишите цифры сбоку. Хорошенько познакомьтесь с каждым из них, и осязательно, и зрительно. Отыщите и запомните осязательное своеобразие каждого коробка. Если будете внимательны, вы непременно найдете различие между ними. Потом оттренируйте связь между номером коробка и ощуще

ниями от него. Для этого непрерывно повторяйте мысленно номер, пока исследуете соответствующий коробок.

— Отвернитесь, перемешайте коробки и узнавайте их осязанием, называя номер каждого.

— Хотите усложнить упражнение? Возьмите десяток коробков.

— Хотите еще сложнее? Возьмите десяток спичек. Вы убедитесь, что каждая спичка имеет свою, особенную физиономию, хоть все они и кажутся совершенно одинаковыми. Спички удобнее нумеровать по грани римскими цифрами.

— Хотите что-нибудь попроще для начала? Вот самое простое—возьмите пять, а затем десять разных книжек, чуть отличающихся и толщиной и размерами. Но после книжек обязательно займитесь коробками и спичками!

— Сколько спичек вы угадали верно! Сколько сегодня выбили очков из десяти возможных?

Упражнение 96 ПАЛОЧКА-УЗНАВАЛОЧКА

Незрячие люди так называют свою верную помощницу— трость. Она для них как бы продолжение «видящей» руки. Словно она сама обладает зрительными способностями, передавая телу человека, его мускульно-суставпым приборам, а через них мозгу свое восприятие окружающего мира.

— Возьмите карандаш. Он будет нашей палочкой-узнавалочкой. Положите на стол три-четыре портфеля, разных по форме. Водя карандашом, исследуйте внешний вид портфеля. То отворачивайтесь, то смотрите на портфели для проверки. Не сжимайте карандаш, держите легко, он должен стать продолжением ваших пальцев. Запоминайте с помощью карандаша (а значит,

пальцами и всем телом) форму каждого портфеля, толщину, особенности покроя. Каждое ощущение проверяйте зрительно.

— Запомнили все портфели? Отвернитесь, а товарищи пусть переложат портфели. Угадывайте их своей палочкой-узнавалочкой.

Зрительная проверка при осязании сплетает воедино зрительную память с мускульно-суставной.

Упражнение 97 КТО ПОДОШЕЛ?

Продолжаем работать с палочкой-узнавалочкой.

—■ Разделитесь на группы по пять человек. Вы уже научились легко орудовать вашей палочкой и, надеюсь, не нанесете своим товарищам тяжелых увечий. Итак, познакомьтесь с товарищами этим новым способом. Исследуйте их прическу, форму головы, покрой одежды,— водите палочкой, то открывая, то закрывая глаза. Чем легче будете прикасаться палочкой, тем вернее запомнится все.

— Не больше трех минут на изучение одного человека!

— Все познакомились? Отвернитесь. Узнайте палочкой, кто подошел к вам?

— Еще по три минуты на человека!

— Угадывайте!.. Возникают видения, когда вы прикасаетесь палочкой?

Упражнение 98 ДУШ

Не только пальцы помогают нашему мозгу вспомнить былые ощущения. Поверхность кожи человеческого тела полна крошечными приборами, улавливаю-

щими все воздействия на нее — давление, температуру и другие энергетические силы. Соединенные нервной проводкой с мозгом, эти приборы участвуют во всех наших воспоминаниях.

— Встаньте. Представьте себе, что вы стоите под душем. Сейчас я его включу, польется теплая вода. Приготовьтесь. Включаю. Вода льется. Вспоминайте всей кожей, что это такое — теплый душ. Надо видеть на внутреннем экране, как брызжут теплые струйки, как мягко бьют они по волосам. Надо слышать, как они журчат, стекая по телу. Подставляйте теплому потоку лицо, плечи, грудь, спину. Наберите воды в ладошки. Помогите кожной памяти — мысленной речью.

— Подбавим жару. Вода горячее! Еще горячее! Что делает тело? Легко ли ему стоять неподвижно? Нет, оно двигается, не позволяет струйкам бить по одним и тем же местам. Тело стремится как бы расшириться, увеличить свою площадь, чтобы горячие струйки били по большей поверхности и не было бы так нестерпимо жарко.

— Где кран холодной воды? Покрутите его сами, разбавьте этот кипяток, а то уже трудно стоять. Подбавляйте постепенно холодную воду, а кран горячей воды (где он?) —приверните... Вода еще холоднее. Что делает тело? Оно как бы сжимается, съеживается, сокращает поверхность кожи,, делает ее плотнее, непроницаемее, недоступней холоду. А если не двигаться, тело само начнет дрожать, чтобы выделить энергию и хоть немного согреться.

— Всё вспомнили? Физическое поведение тела помогает укреплять воспоминания? Регулируйте воду сами, помогайте te6e мысленной речью и вспоминайте кожей все ощущения температуры и прикосновений.

Это упражнение (как, разумеется, и все остальные) должно быть доведено до полной правды и веры.

Упражнение 99

ЮГ—СЕВЕР Ученики в полукруге.

— Представьте себе, что сейчас жаркое лето. Вы сидите на морском берегу в Сочи. Не были? Неважно. Ваша фантазия не раз бывала в подобных местах. Окружайте себя поочередно всеми предлагаемыми обстоятельствами,— перед вами море (вспомните!), жаркое солнце, легкий ветерок с моря (вспомните его дыхание), ряды кипарисов, шум волн (вспомните звуки прибоя!). Как ведет себя тело в такой жаре? А как вы одеты? Да, безрукавка, шорты, сандалеты... Солнце печет. Взгляните на свои руки — вы не сожгли их?

— Переезжаем вместе со скамейкой в другое место. Берег Волги у Жигулей. Теплый летний вечер. От близкого леса веет прохладой. Внизу, далеко у поворота, маленький белый пароходик, словно игрушечный... Поживите минуты три в этом месте, пусть поработают и внутренние видения и память тела.

— Поехали дальше. Ленинградский осенний день. Набережная Невы у Адмиралтейства. Университет напротив. Серые тучи, свинцовые невские волны. Пожелтевшие жесткие листья падают на вас, на скамейку, на гранитный парапет набережной. Ленинградский «фирменный» невидимый дождичек чуть моросит... Как вы одеты? Что вспоминает тело?

— Берег Лены. Сибирь. Январское утро в Якутске. Холоднее не придумаешь! Как одеты? Что вы тут делаете? Что вокруг? Как живется телу?

— Проведите теперь это путешествие из Сочи в Якутск и обратно самостоятельно, без подсказок. По моему стуку переезжайте в другой город.

— Вернулись в Сочи? Поедем обратно. Теперь переключаться надо еще быстрее. Слушайте. Каждый мой стук—новое переключение.

Упражнение 100 СЛУШАТЬ—СМОТРЕТЬ—ВСПОМИНАТЬ—ОСЯЗАТЬ

Это индивидуальное, «круговое» упражнение на переключения органов чувств. Оно может выполняться и как групповое.

По команде, или без нее, ученик попеременно:

1) слушает реальные звуки (см. № 80),

2) смотрит па знакомые предметы, стараясь увидеть в них что-то новое, не замеченное до сих пор (см. № 34),

3) вспоминает какой-нибудь недавний жизненный эпизод, с мысленной речью вслух или про себя (см. № 71),

4) осязает (см. № 91),

5) слушает и т. д.

Такое упражнение хорошо настраивает «творческий инструмент» к работе, поэтому его целесообразно проводить в самом начале урока.

С каждым днем надо сокращать время на переключение от одного вида восприятий к другому. Можно сказать, что упражнение это как бы формирует кнопки: нажал одну и мгновенно увидел (то есть стал активно действовать, а не безучастно смотреть). Нажал другую— и мгновенно погрузился в активное воспоминание, отключившись от всего, что окружает. Нажал третью — и воспоминания как не бывало, а я осязаю, тщательно исследую предмет, лежащий возле меня. Активность каждого действия — обязательное условие в этом упражнении. Можно слушать, смотреть, вспоминать и осязать с мысленной речью (вслух или про себя). Тренируя логику и последовательность мысли-видения, нужно при каждом возобновлении однородных восприятий продолжать мысль-видение с того момента, на каком их прервало переключение.

Упражнение 10! ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК

Присоединим к известным нам видам памяти восприятий еще два: память обонятельных и память вкусовых восприятий.

Ученики в полукруге.

— Представьте себе, что на полу перед вами стоит тазик. Он волшебный, потому что по нашему желанию сам наполняется чем угодно. Теперь в каждом тазике перед нами мед. Вспоминаете? Золотистый, прозрачный... Слегка качните тазик, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете? Окуните палец, подденьте немного меду. Видите, как он стекает по пальцу, тяжелой струйкой льется в тазик? Попробуйте его на вкус.

Не торопясь, помогая воспоминанию мысленной речью, добиваемся четкой памяти всех ощущений.

— А теперь в тазике бензин!

Что еще может быть в тазике? Чередуются самые разнообразные и неожиданные вещи: Сметана, а потом одеколон. Нефть, а потом малиновое варенье. Какао, а потом клей. йод, а потом молоко. Кетовая икра, а потом лягушки.

— Почему ваши тазики полны лягушек? Для чего вам приходится их перебирать? Сортируете? Для чего? Ах, для биологического опыта? Отбираете самых больших?

Упражнение 102 ТАЗИК ПАРТНЕРА Занимаемся волшебным тазиком.

— Наполните свои тазики чем хотите, но не говорите соседям, что в них. Рассчитайтесь на первый-вто-

рой. Задание каждой паре — догадаться, что в тазике партнера.

— Приглядитесь по пальцам, которые партнер погружает в тазик, по тому, как он смотрит, нюхает, пробует на вкус, — что это?

— Не надо стараться, чтобы партнер поскорее угадал. Не наигрывайте, не преувеличивайте своих реакций. Действуйте так, как если бы перед вами и на самом деле стоял тазик с тем, чем вы его наполнили. Действуя, вы должны зшать, для чего вы это делаете, для какой вымышленной цели?

Упражнение 103 СТАКАН ЧАЯ

Упражнение индивидуального тренинга на переключения.

— Возьмите воображаемый стакан с горячим чаем. Какие виды памяти, какие воспоминания, какие действия могут помочь вашей вере в то, что вы действительно держите в руке стакан чая?

Вот какие:

1) зрительные воспоминания — внешний вид стакана, цвет чая, пар над колеблющейся поверхностью жидкости;

2) осязательные воспоминания — ребристое стекло, его гладкие грани;

3) температурные воспоминания — жар горячего стекла;

4) мышечно-двигательные воспоминания — вес стакана, усилия руки и пальцев, удерживающих стакан, чтобы не уронить и поддерживающих равновесие стакана, чтобы не расплескать чай;

5) обонятельные воспоминания — запах чая;

6) вкусовые воспоминания — вкус сладкого, горячего чая, если мы отхлебнем немного из воображаемого стакана.

Из всех этих следовых рефлексов, неразрывно связанных друг с другом, и складывается общее воспоминание. Мы представляем себе стакан чая в руке, и из глубин памяти тянутся вместе со зрительным образом и осязательные, и обонятельные, и другие воспоминания. Одно цепляется за другое, все связано в единый клубок. Нам то ясно видится стакан, то рука вспоминает, как она держит его горячие грани, то вспоминается запах чая, — все является нам само собой,© беспорядочном смешении.

Потренируем механизмы переключения. Волевым усилием станем «переводить рычажок переключения» с одного аппарата на другой, в том порядке, какой мы сами определим. Нам не удастся добиться «чистых» воспоминаний, мы не в силах разорвать неразрывное и отделить зрительную память, например, от кинестетической. Да это и не нужно. Действуя с воображаемым стаканом, мы можем в каждый данный момент выделить доминанту, первый план общего воспоминания, одно из воспоминаний, оставив все остальные как бы на втором плане. Итак, строим «круговую» ленту следовых рефлексов: зрительный образ — осязательный — температурный — мышечно-двигательный —■ обонятельный — вкусовой — снова зрительный и т. д.

— Начали!

Упражнение 104 ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН

— Запахи каких цветов вы можете вспомнить? Переберите в памяти — гвоздика, кашка, василек, ромашка, лютик, мак, левкой, маргаритка, ирис, пион, нарцисс,

хризантема, цикламен, гортензия, тюльпан, сирень, черемуха, гиацинт...

— Наша комната — цветочный магазин. Освойтесь в нем. Расставьте мысленно цветы, запомните, где что. Задание каждому — подобрать по два букета, один ко дню совершеннолетия вашей сестры, другой для торжественной встречи известного спортсмена. Конечно, это будут разные, непохожие букеты.

— Подобрали? Покажите, что у вас за букет. Опишите его нам. Перебирая отдельные цветы, рассказывая о них, вспоминайте их цвет и запах.

— Сегодня же сходите в настоящий цветочный магазин, возобновите в памяти и вид цветов, и их запахи, а завтра мы повторим это упражнение.

Упражнение 105 ПОЖАР

— Как вспомнить запах дыма? Л если бы вы вошли в свою комнату и обнаружили бы, что она полна дыма? Войдите в комнату!.. Что бы вы делали, обнаружив пожар? Дым ест глаза, смотреть трудно... Да, вы защищали бы свои глаза, открывали бы только на мгновение узенькую щелочку, чтобы увидеть, где горит... Да, пытались бы пробраться туда сквозь дым, чтобы погасить огонь. Что горит? Огибались бы, пряча глаза от дыма. Зажимали бы нос, старались бы как можно реже дышать...

— Теперь вспомнили запах дыма?

Упражнение 106

ФЛАКОНЫ

Ученики в малом кольце.

— Передавайте по кругу два воображаемых флакона. Один — с хорошими духами (надознать, какими),

другой —с нашатырным спиртом. Принимая флаконы, удостоверьтесь но запаху, те ли флаконы вы получили, и отсылайте их дальше.

Упражнение 107 ВОЛШЕБНЫЙ ГРАФИН

Для этого упражнения нужен графин с водой и стаканы.

— Пусть каждый нальет себе из графина воды. Она волшебная. Попробуем ее на вкус. Первый небольшой глоток—какао. Вспомнили вкус? Запах? Вид? Когда вспомните, только тогда отпейте «емного.

— Второй глоток — хлебный квас, прямо из холодильника.

— Третий глоток — горячий черный кофе.

— Четвертый — рыбий жир.

— Пятый — молоко.

— Шестой — нарзан (тут и слуховая память требуется— вспомните, как шипит нарзан в стакане!).

— Седьмой—касторка.

— Сделайте четыре глоточка, один за другим — меда, лимонного сока, соленой минеральной воды, горького раствора хины. Вспоминаете ли вы четыре основных вкусовых свойства — сладкое, кислое, соленое, горькое?

Упражнение 106 КОМБИНИРОВАННОЕ УПРАЖНЕНИЕ

Тренинг механизмов переключения должен продолжаться все время на любом материале. Сделаем сложное упражнение, соединив в одном несколько.

Ученики в полукруге. Начинается «пишущая машинка» (№ 21). Рассчитавшись по алфавиту, ученики получили фразу для печатания, начали отхлопывать.

— Стоп! Ввожу новые задания. Один удар по столу — и вы, не прерывая печатания, должны перейти с «машинки» на «линотип» (см. № 24). Два удара — и вы переходите на «плакат» (см. № 25). Три удара — снова «машинка».

Но и это задание, едва ученики приступили к его выполнению, прерывается:

—■ Все на счет десять поменяйтесь местами... Еще раз!.. Еще раз, на счет три\.. Продолжаем печатать на «линотипе».

— Слушаем, что делается за окном! (см. № 80)... Что в коридоре?.. Печатаем дальше... Начинаем киноленту (см. № 66) «Футбольный матч»... Стоп! Печатаем дальше... Продолжаем киноленту... «Плакат!»... Вспомните вчерашнее утро!.. «Машинка»!..

Напомним снова: не перенапряжений надо бояться в упражнении, а «приблизительности» действия. Легкие перенапряжения укрепляют творческие восприятия. А «приблизительность», отсутствие правды и веры формируют привычку к штампу.

Наши рекомендации