Виды учебной деятельности
Лекции:
Тема 1.Предмет и задачи курса «История социальной педагогики». Истоки социально-педагогической мысли и практики в условиях первобытнообщинного строя. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества в древнейших государствах Востока.
Предмет, задачи, источники, методы, составные части курса «История социальной педагогики». Теории возникновения воспитания. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Характеристика воспитания в условиях первобытнообщинного строя.
Характеристика воспитания в рабовладельческом обществе. Воспитание и обучение в Месопотамии. Развитие воспитания и обучения в Древнем Египте. Зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
Воспитание в Древней Греции (Афины и Спарта). Связь. Педагогические идеи древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель). Воспитание в Древнем Риме.
Тема 2.Основы социальной педагогики в эпоху Средневековья и Возрождения.
Религиозный характер воспитания. Воспитание детей разных сословий. Особенности воспитания феодалов. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения. Социально-педагогические идеи В. да Фельтре, Ф. Рабле, Т. Мора, Т. Кампанеллы, М. Монтеня и их влияние на последующее развитие педагогической мысли и школы.
Тема 3. Развитие воспитания у восточных славян, в Киевской Руси и в Русском государстве (до конца XVII в.). Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в.
Особенности воспитания на Руси. Забота о детях сиротах и вдовах у славян, скудельницы. Памятники педагогической литературы XI-XV веков. Христианская педагогика. Сиротские дома при Иване Грозном, Стоглавый Собор (1551) о «наставлении детей грамоте». Педагогические идеи в литературе XVI в. Указ царя Федора Алексеевича (1661) об устройстве за счет казны благотворительных заведений для больных, нищих и сирот. Учебные книги XV11 в.
Реформы начала XVIII в. в области просвещения. Государственная благотворительная политика социальной защиты в начале XVIII в. Указы Петра I. Записка Ф.С.Салтыкова о воспитании, обучении и подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот. М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Воспитательные дома второй половины XVIII в. Содержание воспитательной работы по «Генеральному плану Императорского воспитательного дома».
Тема 4.Научно-теоретическое развитие социальной педагогики в Новое время.
Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского. Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка. Взгляды Д. Локка на воспитание детей из беднейших слоев населения. Взгляды французских материалистов К.А. Гельвеция и Д. Дидро на воспитание детей. Их учение о роли среды и воспитания в формировании личности. «Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.-Ж. Руссо.
Тема 5.Социальная педагогика в конце XIX - н. XX вв. за рубежом. Развитие социального воспитания и педагогической мысли в России XIX- н.ХХ вв.
Гуманизм социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Социальная педагогическая деятельность И.Г. Пестолоции. Социально-педагогические взгляды А. Дистерверга. Социальная педагогика П. Наторпа.
Формирования научно-методических структур социальной педагогики как самостоятельной отрасли. Э. Дюркгейм, В. Дильтей, Э. Шпрангер, Б. Рассел, М. Макмиллан, Ф. Фребель. Социально-педагогический аспект движения «Новые школы». А. Феррьер, Г. Винекен, О. Декроли, Э. Демолен, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер. Особенности развития социального воспитания в начале XX в.
Виды благотворительности в российском обществе в XIX в. Государственная, приходская и частная благотворительность. Приюты для детей-сирот и приходящих детей. Ясли-приюты для крестьянских детей. Ведомство императрицы Марии, воспитательные дома. Практика религиозной благотворительности. Сиротский институт Е.О. Гугеля.
Взгляды В.Я. Стоюнина, В.Ф. Одоевского, П.Ф. Лесгафт. Теория свободного воспитания в истории отечественной педагогики. (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель).
Тема 6.Развитие теории и практики социального воспитания в России в период становления новой общественной системы (1917 - 30-е гг. XX в.). Педагогика среды.
Защита детей-сирот в первые годы советской власти. Детские дома, школы-коммуны, детские трудовые колонии, усыновление и опекунство. Классы для отстающих детей. Детские объединения, скаутское движение в России. Летняя детская трудовая колония «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого. С.Т. Шацкий о синтезе труда, науки и искусства как средстве воспитания нового человека. Исследование проблем детского коллектива, детского самоуправления, организация детского труда, воспитательное значение совместного участия в производительном труде детей и взрослых. Деятельность опытно-показательных учреждений Наркомпросов как эксперимент социального воспитания. Педагогический опыт А.С. Макаренко.
Тема 7.Социальное воспитание в России 40-50-х гг. XX в. Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина XX -начало XXI в.).
Особенности социальной работы в годы Великой Отечественной войны. Забота о детях-сиротах в годы Отечественной войны. Детское движение. Школы-интернаты. Организация детского досуга как социальная проблема. Коммунарская методика И.П. Иванова. Социально-педагогическая защита детей. В.А. Сухомлинский, Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова.
Развитие системы специализированных учебно-воспитательных учреждений (ясли-сады, учреждения для детей с недостатками умственного и физического развития). Роль пионерской и комсомольской организаций в социальном воспитании детей и подростков. Внешкольные детские учреждения. Педагогика сотрудничества в практике педагогов-новаторов 80-90-х гг. Защита детей-сирот в современных условиях. Детские дома, приюты и школы-интернаты.
Тема 8.Современный опыт социального воспитания в Западной Европе и США.
Основные тенденции развития социальной педагогики за рубежом. Подготовка специалистов социальной сферы. Опыт работы социальных педагогов в развитых странах.
Семинары ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Истоки социально-педагогической мысли и практики в условиях первобытнообщинного строя. Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества в древнейших государствах Востока. Воспитание и философско-педагогическая мысль в эпоху античности.
Вопросы для обсуждения
1.Теории возникновения воспитания.
2.Зарождение социально-педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.
3.Характеристика воспитания в условиях первобытнообщинного строя.
4.Характеристика воспитания в рабовладельческом обществе. 5.Воспитание и обучение в Месопотамии.
6.Развитие воспитания и обучения в Древнем Египте.
7.Зарождение педагогической мысли в Древнем Китае.
8.Общее и различное в идеалах и практике социального воспитания в Спарте и Афинах.
9.Проблема воспитания в трудах древнегреческих философов.
10.Становление и особенности древнеримской системы воспитания.
Экспресс-опрос
1.Назовите исторические предпосылки и охарактеризуйте начало становления воспитания как общественного явления.
2.Назавите время формирования социально-педагогической мысли. В каких посменных источниках содержатся первые социально-педагогические мысли?
3.Кратко охарактеризуйте основы содержания воспитания и образования в Древней Индии, в Древней Греции.
4.Каковы особенности воспитания в феодальном обществе?
5.Какие изменения произошли в содержании образования и воспитания в период зарождения капитализма.
6.Раскройте особенности генезиса воспитания и образования в праобщинах.
7.Раскройте особенности воспитания в период разложения первобытного общества.
8.Назовите системы воспитания, представляющие Древнегреческую педагогическую традицию.
9.Каковы различия в системах воспитания в Спарте и Афинах?
10.Раскройте особенности спартанской воспитательной практики.
11.Раскройте особенности афинской воспитательной практики.
12.Назовите наиболее видных философов Древней Греции и Древнего Рима
13.В Древней Греции мы встречаемся с новым явлением в истории педагогической мысли – с зарождением педагогической теории. В работах каких великих философов отражены педагогические теории?
Заполните таблицу: