Педагогический процесс, его сущность, структура, условия эффективности
Пед.процесс – целенаправленное сознательно организованное развивающиеся взаимодействие педагогов и воспитанников, в котором решаются социально значимые, необходимые для общества и личности задачи образования, воспитания, развития. Начальная точка – цель, конечная – результат
Это процесс реализации цели образования и воспитания в условиях педагогической системы (школы, гимназии и т.п.) Сущность – обеспечение единства обучения, воспитания, развития на основе целостности и общности. Пед.процесс = учебно-воспитательный процесс – совокупность урочных занятий, внеклассной и внешкольной работы, проводимой педагогом и учениками по единому плану
Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты педагогического процесса таковы: целевой - определение целей воспитания, обучения; содержательный - разработка содержания образования; операционно-деятельностный - процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. В соответствии со структурой педагогического процесса строится и педагогическая деятельность: разрабатываются цели, содержание, способы и виды деятельности и анализ результатов.
В пед.процессе выделяют этапы:
1. диагностика и целенаправление. Диагностика предполагает изучение тех с кем мы будем работать, что помогает скорректировать цель
2. отбор содержания для решения поставленных задач
3.организация взаимодействия воспитанников и воспитателей в процессе кот и будет реализовываться эти задачи
4. анализ и оценка результата
Динамика развития пед.процесса зависит от взаимодействия и взаимоотношения педагога и учеников. Пед.процесс м.б.
1. целевой – многообразие целей и задач пед.деятельности
2. содержательный – отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в конкретную задачу
3. операцонно-деятельностный – взаимодействие педагогов и воспитанников
4. оценочно-результативный – отражает эффективность достижения в соотв. с поставленной целью
Условия эффективности :применение познавательных игр, разнообразие методов и форм организации познавательной деятельности, умелая дозировка учебного задания, своевременное оказание помощи в учебе, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принципы пед.процесса его особенности:
1. целенаправленность
2. многофакторность (фактор –причина, определяющая протекание процесса. Не все факторы зависят от преподавателя (социальные, психические,физические))
3. научность и доступность
4. систематизация
5. последовательность
6. связь обучения с общественно-полезным трудом
7. выбор оптимального метода, отбор средств
Структура пед.процесса: диагностика →целеполагание→отбор средств
Пед.процесс включает в себя процесс обучения и воспитания. Их объединяет одна цель – развитие личности
Пед.процесс подчиняется определенным закономерностям:
1. единство образования, воспитания и развития
2. результат пед.процесса зависит от того,какие виды деятельности включены, от хар-ра деятельности и общения
3. пед.процесс учитывает внутреннюю среду ребенка, его способности, возраст, особенности
4. успешность пед.процесса зависит от умения учителя воздействовать на эмоциональном, интеллектуальном, волевую сферы одновременно
Результат пед.процесса зависит от активности и самостоятельности в нем ребенка. Эффективность пед.процесса зависит от реализации в нем указанных закономерностей
Взаимодействие педагогов и воспитанников, стили пед.деятельности
существуют различные подходы в воспитанию и обучению, следовательно, различные типы взаимодействия педагогов и воспитанников. Педагогика передачи и усвоения проявляется по разному:
1. авторитетные отношения – взрослый – диктатор, ребенок – исполнитель
2. деятельность ребенка активная. Педагог организует активную деятельность, опекая и контролируя каждый шаг – отношения чрезмерной опеки
3. отношения «свободного воспитания» или педагогика свободного воспитания – абсолютная самостоятельность ученика (устранения педагога)
4. сочетание активной деятельности ученика с активной деятельностью педагога – деятельность учеников должна организовываться ил, педагогика «разумной опеки»
Стиль – это устойчивые способы осуществления чего-либо, отличающиеся совокупностью своеобразных приемов.
В пед процессе стили: руководства, деятельности, общения.
Стили руководства
1.авторитарный – уч-к объект пед.воздействия, учитель принимает решения и устраивает контроль. Уч-ся теряют активности, обнаруживается низкая самооценка, агрессивность, главный метод учителя – приказ, стиль устрашения
2демократический – уч-к равноправный партнер в общении, коллега совместной деятельности, учитель привлекает ученика к принятию решений, методы приобщения к действию, совет, просьба, Ученик испытывает состояние покоя, самооценка высокая
3либеральный стиль – учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, контроль и организация без системы, нерешительные. В классе неустойчивый микроклимат
Стили общения
-по расстоянию: дистанция, панибратство
- по форме: превосходство, заискивание(желание угодить)
-по тону: агрессивный, крикливый, сюсюкающий, писклявый