Закономерности воспитания
План
Сущность воспитания, цели и задачи
Классификация средств и методов воспитания.
Организация самовоспитания
Роль социальной среды в воспитании
Воспитание – это основополагающая категория педагогики. Оно является базовым, так как обеспечивает основной пласт формирования личности, отвечающий за адаптацию ребенка к общественной жизни, знание им основных норм поведения и общения. Независимо от уровня своего развития люди постоянно находятся во власти воспитательных воздействий и воздействуют сами. Б.Т. Лихачев рассматривает воспитание с различных точек зрения, выделяя три основные концепции:
· «воспитание – необходимая и обязательная часть той социальной среды, благодаря которой осуществляется выживание человека»;
· с социально-культурной точки зрения воспитание представляет собой «объективный социальный механизм передачи между поколениями жизненно важного опыта»;
· с философско-религиозной позиции «воспитание является тем божественным механизмом, с помощью которого осуществляется передача веры из поколения в поколение».
Сущность воспитанияотражается в конкретном историческом процессе, который включает в себя отношения людей, их деятельность в обществе, именно благодаря ему осуществляется передача культурного опыта, знаний и трудовых умений и навыков. Назначение воспитания состоит во взаимодействии поколений, обогащении опыта последующих поколений.
Закономерности воспитания .
Закономерности воспитания каждым ученым трактуются по-своему. Поэтому нет единообразия в подходе. Один из подходов к закономерностям воспитания, отражающий точку зрения кафедры профессиональной педагогической подготовки КрасГАУ представлен ниже. В этой части лекции кратко раскрываются основные закономерности воспитания.
1. Воспитание – процесс целенаправленный с непредсказуемым, неадекватным результатом. Для него характерна высокая степень неопределенности, т.к. потенциальные возможности ребенка реализуются в нем так, что ни он сам, ни кто другой про это ничего не знают. (Влияние множества факторов, которые невозможно учесть, приводит к непредсказуемости, неопределенности, вероятности результата. Вероятность, вообще, – фундаментальный принцип жизни и культуры.
2. Воспитание – преобразование потребностей. Существует диалектическая связь между неудовлетворением и преобразованием потребности. Известно что, потребность – нужда в чем-либо, мотив - внутренние силы, которые связаны с потребностью и побуждают к определенной деятельности. Ниже приведены две схемы иерархии потребностей.
Симонов, например, считает, что задача воспитания состоит в удовлетворении потребностей. Так, дети до 13-15 лет реализуют потребности в биологическом саморазвитии, а дети после 13-15 лет преобладает развитие социальных потребностей в самоутверждении, в самовыражении, в самосовершенствовании. Содержание деятельности детей в процессе воспитания обусловлено их изменяющимися потребностями, и поэтому вариативно, определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями. Развитие личности идет через деятельность, ставит ребенка перед проблемами его неподготовленности к этой деятельности. Решение противоречия – совместно – разделенная деятельность. Суть ее в соблюдении пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога. Эта деятельность помогает ребенку ощущать себя субъектом деятельности.
Хороший педагог – педагог, умеющий организовывать деятельность детей, обусловленную их потребностями и ведущую к развитию их способностей.
· Воспитание диалогично и анонимно. Воспитание – всегда взаимоотношение субъект – объект. Скрытая и анонимная позиция педагога обеспечивается совместной деятельностью, предметной (например, рисуем, а не занимаемся эстетическим воспитанием).
· Воспитание – прерывно-непрерывная деятельность.
Событийность воспитания – то, что произошло в ребенке здесь и сейчас, момент, принятия самостоятельного решения, преодоления - скачка в нравственном воспитании. Воспитание, в то же время, непрерывно – оно идет на протяжении всей жизни.
· Рефлексивность – результат диалогичности. Воспитание происходит в момент, когда внешний диалог переходит во внутренний и возникает осмысление, оценочность, когда, например, ребенок говорит "Больше так не буду делать".
· Воспитание всегда связано с культурной средой, но не напрямую, а через посредника – значимого другого. Влияние, воспитательное воздействие оказывает только значимый человек, который транслирует ‘присвоенные’ им самим достижения культуры (например, чтение сказок малышу).
· Воспитание – это трех частный процесс включающий разработку культурного материала, целесообразность в деятельности и диалогичность во взаимодействии.
Воспитание – это
1. целенаправленный процесс, направленный на развитие личности;
2. диалогическое взаимодействие, направленное на развитие личности;
3. введение в культуру, развивающее личность.
Знание закономерностей воспитания – необходимая предпосылка успешной деятельности педагога.
Механизмы воспитания.
Под механизмами воспитания понимают те процессы, которые происходят в личности когда она вступает во взаимодействие со средой и воспитателем, и которые оказывают влияние на изменения, происходящие в личности. В этой части лекции будут рассмотрены основные механизмы воспитания (кратко описываются механизмы, задачи и позиция педагога, использующего данный механизм):
· Идентификации.
· Драматизация.
· Осознавание.
· Сублимация.
· Вытеснение, изгнание образа.
1. Идентификация:
Механизм идентификации: отождествление себя с образами окружающего мира. Реализуется через два процесса:
а) интериоризация – принятие внутрь себя.
б) самопроекция – выведение наружу, результат – проекция, внешний образ
Этапы идентификации:
§ идентификация с самим собой, со своим телом (например, формирование ‘я’ образа у ребенка, желание смотреться в зеркало с целью изучения своего внешнего облика)
§ идентификация с полом ( дети стараются быть похожими на родителей)
§ идентификация с социальными ролями.
Задачи педагога :
· организация воспитывающей среды.
· перевод социальной ситуации развития в педагогическую .
2. Драматизация– внутренняя переработка образов. Осуществляется на двух уровнях – реагирование и переживание.
Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально – окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни. Чувства – переживание своего отношения. Эмоции – это форма выражения чувств. Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. И тогда драматизация – процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета )
Переживание ведет к созданию нового образа.
Условия создания нового образа:
§ среда
§ личность педагога (проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать)
§ создание напряженной эмоциональной ситуации;
§ блокирование, задержка реакции педагога ( пример с методом отсроченного воздействия у Макаренко – дает ребенку время самому разобраться в поступках )
Приемы инициирования драматизации:
· театрализация – ребенок получает роль (создание детского театра);
· расширение среды (автостоп, организация экскурсий);
· групповая деятельность (общественная деятельность) Позиции педагога – внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия – сопереживание другому.
3. Осознавание – установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово).(Например, проведение в лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т. ч. поступки детей)
Этапы:
§ выявление;
§ овладение – присвоение;
§ управление;
§ контроль и ответственность за выбор.
Для вербализации необходим диалог
Диалог – это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. Диалог культур, логик, голосов (Курганов). Внутренний диалог – рефлексия – анализ и осмысление своих действий.
Уровни рефлексии:
· самопознание;
· ты – в отражении других;
· приведение в соответствие мнения окружающих о тебе и самомнения, конгруэнтность.
Задача педагога : организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.
Позиции педагога: друг – собеседник; коммуникация строиться как двухсторонний об межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости обращенный, к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя Позиции воспитателя по Роджерсу:
§ Эмпатическое понимание;
§ Открытость личному опыту;
§ Доверие к возможностям, способностям воспитанника;
§ Искренность в выражении своих чувств.
4. Сублимация – психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).
Задачи педагога : предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.
Позиция педагога: понимание, наблюдение оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).
5. Вытеснение, изгнание образа осуществляется на трех уровнях
· недопускание к осознанию, блокировка образа;
· осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;
· аннулирование действия (через изоляцию считаем это неважным).
Виды аннулирования:
§ запрет;
§ запрет коллектива;
§ табу;
§ ритуал;
§ прощение с последующим забвением.
Позиция педагога: сопричастность, обращенная к ценностям, психотерапия.
Задачи педагога : переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.
6. Выделяют следующие механизмы социализации:
а) самоограничения (если человеку кажется, что его достижения менее значительны, самоуважение понижается, даже прекращает деятельность)
Задача педагога : взаимопонимание, осознание ребенком, вера в успех, + подкрепление, такт.
б) интеллектуализация (человек переживает страх и тревогу, абстрактно рассуждая о ситуации, а не разрешает ее).
Рационализация – изобретение логичных рассуждений для ложного объяснения своих психических состояний, неудовлетворение потребностей. Разочарование, тревога, неудача – отсюда и агрессивность, раздражение.
Виды рационализации – дискредитация цели, самодискредитация и самообман – при выборе цели (переоценил себя), вариативность (говорит, что не имел выбора).
Задачи педагога :
· включение в разнообразную деятельность (где-то будет успех)
· Рефлексия совместная (поиск истины);
· Знать механизмы и использовать эти знания при организации деятельности
Понимание механизмов воспитания необходимо каждому педагогу для своей деятельности при организации педагогического процесса