Психологические понятия и терминология
Любое речевое нарушение по-разному, но обязательно, находит свое отражение в психической деятельности человека. Осознание своего речевого дефекта и разное отношение к нему, естественно, может порождать и ряд своеобразных личностных качеств и особенностей поведения, может отражаться в межличностных отношениях с окружающими, в социальном положении логопата в обществе. При сложных речевых нарушениях психологические особенности логопата входят в понятие сложной структуры его речевого дефекта.
К тому же, речь человека — понятие не только лингвистическое, но, не в меньшей мере, и психологическое, рассматриваемое как явление (акт, процесс или
Таблица логопедической классификации расстройств речи
Лингвист. Хар – ка Клинич. Хар - ка | Стороны (компоненты) устной речи | Письменная речь | ||||
Клинич. Хар-ка | Фонетическая | Лексико-грамматическая | Мелодико-интонационная | Темпо-ритмическая | Чтение | Письмо |
I. Физиологические (возрастные) причины | Физиологические дислалии | Задержка развития речи | Детский голос. Изменение голоса при мутации | Физиологические итерации. Торопливый темп | Особенности письменной речи в период обучения | |
П. Патологические | ||||||
причины А) Переферические расстройства -органические -функциональные | Органические дислалии Ринолалии. Функциональные дислалии | Задержка развития речи при нарушениях слуха | Голос ларингоэкто-мированых. Дисфонии Ринофонии | Задержки формирования чтения при нарушениях зрения. Дислексии | Задержки формирования письма при нарушениях зрения. Дисграфии | |
Б) Расстройства ЦНС -органические -функционал ьные | Дизартрии | Алалии. Афазии. Задержка развития речи при нарушениях интеллекта и психики | Фонастении. Афонии | Брадилалия. Тахилалия. Пол-терн. Баттаризм. Заикание | Алексии | Аграфии |
вид) психической деятельности человека. В этом отношении различают основные функции речи: сообщения и побуждения к действию. Как психологическое явление речь входит в состав коммуникации и мышления, служит развитию познавательной деятельности, участвует в эмоционально-волевых процессах и др. Различают речь внутреннюю (для себя) и внешнюю (для окружающих).
Поэтому вполне закономерно, что для образования логопедического понятийно-терминологического аппарата необходимы психологические познания (и, соответственно, владение психологической терминологией)из целого ряда психологических дисциплин: общей и возрастной психологии, нейропсихологии, психологии речи, психолингвистики, специальной психологии, патопсихологии, медицинской психологии, педагогической и социальной психологии.
Знание основ общей психологииполагает образование понятий о психике человека и общих закономерностях психической деятельности:
■ о свойствах психики (или функциях): отражения и регуляции поведения и деятельности;
■ о психических явлениях (актах): процессах, состояниях, свойствах;
■ об индивидуально-типологических особенностях: темпераменте, личности, характере, способностях;
■ об условиях психического развития и зависимости формирования психической деятельности: от состояния ВНД, темперамента, соматического здоровья, от условий жизни и воспитания, от разных видов практической деятельности;
■ о роли и участии речи в психической деятельности человека;
■ о психологических методах изучения психических явлений: лонгитюдном и сравнительном методах, наблюдения и эксперимента, бесед и изучения продуктов деятельности, анкетирования и тестов, альтернативном и корреляционном анализе, методах логопедического обследования; о научной надежности используемых психологических методов, их валидности, достоверности, репрезентативности.
Знания основ возрастной психологииформируют понятия:
■ о роли биологического созревания (как условия) в психическом развитии человека;
■ о динамике и поэтапном развитии психики, о становлении и развитии различных психических процессов и психических свойств личности в разные возрастные периоды: дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом;
■ о физиологическом и психическом возрасте, возможном несовпадении физического и психического развития ребенка;
■ о связи возрастных особенностей развития речи ребенка с условиями формирования его психических процессов, личностных качеств и поведения в социальном окружении;
■ о негативном влиянии недостатков речи на формирование психических явлений и индивидуально-типологических свойств личности и наоборот: онегативном влиянии недостатков психического развития на формирование речи. Названные выше психологические понятия уточняются, углубляются и трансформируются под определенным углом зрения при изучении основ нейропсихологии, нейролингвистики, психолингвистики и психологии речи,рассматривающих внутренние стороны речевой деятельности:
■ о мозговых механизмах высших психических функций, о связи психических процессов с системами головного мозга;
■ о мозговых механизмах речевой деятельности и тех изменениях в речи, которые возникают при локальных поражениях головного мозга, о системном анализе речевых нарушений и др.;
■ о процессах порождения и восприятия речевых высказываний, о процессах их кодирования и декодирования;
■ о связи речевой деятельности индивида с личностными особенностями его речевых партнеров и др.;
о внутренних состояниях и проблемных ситуациях, возникающих при общении между речевыми партнерами в случаях нарушенной речи одного из них.
Сведения из медицинской психологиидают представления и понятия о психогенных факторах и их влиянии на возникновение, течение и лечение разных соматических и психических болезней и связанных с ними мерами по психопрофилактике и психогигиене.
Патопсихология— создает психологические представления и понятия о закономерностях распада психической деятельности и свойств личности, об искажениях отражательной деятельности мозга, о конкретных нарушениях личности индивида, его восприятия, памяти, мышления, умственной работоспособности и др.
Педагогическая психология— формирует общие представления и конкретные понятия о психологической основе педагогики и частных методик обучения и воспитания:
■ о закономерностях процесса усвоения (присвоения) индивидом накопленного общечеловеческого социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности;
■ о психологической основе самого процесса учения (ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапности формирования умственных действий, методы моделирования, системного анализа и др.), о формировании знаний и связанных с ними умений и навыков;
■ о психологической основе процесса воспитания, о формировании различных сторон личности, о закономерностях: усвоения нравственных норм и принципов, приобретения и развития эстетического вкуса, формирования убеждений, мировоззренческих позиций и др.
На основе знания основ социальной психологииобразуются понятия о закономерностях и особенностях поведения и деятельности человека в разных социальных группах: сверстники, дети и взрослые, дети и родители, коллектив класса или возрастной группы дошкольного учреждения, коллектив по виду совместной деятельности и т. д.
Среди разных отраслей психологии особое для дефектолога место занимает специальная психология— специфическая отрасль психологии, исследующая закономерности и особенности психической деятельности лиц (преимущественно детей) с разными отклонениями в психофизическом развитии: с недостатками интеллекта (олигофренопсихология), речи (лого-психология), слуха (сурдопсихология), зрения (тифло-психология), моторики (психология лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с детским церебральным параличом), с задержками психического развития. Наличие того или иного дефекта (аномалии, нарушения) в психофизическом развитии индивида порождает необходимость представлений о своеобразии его психического развития и специфических условий, нужных для правильного формирования его личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельности, социального поведения. Специальная психология органично стыкуется с коррекционной педагогикой как психологическая основа обучения и воспитания аномальных детей.
Принципиально важным и необходимым для образования представлений и понятий по специальной психологии оказывается опора на основообразующие знания общей, возрастной и других отдельных отраслей психологии, логическая последовательность которых (их примерная схема) показаны нами выше.
Содержательная сторона специальной психологии определяется ее основными задачами (в данном случае и ее практическими формами выражения): психодиагностики, психокоррекции и психопрофилактики. Задачи психодиагностикиопределяют необходимость понятий:
■ о сложной структуре самого дефекта, его внешних и внутренних проявлениях (физических и психических факторах), их соотношениях (первичных и вторичных нарушений) и причинах возникновения (биологического или социального, врожденного или приобретенного, эндогенного или экзогенного характера);
■ об общих и специфических закономерностях аномального развития ребенка, о психологических характеристиках дизонтогенеза: задержанном или преждевременном развитии, дефицитарном, искаженном или дисгармоничном развитии;
■ об отражении дефекта в психической деятельности индивида, о наличии, своеобразии и степени выраженности определенных психических признаков: навыков, умений, способностей, психических процессов, состояний, мотивов, интересов, черт личности, особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими и др.
■ об адекватных психологических методах исследования, вариантах их использования и умении строить диагностические и прогнозирующие суждения, обосновывающие диагноз и выбор в каждом конкретном случае необходимых условий, средств и направленности психокоррекционной и коррекцион-но-педагогической работы.
Реализация задач психокоррекционной работыпредполагает понимание процессов формирования личности у разных категорий аномальных детей путем использования специальных методов, приемов, средств и условий воспитания и обучения. Существенно значимыми здесь оказываются психологические понятия:
■ о коррекции и компенсации нарушенных психических функции, социальной адаптации личности индивида, реабилитации поведения, о восстановительном и развивающем обучении и воспитании;
■ о методах и приемах психокоррекции, психологической саморегуляции и психотерапии: релаксации, аутогенной тренировки, сенсорного репродуцирования образов, суггестивных и рациональных методах и т. д.;
об условиях и средствах психокоррекционного воздействия: индивидуальных и групповых, прямого воздействия (разъяснение, убеждение, внушение, обучение) и косвенного, опосредованного воздействия (окружающая обстановка, социальная среда, разные виды деятельности: игра, труд, учебные занятия), об использовании разных видов ис кусства (литературы, живописи, музыки) и разных технических средств (аудиовизуальных, механических и др.);
■ об участии в психокоррекционной работе с аномальным ребенком разных специалистов (практического психолога, дефектолога, учителей и воспитателей, медицинских работников) и семьи.
Психопрофилактика,рассматриваемая в целом как система мер по охране и сохранению психического здоровья, предполагает в данном случае наличие понятий: о существующей взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем индивида, о неблагоприятных факторах (и мерах по их предупреждению) для нормального физического, психосоциального и личностного развития ребенка: отягощенная наследственность, неблагополучные беременность и роды, болезни и травмы в раннем периоде развития, неблагоприятное влияние окружающей среды, социальных и бытовых факторов, недостатки воспитания ребенка и др.;
■ об изменениях и задержках психического развития аномального ребенка под влиянием имеющегося первичного дефекта и мерах по их предупреждению в семье и в детских общеобразовательных учреждениях;
■ об органичной связи психопрофилактической, психокоррекционной и коррекционно-педагогической работы при воспитании и обучении аномальных детей;
■ о формах профилактической работы с населением, родителями, персоналом общеобразовательных и специальных детских учреждений: консультирование, беседы, обучение, пропаганда и др.
■ Как видно из сказанного выше, логопсихология (как часть специальной психологии) тесно связана с разными отраслями психологических знаний, сфокусированных и трансформированных по отношению к индивидуумам с разными видами речевых нарушений: дислалиями, ринолалиями и дизартриями, алалиями и афазиями; дисфониями, фонастениями и афониями; тахилалиями, брадилалиями и заиканием; дислексия-ми и дисграфиями и др.; с нарушениями речевого развития при недостатках интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, задержках психического развития. В число специфических и основных задач логопсихологии входит изучение особенностей психической деятельности этих индивидов и поиски оптимальных путей психокоррекционной работы с ними. Профессионально значимыми здесь оказываются психологические понятия о закономерностях и особенностях психического развития детей с нарушенной речью:
■ о закономерностях усвоения языка: о развитии способности понимать языковые значения разной степени обобщения; о синхронности приобретения артикуляционных, лексических и грамматических навыков; о развитии восприимчивости к выразительности лексических и грамматических единиц на фоне развития эмоционально-волевой сферы; о развитии чувства языка, интуитивного или сформированного владения всеми его компонентами;
■ о влиянии речевых нарушений на психическое развитие детей: на познавательную и эмоционально-волевую деятельность; на формирование общеобразовательных знаний, умений и навыков; на формирование социально-личностных качеств и складывающихся взаимоотношений с окружающими людьми, определяющими их социальный статус; на особенности их действий, поступков и поведения в разных видах деятельности и в разных ситуациях общения;
■ о надежных психологических методах дифференциальной диагностики в системе речевых нарушений и психической деятельности ребенка;
■ о психологических условиях, приемах и средствах, направленных на коррекцию познавательной и эмоционально-волевой деятельности, на социальную адаптацию и реабилитацию поведения ребенка с нарушенной речью;
■ о профилактических мерах, направленных на предупреждение у ребенка речевых расстройств и связанных с ними нарушений психической деятельности: психических процессов, состояний, свойств личности и особенностей поведения. В заключение следует заметить, что в логопедической практике необходимость психологического изучения и коррекционного воздействия на речь, личность и поведение ребенка-логопата нередко носит декларативный характер, а логопедические приемы и упражнения традиционно ограничиваются только функционально-физиологической, тренировочно-речевой направленностью.
Между тем, именно психологическая часть логопедической работы (как ее психологическая основа) составляет обязательное условие целостного и одновременного интегрально-личностного коррекционного воздействия на ребенка-логопата в процессе его всестороннего и гармоничного воспитания и обучения, в процессе формирования его социальных позиций для полнокровного и достойного участия в общественной жизни.