Здоровая творческая личность – идеал гуманизма
Человек, – возможно, самое совершенное дитя природы. Он долго учился и будет вечно учиться у матери-природы, черпая ее мудрость посредством науки, практического опыта, искусства; к освоению ее сил направлено его техническое творчество, промышленный прогресс. Одновременно с этим он учится познавать и самого себя как такое существо, которое является одновременно и продуктом природы, венцом ее эволюции, и результатом своих собственных действий на основе опыта и разума.
Человек – творческое творение природы, существо, способное совершенствовать себя на базе данных ему природой и своих собственных, создаваемых им самим возможностей.
По мере познания самого себя человек все более четко формулировал идеал человека, т.е. свой собственный идеал. Каким я хочу и должен быть? Как достигнуть совершенства? Что такое счастье и в чем смысл моего существования? Возникнув, возможно, вместе с человеком, на заре человеческой цивилизации, эти вопросы получали самые различные ответы. Но по мере прогресса мировой культуры в этих ответах все большее значение придавалось идеям свободы и творчества, человечности и социального равенства. Включая в понятие идеала все эти ценности, современный гуманизм формулирует его как идеал здоровой личности.
Конечно же, разуметь под здоровой личностью всякого физически здорового индивида было бы неправильно.
Человек – это единство физико-химических, физиологических, биологических, психических и мировоззренческих процессов, находящихся в тесной связи с общественными и природными процессами.
Следовательно, по-настоящему здоровая личность обладает не только физическим, но и психическим, интеллектуальным, мировоззренческим, социальным, ноосферным и экологическим здоровьем. Это значит, что идеалом гуманизма является целостная здоровая личность.
Все мы знаем, что такое физическое здоровье, здоровье нашего тела: мышц, кожи, костей, внутренних органов и т.д. Здоровье в этом смысле – это когда ничего не болит, человек имеет хороший аппетит, активен и работоспособен. Мы также много знаем о том, как сохранить и поддержать физическое здоровье. Для этого необходимо хорошо и регулярно питаться, соблюдать режим сна, труда и отдыха, иметь достаточную физическую нагрузку или выполнять хотя бы самый простой комплекс физических упражнений.
Для сохранения психического здоровья чрезвычайно важно иметь хорошее физическое здоровье. Не случайно, еще с античности, говорят, что в здоровом теле здоровый дух. Но это выражение не стоит понимать буквально (смысл его в том, что здоровые душевные потребности находятся в гармонии, а не в антагонизме со здоровыми потребностями тела). Бывает так, что физически здоровый человек обладает больной или извращенной психикой, а глубокий инвалид демонстрирует несгибаемую силу и красоту духа. Это говорит о том, что между телом и психикой связь сложная и неоднозначная, а сама психика имеет свои собственные законы функционирования и относительную самостоятельность от состояния нашего тела. Особенности психики, как и особенности тела, составляют устойчивые, передающиеся генетически комплексы.
Основной признак психического здоровья – это устойчивость, уравновешенность психики, адекватная, т.е. естественная и способствующая физическому и моральному благополучию индивида реакция на воздействия окружающей социальной и природной среды. Для сохранения психического здоровья полезно иметь представление об общих законах психической жизни, но не в меньшей степени важно знание человеком особенностей его индивидуальной психики, т.е. каков у него темперамент, к какому психическому типу личности он относится, в чем состоят сильные и слабые стороны его характера. Этими знаниями, в частности, определяется степень столь необходимого человеку самоконтроля.
Главное в психическом здоровье – выработка сильной и устойчивой воли, надежной системы мотиваций (целей, интересов) и установок.
Человек должен знать, как воспитать свои чувства, как выработать характер или совершенствовать те или иные его черты: настойчивость, терпение, целеустремленность, выдержку, собранность, самоконтроль, решительность и т.д.
Высшей формой психического здоровья является здоровье интеллектуальное.
Хотя мышление – это тоже психический процесс, именно характер мышления отличает человека от животных, именно мышление, уникальное богатство его форм и способностей, составляет особенность человеческой психики.
Интеллектуальное здоровье состоит в правильнойорганизации и функционировании мышления, в соблюдении его правил, в умелом контроле и управлении личностью процессом своего мышления.
Как и в случае с физическим и психическим здоровьем, чтобы поддерживать интеллект в хорошей форме, необходим хотя бы минимум знаний о том, что такое разум, познание и мышление, и, конечно, важна выработка навыков правильного мышления.
К сожалению, специального учебного предмета по выработке правильного и эффективного мышления в наших школах нет, но весь школьный процесс так или иначе помогает человеку научиться правильно формулировать вопросы и ответы, говорить логически связно, следить за своей речью, выдвигать аргументы за и против, вести диалог, доказывать, умозаключать, предполагать, выдвигать гипотезы и т.д. Особенно полезны для укрепления интеллекта математические и лингвистические науки. Но как показывает жизнь, даже глубокого знакомства с ними недостаточно, чтобы человеку было гарантировано интеллектуальное здоровье. Гуманизм как стиль мышления стремится дополнить понятие интеллектуального здоровья идеями критического или рефлексивного мышления, здравого смысла и свободного исследования. Именно эти характеристики мышления вместе со всеми остальными наилучшим образом помогают человеку адаптироваться к современным условиям социальной жизни, отличающимся небывалой пестротой, информационной и эмоциональной насыщенностью, многообразием мнений, идей, призывов, убеждений и т.д.
Культурным завоеванием современной цивилизации является расширяющаяся возможность выработки человеком своего личного мировоззрения, обустройства своего внутреннего мира по своему собственному усмотрению. Такая возможность стала возникать по мере формирования свободных демократических обществ, в которых на равных сосуществуют различные политические направления, несхожие взгляды на мир и личность, когда во все большей степени стали признаваться права и свободы человека, его право на частную жизнь, свобода его совести и убеждений. Если раньше мировоззрение человека почти на 100 процентов формировала семья, община, государство и церковь, то теперь все большее значение приобретает свобода выбора и самоопределение личности.