Коррекционная программа
Опыт в работе с девиантными подростками в системе образования, обобщение опыта, привели к попытке создания целостной коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам к группе риска. Выделенные компоненты, с одной стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от возраста подростка и условий реализации программы.
Цель: коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школьника.
Задачи:
1. Развитие у подростков способности к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативе и самостоятельности.
2. Снижение тревожности, эмоционально-психического напряжения в различных ситуациях.
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-психологической компетентности подростков и развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими.
5. Развитие способности к самоуправлению; формирование адекватных способов реагирования в ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
6. Развитие навыков рефлексии, приёма и подачи конструктивной обратной связи.
7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результатов.
8. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
21 Идея культуросообразности воспитания.
Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости культуросообразности воспитания довольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.
Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).
В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.
Реализация принципа культуросообразности воспитания существенно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечеловеческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоятельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия включает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны различия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.
В то же время нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.
22 Принцип природосообразности воспитания.
Идея о необходимости природосообразности воспитания зародилась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Платонова, Аристотеля.
Принцип природосообразности воспитания сформировал в XVII веке Ян Амос Коменский. Этот принцип получил широкое признание в педагогике XVIII - XIX веков. Выдающийся немецкий педагог, демократ, сделавший дальнейший шаг в разработке теории развивающего обучения, Фридрик Вильгельм Адольф Дистерверг (1790-1866) полагал, что разумно организованное воспитание должно вестись с учётом трёх принципов: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. На основе этого он сформулировал систему дидактических правил, изложил их в книге «Руководство к образованию немецких учителей» (1835г). О природосообразности он писал, что и для врага, и для воспитателя самое важное – узнать природу человека вообще и в частности. Всякое искусство может достигнуть ничего идя против природы; все достижения техники, вызывающие удивление, тапк блестящи только благодаря тому, что их творцы умеют использовать силы природы. Природа - это сила. И в человеке природа также сила. Неправильное обращение с человеческой природой может убить отдельных людей но человечество убить нельзя. Горе тому, кто будучи облечён властью, способный на зло употребления, не понимает природы народов, человечества! Природа не любит насмешек, ничего не оставляет она не отомщенным. Противоестественный и поэтому злой поступок может породить только зло.
Обратимся к термину «природосообразность». Данное слово сложное, образовалось от двух слов «природа» и «сообразность». В словаре С.И.Отегова толкование этих слов следующее: «Природа –
1.Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир. 2.Основное свойство, сущность». «Сообразный – согласующийся с чем – нибудь». Таким образом, под природообразованием мы понимаем согласование, соответствие основному свойству, сущности, всему существующему во вселенной (в нашем случае человеку, ребёнку).
История развития школы и педагогики показывает, как под влиянием изменения требований жизни меняются принципы обучения и воспитания. Одни принципы исчезают, появляются новые. Это говорит о том, что наука наша должна чутко улавливать изменения требования общества к образованию и своевременно реагировать на них, т.е. строить такую систему принципов, которая верно указывала бы путь к достижению цели образования.
К сожалению, просмотрев и проанализировав содержание современных («классических») учебников по педагогике, мы не нашли информации о рассматриваемом принципе. А в одном учебном пособии имеется следующая заметка: « Некоторые принципы утратили своё значение – например, принцип природосообразности в обучении (выдвинутый ещё Я.А. Коменским. уже в XIX веке потерял своё значение)». (см. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарских занятий. – Ростов н/д: «Феникс», 2002).
Развитие же наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природосообразности воспитания. Особую роль сыграло создание выдающимся отечественным учёным В.И. Вернадским учения о ноосфере.
Ноосфера , т.е. сфера разума – понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.
Создание передовой системы образования- это ключевая этическая, экономическая, стратегическая задача России. Концепция ноосферного образования является частью концепции ноосферного пути развития России разработанной Академией естественных наук в 1993-1995гг., и исходит из её базовых понятий и принципов.
Целью ноосферного образования является формирование, мотивация гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Главным отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей. Основной характеристикой ноосферного образования является его соответствие природе человеческого восприятия, экологическая чистота, нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и ученика через их творческое взаимодействие по всем началам восприятия.
Человек с ноосферным мышлением станет правильно понимать своё место в природе. Природная составляющая нравственности этого человека будет относится к его взаимоотношениям с природой: нравственно всё то, что способствует выполнению человеком функции, безнравственно всё, что этому противоречит. Ноосферное мышление означает сознательный выбор в пользу экожизни, позиции «Я в природе», любви к природе, осознания своего места в природе и, наконец, сотворчества человека и природы (в отличие от эгожизни, позиции «Я – царь природы»)
Необходимым и достаточным принципом образования периода перехода к ноосфере является его природообразность или биоадекватность (по материалам Масловой Н.В. Общая характеристика концепции ноосферного образования.)
Актуальность рассматриваемого вопроса подтверждают также материалы методического семинара от 25 октября 2001г. « Принцип природосообразности как методическое основание проектирования систем и технологий обучения». Участниками семинара были научные сотрудники, педагоги, аспиранты ИОСО РАО и др. организации; работой руководил доктор педагогических наук А.В. Хуторский. На семинаре было поставлено несколько проблем. В частности, поставлена система соотношения между принципами природосообразности и культуросообразности. Вторая проблема – применимость принципа природосообразности в разных аспектах обучения. Был поставлен вопрос, что надо сделать, чтобы вся технологическая система, педагогическая система и проектная система менялись в направлении природосообразности. И третье, это проблема принятия и неприятия данного принципа. Авторитетным при рассмотрении данного вопроса является то, что идеей о природосообразности пропитаны работы человека с мировым именем А. Маслоу. Маслоу поднимает ряд проблем, вопросов, которые свойственны современности. Он пишет, что если конечная цель образования – это самоактуализация , то образование должно помочь людям выйти за пределы своей культуры и стать гражданами мира. Другая цель, которую должны были бы преследовать наши школы и учителя, состоит в открытии призвания, судьбы каждого. Открытие того, что вы хотите сделать с вашей жизнью – часто понимая того, кто вы такой, часть способности слышать свой внутренний голос. Школам следовало бы помогать детям заглядывать внутрь себя и из под познания себя выводить набор ценностей. Однако в наших школах сегодня не учат ценностям. (см. Маслоу А. Новые рубежы человеческой природы. /пер.с англ. М.: Смысл,1999г.)
Большое внимание вопросу о природосообразности уделяют наши соотечественники: Орлов А.Б., Мудрик А.В.
Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что оно должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.
А.В. Мудрик пишет, что в соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
• осознал себя гражданином Вселенной;
• понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
• осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
• имел чувство сопричастности природе и социуму как её части;
• формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;
• осознавал самого себя как субъекта творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизводящего её. (по материалам книги: Мудрик А.В. Обобщение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М: Педагогическое общество России., 2001г.)
23 Проблема непрерывного образования и пути ее реализации.
Непрерывное образование - это все формы и типы образования, получаемые лицами после завершения традиционного образования, охват образованием всей жизни человека. На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Всеохватность,т. е. объединение общей целью и вовлечение всего населения, всех его социально-демографических групп;преемственность, т. е. сохраняемость или изменяемость во времени и пространстве обще-социальных целей и способов их реализации;индивидуализированность, т. е. учет по времени, типам, направленности потребностей каждого индивидуума.
Главный вопрос, связанный с непрерывным образованием, задается учеными по-разному: «образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»? Одной из центральных идей должна стать идея перехода от школы знаний к школе культуры, рассмотрение образования как части общей культуры и ее важного фактора и источника. Общая точка зрения на проблему непрерывного образования и сущность данного явления может быть выделена в виде выводов:
1) непрерывное образование- приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями;
2) наметились два диаметрально противоположных отношения к непрерывному образованию - от полного его неприятия и объявления очередной утопией до определения непрерывного образования как главной, а может быть и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития;
3) просматриваются три главных аспекта сущности непрерывного образования:
а) традиционный, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы. Это по сути - компенсаторное, дополнительное образование, часть «конечного» образования (т. е. «образования на всю жизнь»);
б) явление образования как пожизненный процесс(«учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, средства массовой информации, заочное и вечернее обучение и т. п.);
в) третийподход идею пожизненного образования «пропускает» через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие(включая саморазвитие) человека, его биологических, социальных и духовных потенций, а в конечном итоге - его «окультуривание» как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.
Непрерывное образование ориентируется на целостное развитие человека как личности на протяжении всей его жизни, на повышение возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире. Система непрерывного образования распространена во всем мире. Она включает в себя все виды образования и воспитания, которые каждый человек получает от рождения до смерти: дошкольное, среднее, начальное и среднее специальное, высшее, академическое, дополнительное и прочее.
Что можно получить в результате? Развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.
Ильин Г.Л выделяет три основные проблемы, которые способствовали появлению и развитию идеи массового и непрерывного образования:
1) информационный бум;
2) информатизация общества;
3) появление функциональной неграмотности.
^ Информационный бум – резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе. Этому способствовали:
- научно-техническая революция;
- новые технологии в полиграфии;
- массовое образование.
Проблемой, которую породил информационный бум, стала необходимость пересмотра содержания образования. Постоянно увеличивающийся поток научной информации и изменения научных представлений, связанных с ним, потребовали пересмотра содержания учебников, научных дисциплин, программ и т.д. Кроме того потребовалось введение новых предметов, научных дисциплин (информатика, социология и т.д.).
^ Информатизация общества в результате развития средств массовой информации, мировых информационных сетей и компьютерных средств подготовки. Информатизация общества привела к резкому увеличению массовых источников информации: книги, пресса, радио, телевидение, Интернет, которые не всегда оказываются согласованными.
Информатизация поставила перед образованием проблему согласованности знаний.
^ Функциональная неграмотность – неспособность работника или гражданина выполнять свои профессиональные или социальные функции. Это явление стало следствием не только информационного бума, но и резко возросшей социальной динамики: развития новых технологий, структурных изменений в развитии экономики, миграции населения, изменений социально-культурного контекста. Функциональная неграмотность обострила проблему качества образования.
Все выше перечисленные явления и процессы способствовали появлению и развитию идеи массового непрерывного образования, как способа преодоления возникших социальных и образовательных проблем. Непрерывное образование в настоящее время превращается в жизненную необходимость.
Развитие системы непрерывного образования породило массу проблем, в частности сделало необходимым переосмысление некоторых фундаментальных педагогических представлений. В системе непрерывного образования произошел переход от традиционного обучения к образованию через всю жизнь.
Произошедшие изменения затрагивали основы педагогических представлений и социального статуса образования в современном мире. В стране возникла необходимость смены педагогической парадигмы. Появилась потребность в педагогике, отвечающей новым социально-экономическим условиям, ориентированной на личность, в противовес педагогике советского периода. Соединение личностно-ориентированной педагогики с непрерывным образованием стало основой развития непрерывного личностно-ориентированного образования.
Проект программы развития национального образования, разработанный Жаном Кондорсэ в эпоху французской революции, содержит идеи до сих пор актуальные для педагогики.
Идея непрерывного образования впервые появилась во Франции. Проект программы развития национального образования, разработанный Жаном Кондорсэ в эпоху французской революции, содержит идеи до сих пор актуальные для педагогики. В проекте подчеркивается и основополагающий принцип непрерывного образования: принцип универсальности.
Понятие «непрерывное образование» впервые было использовано в печати П. Пренцом в 1955 г. В 1956 г. Пренц в журнале «Эспри» повторил свою идею и сформулировал 4 цели непрерывного образования:
1) распространение культуры;
2) подготовка гражданина к изменяющимся условиям общественного развития;
3) дополнительное общее образование для всех;
4) профессиональная подготовка и повышение квалификации.
В соответствии с 4-ой целью, сформулированной Пренцом, непрерывное образование призвано обеспечить гибкую и быстро переналаживающуюся систему подготовки и переподготовки всех кадров по всем направлениям образования, а также развитие человеческой личности, всестороннее повышение культуры.
Единая система дополнительного профессионального образования является составной частью системы профессионального образования и представляет собой комплекс образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи, повышения квалификации и переподготовки кадров в соответствии с потребностями личности и общества, государственными стандартами образования в области физической культуры и спорта.
Серьезная методологическая проблема состоит в обосновании структуры системы дополнительного профессионального образования, а также в исследовании тех системообразующих факторов, которые придают системе целостные свойства.
На каждом этапе непрерывного образования в содержании обучения должен быть представлен фундамент той или иной науки, служащей теоретической основой решения практических задач. На этапе самостоятельной профессиональной деятельности фундаментальные теоретические знания способствуют систематическому сообразованию специалиста
В России идею непрерывного образования одним из первых сформулировал Д.И. Менделеев, а затем раскрыл и ее суть. Он определял непрерывное образование как пожизненный процесс целенаправленного формирования человека.
Идея непрерывного образования стала ведущей в сфере образования большинства развитых капиталистических стран в последние годы. С ним связывается задача более эффективного удовлетворения образовательных потребностей как общества, так и отдельной личности.
ермин "Непрерывное образование" рассматривается в двух взаимосвязанных и одновременно различных направлениях (ипостасях):
1. Непрерывное образование, которое характерно для любого образованного человека, желающего заниматься образованием и самообразованием в рамках государственных и общественных учреждений.
2. Профессиональное непрерывное образование, которое является неотъемлемой частью профессионального становления специалиста и является обязательным в любой сфере деятельности, т.к. прописано законодательно.
В первом случае - это программы обучения, которые предлагают государственные, общественные, научные, коммерческие и др. организации на протяжении всей жизни человека, начиная с дошкольного возраста и до старости. Как говорят американцы: "Образование через всю жизнь". И им есть чем похвастаться: программы для любого возраста и любых интересов. Нужно отметить, что для взрослого населения в нашей стране программы эти разнообразием не отличаются.
Во втором случае - это сложное, взаимосвязанное, последовательное взаимодействие различных образовательных систем, главной среди которых является система повышения квалификации, которая сопровождает специалиста на всем пути его профессиональной деятельности. Среднее и высшее профессиональное образование являются основополагающими в профессиональной деятельности, базой для дальнейшего роста специалиста.
Раскрывая сущность "непрерывного образования" (НО), в сложившейся условиях, мы должны рассмотреть цели и задачи НО для каждого человека и общества в целом.
Главной целью НО является развитие каждого человека как личности и профессионала, в каком либо виде деятельности, в течении всей его жизни. Задача государства не только в том что бы создать условия для всестороннего и гармоничного развития каждого гражданина государства, но и стимулировать и направлять его в этом развитии. Процесс социализации личности непрерывен. Развитие личности протекает в различных направлениях: общее развитие, физическое, психологическое, эстетическое, профессиональное и т.д. Если для развития личности в первую очередь нужны определенные условия - система государственных, общественных, социальных и др. институтов, определенная система ценностей, установившаяся в данных общественных, социальных и экономических отношениях.
Рычагами воздействия на развитие человека и как личности и как профессионала государство обладает в системе непрерывного профессионального образования. Каждый специалист обязан один раз в пять лет, по усмотрению администрации, повышать свою квалификацию.
Причем, когда мы говорим о непрерывном образовании, то должны понимать тот факт, что государство никаким образом не может влиять на уровень получаемого непрерывного образования, т.к государственная система образования подразумевает лишь обязательное основное общее образование, а все дальнейшее образование индивидуума зависит от его личностных потребностей в образовании, которые государство может лишь только мотивировать и стимулировать.
Подход к проблеме непрерывного образования как непрерывному профессиональному образованию взрослых и подразделяемому на: базовое профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование. Высшая школа - ведущее звено системы непрерывного профессионального образования. Она способствует разработке и научному обоснованию самой концепции непрерывного образования, готовит учительские и научно-педагогические кадры для всех звеньев системы непрерывного образования и является его обязательной составной частью (основанием).
Принципиальные особенности непрерывного профессионального образования состоят в многообразии и гибкости используемых средств, способов и организационных форм, гуманизации и демократизации образования, дифференциации образовательных процессов по направленности и содержанию. Непрерывное образование призвано обеспечить гибкую и быстро переналаживающуюся систему подготовки и переподготовки всех кадров по всем направлениям образования. Главнейшее назначение непрерывного образования - развитие человеческой личности, всестороннее повышение культуры. Основные функциям непрерывного образования относятся: социальная, экономическая, адаптационная.
К основным функциям непрерывного образования, которые встречаются в научной литературе относятся: социальная, экономическая, адаптационная.
Одной из актуальных проблем непрерывного образования является проблема соотношения фундаментализации и профессионализации знаний, которая наиболее ярко отражает преемственность образования.
Система повышения квалификации "красной нитью" проходит через всю профессиональную деятельность специалиста, вне зависимости от базового профессионального образования. Причем эта система более мобильна, что в современных условиях особенно актуально, и может являться определенным рычагом воздействия на специалистов, работающих в любой отрасли для овладения новыми технологиями, методиками, компьютерными программами и т.д.. Для того, чтобы в полной мере управлять этим процессом нужно создать гибкую, мобильную систему: слушатель - профессиональная программа - сертификат(государственный документ). Причем государство должно встать во главе этой системы, не только в качестве заказчика, должно стать стимулом, главным рычагом, приводящим в движение всю систему.
Непрерывное образование способное решить указанные проблемы также породило ряд проблем, в том числе переосмысление некоторых педагогических представлений - обучения взрослой категории слушателей. Обучение в системе повышение квалификации значительно отличается от традиционного обучения в системе образования.
Непрерывное образование в последние два десятилетия стало одной из центральных педагогических проблем современности. Количество публикаций по этой тематике исчисляется тысячами, во многих странах издаются специальные журналы, регулярно проводятся национальные конференции и международные симпозиумы. В 70-е годы концепция непрерывного образования была взята на вооружение такими крупнейшими международными организациями, как ЮНЕСКО, Международная организация труда (МОТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
В нашей стране несколько позже при переосмыслении системы образования данная проблема была осознана как центральная. По различным проблемам непрерывного образования в стране издано около ста книг и брошюр, три монографии, опубликовано свыше 200 статей таких известных авторов, как И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буев, А.А. Вербицкий, Б.С. Гершунский, О.В. Купцов, С.Г. Вершловский, Ф.И. Перегудов, В.Н. Турченко, Ф.Г. Филиппов, А.В. Даринский, А.П. Владиславлев, В.Г. Онушкин и др.
О движении к непрерывному образованию свидетельствуют показатели, характеризующие число обучающихся в учебных заведениях различных ступеней. В целом по возрастной группе от 6 до 23 лет в 1985 г. в 33 развитых странах мира училось 75,5 % молодежи, в том числе 88 % — в Северной Америке и 71,8 % — в европейском регионе, включая СССР. Согласно прогнозу ЮНЕСКО, к 2000 году этот показатель составит соответственно к указанным показателям 80, 94, 5 и 76,6 % (ЮНЕСКО. Сводный статистический обзор образования в мире: — Русский текст. — Париж, 1986). В большинстве стран проблемы развития среднего образования рассматриваются преимущественно с учетом перспективы непрерывного образования. Наряду с традиционными терминами «начальное образование» и «среднее образование» появился термин и стоящая за ним реальность — «базовое образование». Известно, что в тех странах, где налажена система непрерывного образования, смена технологических процессов и отмирание устаревших профессий проходят сравнительно легко, не вызывая массовой безработицы и иных социальных катаклизмов. Так, в США система дополнительного образования по общему финансированию сравнялась с базовым образованием. Эта система хорошо организована, оснащена квалифицированными кадрами и прекрасным оборудованием.
В ходе реализации идей непрерывного образования на первый план выступали различные его функции в качестве ведущих. Первоначально непрерывное образование трактовалось как компенсаторное, ликвидирующее недостатки образования взрослых, связанных либо с устарением ранее полученных знаний, либо с недостатками в работе существующих систем образования. Затем на первое место выдвинулась проблема повышения квалификации. С середины 70-х годов в зарубежной литературе все чаще непрерывное образование трактуется как интегральное, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни в постоянно меняющихся условиях. В основе такого подхода лежит идея соединения профессионального образования (или повышения квалификации) с общим.
Проблемы непрерывного образования (НО) неотъемлемы от проблем, связанных с учителем. Какие бы формы ни принимало оно, всегда важнейшей фигурой в них будет учитель. По результатам многочисленных исследований ни учебники, ни учебные средства не оказывают такого влияния на ученика, как личность и мастерство учителя.
Качество работы и трудовой жизни предполагает определенный уровень образования.
Одна из основных целей непрерывного образования — расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Этим признается недостаточность или неспособность базовой системы научить человека всему, что ему придется делать в течение трудовой жизни. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.
Одним из направлений стало создание нетрадиционных учебных заведений: «университетов без стен», «школ гибкого обучения» и т. п. Самым известным примером является опыт функционирования Открытого университета в Великобритании, организованного таким образом, что подготовка там эквивалентна университетскому образованию и ведется без отрыва от производства, на заочной основе.
Большинство форм повышения квалификации связано с конкретными изменениями в технике, технологии, организации, ассортименте продукции. Растущий разрыв во времени между переподготовкой и намечаемыми изменениями не изменяет сути этой зависимости. Западные экономисты вывели прямую зависимость периодичности постоянно действующего обучения от степени наукоемкости производства (в частности, от доли расходов на НИОКР в общей сумме продаж). Для повышения гибкости постоянно действующей системы повышения квалификации, приближения ее к пользователю наукоемкие фирмы способствуют созданию сети небольших учебных пунктов, обладающих значительной юридической и финансовой самостоятельностью.
Простейшая форма повышения квалификации — ротация работников по рабочим местам и подразделениям фирмы. Речь идет также о создании различного рода проблемных целевых групп, носящих временный характер. В их задачи входят повышение качества продукции, анализ других производственных проблем, подготовка сложных управленческих решений и т. п. Результатом деятельности проблемных целевых групп является не только улучшение производственных показателей, но и рождение внутри них новых идей, при попытке разработки которых возникают проектные группы, в еще большей степени способствующие повышению квалификации. Уже сам по себе переход работника в такую новаторскую структуру с атмосферой творчества, сотрудничества ученых и специалистов разного профиля служит формой повышения квалификации.
По мнению зарубежных исследователей, временные или постоянно действующие формы повышения квалификации — только звенья общей системы непрерывного образования. Базовая подготовка должна создать определенный потенциал знаний, развить способности, а также, что не менее важно, потребности в непрерывном обновлении образования. Во-первых, речь идет о солидной общеобразовательной подготовке и широком профиле специальной подготовки. В противном случае образовательный процесс будет носить тупиковый характер. Во-вторых, необходим отказ от максимально возможного объема информации в пользу проблемного построения программ обучения (развития принципа «научить учиться»).
Таким образом, становление системы непрерывного образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: вторжении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс. Происходит стирание граней между различными стадиями образовательного процесса. Особенно трудно определить границу между базовой подготовкой и повышением квалификации.
Есть и другие необходимые условия развития системы непрерывного образования: развитое кадровое планирование на уровне фирм (с учетом связей с научными и учебными заведениями), государственное финансирование, льготная налоговая политика и законодательная поддержка новых форм кооперации науки, образования и производства. Очевидно, что непрерывное образование не является очередной стадией развития системы образования, а выступает как необходимая составная часть процесса интеграции науки, образования и производства.
24 Воспитание и социализация личности.
Если рассматривать образование личности как гармонию двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации, то непременно выстроится значимая взаимосвязь по линии социализация — воспитание — самовоспитание.