Основные виды деятельности
У современного человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей.
Обобщены и выделены основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это - общение, игра, учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.
Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. Общение- это взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. По мнению Г.М. Андреевой, общение выступает как способ цементирования индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих индивидов. Это специфически человеческая деятельность, имеющая полифункциональную нагрузку. Основными функциями общения являются:
1) формирующая - общение имеет огромный развивающий потенциал - особенно в младенческом и подростковом возрастных периодах. Дефицит эмоционального общения младенца со взрослым может привести к устойчивой задержке психического развития, а дефицит эмоционального общения подростка со сверстниками может вызвать девиацию поведения;
2)прагматическая - в этой функции общение выступает как важнейшее условие объединения людей в процессе деятельности. Причем общение, словно паутина, переплетает все виды деятельности человека;
3) подтверждающая - эта функция проявляется в обычных знаках внимания и служит утверждению значимости одного человека для другого. Следует указать, что отрицательное подтверждение полезнее, чем его отсутствие, ибо последнее может привести к серьезным психическим нарушениям;
4) межличностная - состоит в организации и поддержании межличностных отношений. Ее реализация сопровождается установлением симпатий или антипатий между людьми, влияющих на результативность производственных отношений;
5) информационная - служит средством передачи и обмена информацией между людьми, обеспечивая преемственность поколений, прогресс в широком смысле слова;
6) внутриличностная - как диалог человека с самим собой. В этом смысле общение служит средством самопознания и самооценивания, может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Подобная многофункциональность общения обуславливает его значение для человека.
Помимо этого для определенных категорий людей общение является профессиональной деятельностью, освоение которой идет по той же схеме, что и у других видов деятельности, а результатом становятся коммуникативные умения.
Следующей деятельностью в онтогенезе человека является игра. Игровая деятельность - особая сфера человеческой деятельности, в которой человек не преследует других целей, кроме получения удовольствия; это деятельность, не дающая материального результата. При этом игра есть осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива (С.Л. Рубинштейн).
Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение- деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков. Главная особенность учения, таким образом, состоит в том, что оно является основным средством психического развития человека, ибо обеспечивает активное функционирование когнитивных и эмоционально-волевых процессов. Учение выполняет функцию подготовки к собственно производственной деятельности. По И.В. Гете «годы мастерства» предваряются «годами учебы». В учении общая установка уже не игровая, а трудовая, ибо в нем надо выполнять задания, подчиняться дисциплине. Основной целью учения является подготовка к будущей самостоятельной жизни и деятельности, основное средство - освоение обобщенных результатов открытий и достижений человечества. Учение всегда организовано. Оно является компонентом социального процесса обучения - двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Спецификой учения является то, что оно предполагает отсроченный (не сиюминутный) результат, который будет выражен в изменении личности. Личность достигнет качественно нового уровня информированности, воспитанности и общего развития. Центральный процесс процесса учения - усвоение знаний. Психологически это сложный многокомпонентный процесс, включающий: восприятие информации, ее осмысление, запоминание, закрепление и последующее свободное пользование ею в различных ситуациях. Каждый из названных компонентов имеет свои особенности на разных возрастных стадиях учения, при его различной мотивации и при различных способах организации обучения. Установлена существенная зависимость усвоения знаний от первичного их изложения: изложение, вызывающее «включенность» сенсорных и осмысливающих систем, обеспечивает мотивированное и результативное усвоение. В этой связи решение проблем учения связано с использованием закономерностей и механизмов перцептивно-мнемической и собственно умственной деятельности человека. Вопрос о применении знаний на практике есть вопрос о специфическом способе учения (научения), нацеленного не на учебный результат как самоцель, а на конкретные практические цели. В этой связи современные технологии обучения ориентируются на формирование компетентности как функциональной готовности человека к соответст-вующей профессиональной деятельности. Жизнеобеспечивающей деятельностью человека является трудовая. Труд - основной закон развития человека (С.Л. Рубинштейн). Трудиться - значит проявлять себя в деятельности, претворять свой замысел в дело, обогащать свое собственное бытие, быть создателем. Труд следует рассматривать в качестве как психологической, так и социальной категории. Труд, как социальная категория, есть процесс воздействия человека на природу. Как психологическая категория труд есть деятельность, характеризуемая:
1. Наличием цели, которая определяет характер и способ трудовых действий.
2. Продуктивным характером - труд всегда направлен на производство какого-либо продукта.
3. Употреблением и изготовлением орудий труда.
4. Направленностью на преобразование внешнего мира.
5. Общественным характером труда - трудовые действия либо существляются совместно, либо в ходе их используются уже освоенные человечеством способы действий.
Труд - это всегда выполнение задания, связанного с достижением намеченного результата. Поэтому он требует планирования и контроля исполнения, всегда предполагает выполнение определенных обязательств и соблюдение дисциплины. Все звенья трудовой деятельности подчинены ее конечному результату - готовому продукту, поэтому цель деятельности не в ней самой, а в ее продукте. Трудовая деятельность, как правило, совершается не в силу привлекательности ее самой, а ради ее отдаленного результата, служащего удовлетворению потребностей человека. Степень психического напряжения человека в труде будет определяться его содержанием, полезностью и отношением к нему человека. Во всяком труде участвуют умственные процессы, но их представленность в разных видах труда неодинакова.