Программированное обучение
Взаимодействие учителя и ученика при программированном обучении протекает следующим образом:
Учитель (учебник, компьютер) | Ученик |
Сообщает первую дозу материала. | Воспринимает первую дозу материала. |
Объясняет первую дозу материала. | Осмысливает и понимает суть содержания этой дозы. |
Ставит контрольный вопрос. | Отвечает на вопрос. |
Если ответ верный, учитель сообщает новую дозу. | Усваивает первую дозу материала. |
После того как усвоен весь объем материала по данной теме, процесс обучения стоится так:
Учитель | Ученик |
Дает задание на закрепление изученного материала. | Выполняет задание на закрепление. |
Дает задание на применение изученного материала. | Выполняет задание на применение изученного материала. |
2.25. Семья как среда жизнедеятельности, формирования и развития ребенка.
В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются потребности людей, связанных кровными и родственными связями.
Жизнедеятельность понимается в двух аспектах: как проживание различных эмоционально-значимых жизненных событий и как жизнетворческая деятельность по воспроизведению жизни. Семья, устанавливая границы частной жизни, обеспечивает возможность получения телесного и эмоционального опыта слияния с другим человеком, позволяет удовлетворять потребности, лежащие в основе развития личности. Наиболее известной классификацией этих потребностей является классификация, предложенная одним из основоположенников гуманистической теории личности Абрахамом Маслоу. Согласно А. Маслоу существует пять групп потребностей человека, которые объединяются в иерархическую структуру:
- физиологические потребности (потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т. д.);
- потребности в безопасности и защите (потребности в организации, стабильности, предсказуемости событий, избегании контактов со страхами, болезнями и хаосом). Для удовлетворения этих потребностей ребенку необходимо жить в семье, где существует стабильная жизнь. Ссоры, разводы, разлуки, смерть разрушают удовлетворение потребностей в безопасности;
- потребность в принадлежности и любви. Важнейшим условием формирования чувства принадлежности к семье является создание отношений интимности, существующих внутри семейного пространства;
- потребность в уважении (самоуважении). Прямое удовлетворение потребности в уважении возможно благодаря тому, что каждый из членов семьи может ощущать свою полезность и значимость в ней;
- потребность в самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать, чтобы полностью реализовать собственный творческий потенциал). Семья может быть именно той средой, в которой раскрываются способности ее членов.
На формирование и развитие ребенка оказывают влияние два основных фактора – наследственность и среда. Действие фактора наследственности проявляется в индивидуальных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития. Среда, т. е. окружающие человека социальные, материальные и духовные условия его существования, определяют, какие именно предпосылки и в какой мере будут развиваться. Третьим фактором развития ребенка в семье служит активность самого ребенка, влияющая на формирование родительского поведения по отношению к нему (Артур Александрович Реан). Ребенок в семье является активной стороной взаимодействия. Формирование ребенка в семье происходит как в результате целенаправленного воздействия взрослых (воспитание), так и в результате наблюдения за поведением всех членов семьи. Семейные отношения, стиль воспитания влияют на развитие личности ребенка с самого начала его жизни. Психоаналитики считают, что благодаря семье уже в первые годы жизни у ребенка появляется «жизненный сценарий», определяющий его успехи и неудачи в будущей взрослой жизни.
А. А. Реан и А. Л. Коломинский выделили следующие факторы, влияющие на формирование личности ребенка в процессе семейной социализации:
1. структура семьи как единство функционирования ее членов;
2. позиция ребенка в семье – включает в себя его роли в семье, которые могут быть при внешнем сходстве (жизнь в семье) совершенно различны. Формирование личности в семье оказывается различным объективно. Например, опыт единственного ребенка в семье отличен от опыта ребенка, являющегося одновременно старшим по отношению к брату и младшим по отношению к сестре;
3. основные (реальные) воспитатели – социализаторы, т. е. те члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка;
4. стиль воспитания в семье;
5. собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи.
Вся совокупность позитивных человеческих качеств взрослых членов семьи: нравственных качеств и преобладающих в семье ценностей; волевых; эмоциональных; интеллектуальных; культурных; познавательных и творческих особенностей.
На протяжении всего периода взросления родители являются для ребенка чрезвычайно значимыми людьми.
По мнению Игоря Семеновича Кона, по мере взросления ребенка психологическая значимость родителей изменяется. Потребность в эмоциональной привязанности, любви и поддержке проявляется с самого раннего периода жизни ребенка. Невозможность ее удовлетворения приводит к искажениям личностного развития.
Младенец полностью зависит от взрослых в удовлетворении потребностей «нужды» в пище, воде, физическом комфорте и т. д. по мере его взросления родители играют важнейшую роль и в удовлетворении потребностей «роста», таких как принадлежность к социальной группе, самооценки, самоуважении. Взрослые определяют, каким будет окружающий мир ребенка. На протяжении школьного периода значимость родителей как директивной инстанции постепенно уменьшается. Взрослые все больше учитывают мнение ребенка.
В раннем и дошкольном возрасте родители для ребенка образец, пример для подражания. В подростковом и особенно юношеском возрасте родитнли уже не являются для подростка абсолютным авторитетом, как в детстве. Дети начинают воспринимать родителей более критично.
Важнейшим фактором, формирующим характер ребенка и особенности его поведения, является тип семейного воспитания. А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу.
Потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль «кумира семьи».
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев, или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности.
Повышенная моральная ответственность проявляется в требовании от ребенка высоких моральных качеств. Родители поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Крупнейшим русским педагогом XIX века Петром Франциевичем Лесгафтом была создана типология детских характеров, сопоставляемых с формированием личности ребенка в семье, с предложениями по коррекции личности и с описанием ее дальнейшего развития в период юности и молодости.
П. Ф. Лесгафт в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение» выделяет следующие типы:
I. С деятельно-повышенными проявлениями:
1. лицемерный тип – отраженно (рефлекторно)-открытый с повышенной деятельностью, без нравственных проявлений;
2. честолюбивый тип – подражательно-рассудочный с повышающимся чувствованием первенства и с внешне усвоенными нравственными основаниями;
3. добродушный тип – разумно-самостоятельный с преобладанием умственной деятельности и с твердо установленными нравственными основаниями.
II. С инертно-угнетенными проявлениями:
4. мягко-забитый тип – рефлекторно-опытный с инертными действиями, без нравственных оснований;
5. злостно-забитый тип – подражательно-рассудочный, угнетенный преследованиями и несправедливыми мерами, с внешне усвоенными нравственными основаниями;
6. угнетенный тип – разумно-исполнительный с преобладанием физической деятельности и твердо выработанными нравственными основаниями.
Таким образом, семья как социальный институт, как малая группа, как поле жизнедеятельности может создать условия для развития ребенка в процессе его социализации, его становления как субъекта собственной жизни.
3. Методические рекомендации студентам по подготовке и сдаче государственного экзамена
Прежде всего, нужно руководствоваться общими рекомендациями в подготовке и сдаче экзамена, а именно такими:
− заблаговременно готовиться к экзамену, повторяя программный материал и приводя его в систему;
− мотивировать себя на успешную сдачу экзамена, получение лучших баллов;
− четко спланировать подготовку с учетом объема материала, имеющегося времени и наличия учебной литературы и собственных записей (конспектов лекций и т.п.);
− применять рекомендации по культуре умственного труда: работе с книгой, осмыслению материала, заучиванию, повторению и воспроизведению, режиму дня, поддержанию работоспособности и бодрого эмоционального тонуса;
− на экзамене сохранять самообладание и уверенность в себе;
− не отвлекаться; сосредоточиваться на конкретных вопросах; делать запись ответов, запоминая их, чтобы потом говорить свободно;
− не спешить, говорить в обычном ровном темпе; не теряться из-за ошибок, спокойно исправлять их;
− перед экзаменом провести самопроверку или взаимопроверку, объединившись с другими студентами;
− приходить на консультации и обзорные лекции.
Рекомендации по подготовке и сдаче психолого-педагогического материала:
− относиться к психологии и педагогике как базовым учебным дисциплинам, знание которых позволяет давать осознанные ответы по конкретным специальным предметам;
− целесообразнее сначала повторить психологию, а затем педагогику, поскольку педагогика опирается на психологические механизмы и закономерности;
− учитывать, что в новом варианте билетов вопросы по психологии и педагогике даются в связи с вопросами по русскому языку, литературе и математике; требуется реально установить межпредметные связи;
− готовить ответы по психологии и педагогике нужно с опорой на весь объем знаний и умений, приобретенных за предшествующий период;
− материал настоящего пособия нужно использовать так, чтобы четче выделить то, что необходимо рассказывать, не выходя за рамки вопроса;
− на ответ по психологии или педагогике нужно тратить не более 5 – 7 минут: исходя из этого, в одних случаях можно делать дополнения к тексту пособия, в других – сокращать изложение текста;
− в теоретическом аспекте нужно знать, прежде всего, определения понятий, классификации; в практическом – психологические механизмы, методы психологического и педагогического воздействия;
− требуется знание известных ученых, педагогических систем (особенно современных);
− важно владеть психологией и педагогикой начального образования в соответствии со специальностью учителя;
− в ответах рекомендуется использовать личный психолого-педагогический опыт выпускника.