Развитие воспитания ,образования и педагогической мысли в культуре Западной Европы и США до 90-х годов 19 века
План :
1. Научная педагогика Я.А Коменского.
2. Педагогические идеи Дж.Локка.
3. Педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо.
4. Педагогическая система И.Г. Песталоция.
5. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
6. Педагогические идеи Ф.А.В Дистервега.
7. Формирование массовой школы за рбежом.
Научная педагогика Я.А Коменского.
Начиная с конца 16в.наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку. Именно в этот период появляется целая бригада блестящих мыслителей, которые заложили на столетия вперед фундамент развития педагогики как отрасли знания.
Самый яркий представитель педагогической мысли 16 в. Я.А Коменский (1592-1670), чешский мыслитель – гуманист, педагог, писатель, общественный деятель. Принято считать, что именно с него современная педагогика берет отсчет, т.к. он первым попытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания.
Считал, что воспитание юношества должно быть поручено «мужчинам мудрым благочестивым и почетным».
Выделяют три составные части воспитания:
- научное образование (умственное воспитание);
- нравственное воспитание (управление собой);
- религиозное воспитание (стремление к Богу).
Воспитание лучше начинать в детстве.
Система образования, предложенная Я.А.Коменским.
Возраст | Ступень образования | Тип учебного заведения | Содержание образования |
До 6 лет | Дошкольное воспитание | Материнская школа. | Знакомство с явлениями окружающего мира. |
6-12 | Начальное образование | Элементарная школа(родного языка). | Родной язык, арифметика, элементы геометрии, географии, природоведенье, священное Правописание. |
12-18 | Среднее образование | Латинская школа или гимназия. | Семь свободных искусств + история география, естествознание. |
18-24 | Высшее образование | Академия . | Богословие, медицина, право. |
Я.А. Коменский внес крупный вклад в развитие дидактики, теоретически обосновал и подробно раскрыл принципы обучения. Им сформулировано «золотое правило дидактики. Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно : видимое для восприятия зрение, слышимое - слухом, запахи – обонянием, подлежащие вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания…Если какие – либо предметы можно воспринимать несколькими чувствами». Коменский дает ясные толкования принципам сознательности, последовательности и систематичности обучения, натаивает на том, что ничего не следует заставлять заучивать наизусть, кроме того что, хорошо понятно рассудком.
Заслугой Я.А. Коменского является теоретическое обоснование классно – урочной системы. Он предложил производить прием в школу один раз в году, учебный год разделить на четверти и ввести каникулы, определил продолжительность учебного дня: 4 ч. В начальной школе и 6ч. В средней.
Основная форма обучения –урок. Уроки проводятся по твердому расписанию. Часть урока должна посвящаться опросу, часть объяснению нового.
Каждый урок должен иметь цель и тему. Учитель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.
В 1632г. написал «великая дидактика». 1658г. учебник энциклопедия «мир чувственных вещей в картинках».
Своеобразный итог философских и педагогических взглядов –«всеобщий совет об исправлении дел человеческих».
Также им были подготовлены ряд учебников по физики, геометрии, географии, астрономии.
2.Педагогические идеи Дж. Локка.
Джон Локк (1632-1704) – известный английский философ и педагог ,оставил заметный след в развитии идей воспитания и образования.
Автор идеи о решающей роли воспитания в формировании личности человека и о значении среды в процессе воспитания. По мнению Локка, душа человека – белая бумага, без всяких знаков и идей, заполнить которую надлежит воспитанием.
Педагогическая система Локка изложена в двух трактатах : «некоторые мысли о воспитании (1693)», «о пользовании разумом (1706)». Локк предложил программу воспитания « джентельмена»и « делового человека» буржуазного общества. Данная программа сочетает несколько аспектов : физическое воспитание; воспитание души.
Дилемму где должен получить образование воспитанник, Локк решал в пользу семьи. Истинный джентельмен должен воспитываться дома под присмотром добропорядочных и хорошо подобранных воспитателей. Семейное воспитание исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей. Семейное воспитание, по мнению Локка, позволяет сформировать таких индивидов, которые в сумме составляют идеальное общество.
3.Педагогическа теория Ж.-Ж. Руссо.
Одним из ярких представителей французкого просвещения был Ж.-Ж. Руссо(1712-1778). Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию, Руссо стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Выделяют три основные философско – педагогические работы:«рассуждения о начале и основаниях неравенства между людьми»(1755), «рассуждение о науках и искусствах»(1762), «эмиль, или о воспитании»(1762).
По Руссо, воспитание является опорой любой формы правления. От верного воспитания зависит благополучия государства и отдельного индивида. По убеждению Руссо, «необходимо воспитывать прежде всего человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого».
По утверждению Руссо, человек получает воспитание под воздействием трех сил: природы, вещей и людей.
Система воспитания по Руссо заключалось в следующем содержании: физическое; воспитание органов чувств; познание окружающего мира; умственное, нравственное, религиозное.
Педагогическая теория Руссо оказало огромное влияние на системы воспитания конца 18 – начало 19 в.
4.Педагогическая система И.Г. Песталоция.
Яркий след в истории образования оставил известный швейцарский педагог И.Г. Песталоций (1746-1827).
Песталоций не только теоретик, автор многочисленных трудов, получивших мировую известность, -«лингард и гертруда (1778г)», «как гертруда учит своих детей (1801)», «лебединая песня », но и практик, создавший приюты для сипрот, интернаты в Бургдорфе(1800-1804) и Ивердоне (1805-1825).
Всю свою жизнь он посвятил делу народного образования. Избавление от социального неравенства педагог видел не в революционном изменении общественных отношений, а в правильной организации общественного воспитания. Воспитание должно дать детям из народа трудовую подготовку, развить духовные и физические силы, что в дальнейшем избавить их от нужды. В связи с этом он разработал теорию элементарного образования, которая представляла собой систему физического, трудового, нравственного и умственного воспитания.
5.Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
Крупный вклад в развитие педагогики нового времени немецкие педагоги – один из которых И.Г. Гербарт, который считал педагогику самостоятельной наукой, которая с помощью философии определяет педагогические цели, а при содействии психологии – пути их осуществления.
Основные работы: «общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «первые лекции по педагогике» (1835).
Внес значительный вклад в развитие дидактики – разработал учение о ступенях обучения; выделил универсальную схему процесса обучения.
Был сторонником классического образования, пологая, что изучение классических языков, математики, античной истории лучше всего развивает мышление. Эта идея Гербарта была положена в основу обучения в классических учебных заведениях Европы в 19 веке.
Активно разрабатывал теорию воспитывающего обучения: ввел данный термин в педагогику. По мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование…без обучения есть цель, лишенная средств».
Предложил систему нравственного воспитания, которая строится на пяти нравственных идеях : внутренней свободы; совершенства; благорасположения; права; справедливости.
Важная роль в нравственном воспитании принадлежит религии. Религия необходима человеку, поскольку является сдерживающем началом.
К нравственному воспитанию тесно примыкает задача приучения детей к порядку и дисциплине. Основные средства управления: угроза, надзор, приказ, запрет, наказание, включение детей в деятельность. Им разработаны рекомендации по нравственному воспитанию, где он указывает необходимость опоры на положительное в ребенке, учета индивидуальных способностей в процессе воспитания.
6.Педагогическая система Ф.А.В. Дистервега (1790-1866).
Дистервег занимался вопросами обучения и воспитания в начальной школе. В течении длительного времени был директором учительских семинаров в Мёрсе и Берлине, всю жизнь стремился к объединению немецкого учительства. В 1827- 1866г издавал педагогический журнал «рейнские листки…», создал 4 учительских общества, в 1848 был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза.
Основной труд- «руководство к образованию немецких учителей» (1835).
Главная задача народной школы – в разностороннем развитии каждого ребенка, независимо от социального положения и религиозных взглядов его родителей.
Особый интерес представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения:
- природосообразности;
- культуросообразности;
- самодеятельности.
Педагогические идеи Дистервега были популярны за пределами Германии. Его труды печатались в европейских журналах высоко оценивались педагогической общественностью.