Модуль 4. Практическая педагогика
ДЬЯЧКОВА МАРГАРИТА АНАТОЛЬЕВНА
8). ПЕДАГОГИКА
Содержание
- Модуль 3. История образования и педагогической мысли. Рекомендуемая литература
- Модуль 4. Практическая педагогика. Рекомендуемая литература
- Примерные вопросы для экзамена по Модулю 3 «История образования и педагогической мысли»
- Примерные вопросы для экзамена по Модулю 4 «Практическая педагогика»
- Критерии оценивания качества подготовки студентов по дисциплине «Педагогика», форма аттестации – экзамен
- Методические рекомендации по конспектированию первоисточников
Модуль 3. История образования и педагогической мысли
Рекомендуемая литература
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) [Текст]:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений [Текст] /Сост. А.В. Овчинников [ и др. ]. – М. : Академия, 2000. – 384 с.
- Антология педагогической мысли христианского Средневековья : в 2 т. [ Текст ] : Пособие для уч-ся пед. колледжей и студентов вузов / Сост., вступ. ст. и общ. ред. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. – М. ; Аспект – Пресс. – (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»).
- Т. 1 . – 1994. – 400 с.
- Т. 2. – 1994. – 352 с
- Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики [Текст]: Учебное пособие длястуд. высш пед. уч. заведений пед. спец-тей / А.И. Джуринский. – М.: Форум : Инфра, 1998. – 272 с.
- Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст]/ А.И. Джуринский. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.
- Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]: Учебное пособие длястуд. высш пед. уч. заведений / А.И. Джуринский. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
- Джуринский, А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира [Текст]: Учебное пособие длявысш школы / А.И. Джуринский. – М.: Совершенство, 1999. – 224 с. : ил.
- Джуринский, А.Н. Педагогика : история педагогических идей [Текст]: Учебное пособие длявысш школы / А.И. Джуринский. – М.: Пед. о-во России, 2000. – 352 с.
- Духавнева, А.В. История зарубежной педагогики и философия образования [Текст]: Учебник для студентов вузов / А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2001. – 479 с.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] : Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. заведений по дисциплине «Педагогика» (Блок ОПД) / И.Н. Андреева [ и др. ]; под ред. З.И. Васильевой. – 3-е изд. стер. – м. : Академия, 2006. – 432 с.
- История педагогики в России. Хрестоматия для студентов гуманит. факультетов вузов [Текст]/ Сост. С.Ф. Егоров. 2-е изд. стер. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века [Текст]: Учебное пособие для пед. вузов / А.И. Пискунов, В.М. Кларин, М.Г. Плохова [ и др. ] ; под ред. А.И. Пискунова. –– 3изд., испр. и доп.- М. : Сфера, 2006. – 496 с.
- Капранова, В.А. История педагогики: Учебное пособие / В.А. Капранова. – М. : Новое знание, 2003. – 160 с.
- Коджаспирова, Г.М. История образования и педагогической мысли. Таблицы, схемы, опорные конспекты [Текст]Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Коджаспирова – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 224 с.
- Корнетов, Г.Б. Западная педагогика XVII – XVIII вв. [Текст]: Учебное пособие к курсу «История педагогики и педагогической мысли» (Ун-т Рос. Акад. Обр-я) / Г.Б. Корнетов. – М. : Изд-во УРАО, 2002. – 108 с. (Труды кафедры педагогики, истории образования и пед. антропологии; Вып. 19).
- Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли)[Текст] Учебное пособие для студ. вузов / Д.И. Латышина – М. : Гардарики, 2006. – 603 с.
- Лушников, А.М. История педагогики [Текст]:Учебное пособие для студ. пед. вузов / А.М. Лушников. – 2-е изд., перераб., доп. - Екатеринбург : [б. и.], 1995. – 368 с.
- Сафонова, З.Г. История образования в России[Текст]: Уч. пособие для студ. пед ун-тов / Оренбург. гос. пед. ун-т. Институт педагогики и менеджмента. – Оренбург, Изд-во ОГПУ, 2001. – 332 с. : ил.
- Торосян, В.Г.История образования и педагогической мысли /В.Г. Торосян. . — М.: Владос. Пресс, 2006. . — 356 с.
- Хрестоматия по истории педагогики. В 3 томах. Том 1. Античность. Средневековье [Текст]/ Н.Н. Баркова, В.М. Кларин, К.Е. Зискин, А.Н. Рыжов. Ред., общ. ред. А.И. Пискунов. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 512 с.
- Хрестоматия по истории педагогики. В 3 томах. Том 2. Новое время. [Текст]/ Н.Н. Баркова, В.М. Кларин, К.Е. Зискин, А.Н. Рыжов. Ред., общ. ред. А.И. Пискунов. М.: ТЦ Сфера, 2006. – 464 с.
- Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. Т. 3. Новейшее время. [Текст]/ Н.Н. Баркова, В.М. Кларин, К.Е. Зискин, А.Н. Рыжов. Ред., общ. ред. А.И. Пискунов. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 560 с.
- Цирульников, А.М. История образования в портретах и документах [Текст] : учебное пособие для студ. педаг. уч. заведений / А.М. Цирульников. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 272 с.
- Анисимов, В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов /В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2006. — 574 с.
- Васильева, З.И. История педагогики и образования / З.И. Васильева. — М.:
- Академия, 2011. — 432 с.
- Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для вузов. /А.Н. Джуринский. — М.: Гуманит.изд. центр Владос, 2010. . — 400 с.
Модуль 4. Практическая педагогика
Рекомендуемая литература
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / В.В. Краевский. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: учебник для вузов / И.П. Подласый. — 2-е изд., доп. — М. : Юрайт. Высшее образование, 2010. — 574 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — СПб.: Академия, 2011. — 576 с.
- Пидкасистый, П.И. Педагогика / П.И. Пидкасистый, В.И. Беляев, В.А. Межериков, Т.А. Юзефавичус. — СПб.: Академия, 2010. — 512 с.
- Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / С. Л. Вигман. — М.: Проспект, 2006. - 207 с.
- Каменская, Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для вуза / Е.Н.Каменская. — М.: Дашков и К, 2006. — 316 с.
- Загвязинский, В. И. Педагогический словарь / В. И.Загвязинский, А. Закирова. — М.: Академия, 2008. - 352 с.
8.Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.
9.Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.
10. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.
11. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.
12. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб., КАРО, 2007.
13. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 1991.
14. Исаев И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997.
15. Кобзарь Б.С. Управление школой продленного дня. - Киев, 1988.
16. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993.
- Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Я.П. Управление образовательными системами. - М., 2001.
18. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
19. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. - Ярославль, 1989.
20. Березовин Н.А. Проблемы педагогического общения. - Минск, 1989.
21. Добровин А.Б. Воспитателю о психогигиене общения. - М., 1987.
22. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1988.
23. Как-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
24. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997.
25. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979.
26. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М: Просвещение, 1995.
27. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.
28. Психолого-педагогический словарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс.
29. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
30. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М., 1987.
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.
- Педагогическое консультирование. Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. – М., 2006
- Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие. - СПб., 2000.
- Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М., 1999.
- Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М., 1997.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1993. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.
- Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.
- Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. - М., 1994.
- Психолого-педагогический практикум: материалы к занятиям / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П.Чернявской. Ярославль, 2002.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М., 2001.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2008
- Педагогическое консультирование. Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. – М., 2006
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., 2007.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М., 2008
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
Домашнее задание.
1.Составить таблицу по следующим деятелям педагогики:
ФИО, годы жизни, страна, основные труды | Мировоззрение | Принципы, цели, задачи воспитания и обучения | Формы, методы, средства воспитания и обучнеия | Система образования (система школ, возрастная периодизация) |
Платон Аристотель Квинтилиан Руссо Дистервег Песталоцци Гербарт Дюи Татищев Ломоносов Пецкой Ушинский Толстой Л.Н. Макаренко Сухомлинский Амонашвили |
2. Конспекты первоисточников.
1). Один из двух: а). Жан Жак Руссо «Эмиль, или о воспитании» б). Джон Локк «Мысли о воспитании».
2). Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
3). На выбор: а). Томас Мор «Утопия». Б). Томазо Компанелла «Город Солнца».
4). Ушинский «труд в его психическом и воспитательном значении»
5). Макаренко «Из проблем школьного советсткого воспитания»
6). На выбор: а). Сухомлинский «Сердце дари детям» б). Амонашвили «Педагогическая симфония»