Технологии развивающего обучения

Теория начала формироваться в конце 1950-х — 1970-е годы в работах Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, в трудах которого эта проблема изложена наиболее фундаментально.

Термин «развивающее обучение» был введён В. В. Давыдовым для обозначения ограниченного круга явлений, но довольно скоро термин вошёл в массовую педагогическую практику[2].

Исследования развивающего обучения начались ещё в 1950-е годы с выявления следующего факта: большие усилия, направляемые на обучение младших школьников, не давали должного эффекта в их психическом развитии. Это было описано Б. Г. Ананьевым и Л. В. Занковым. Тем самым была поставлена научно-практическая проблема связи обучения и развития младших школьников, которая стала активно обсуждаться в трудах советских психологов и педагогов. Так, уже в 1960-е гг., когда было обнаружено, что изменение содержания и методов традиционного начального обучения даёт определённый положительный эффект в развитии детей, с резкой критикой традиционногообучения выступили Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие[3].

К основным теориям развивающего обучения относятся дидактическая теория Л. В. Занкова и теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.

Дидактическая система Л. В. Занкова.

Основная статья: Занков, Леонид Владимирович#Дидактическая система Л. В. Занкова

С 1960-х годов Л. В. Занков разрабатывал в лаборатории экспериментальной дидактики Академии педагогических наук РСФСР дидактическую систему, способствующую общему психическому развитию школьников.

В системе Л. В. Занкова урок имеет гибкую структуру, включающую дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, дидактические игры, интенсивную самостоятельную деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов. Система направлена на развитии у детей умения мыслить, наблюдать, действовать практически.

Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельности Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова[править | править вики-текст]

Развивающее обучение в системе Эльконина — Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, т. e. должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

На этом в системе Эльконина — Давыдова основываются как логика и содержание учебных предметов, так и организация учебного процесса (в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта). В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания по принципу «от абстрактного к конкретному».

Одной из первых успешных попыток практической реализации системы стал разработанный Л. Г. Петерсон в 1991–1997 гг. непрерывный курс математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной школы и 5–6 классов средней школы, который нашёл широкое применение в школах Российской Федерации. По мнению педагогов школ, в которых дети учат математику по данному курсу, он развивает логическое мышление и прививает любовь к математике. В 2014 году первый зампред Комитета Государственной думы по образованию О. Н. Смолин, отмечал, что по учебникам Петерсон занимались большинство членов сборных команд российских школьников, выступавших на международных математических олимпиадах..

58. В первой половине 80-х годов снова взяла верх тенденция профессионализации общеобразовательной школы. В 1984 году были приняты «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы».

В области трудового воспитания молодежи реформа ставила задачу «коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи.»

Согласно реформе, средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предполагалось начинать с 6-летнего возраста.

Продолжительность учёбы в начальной школе увеличивается на 1 год: с 1 по 4 классы. В процессе трудового воспитания в начальной школе формируются элементарные трудовые навыки Неполная средняя школа (5-9 классы) предусматривает изучение основ наук в течение пяти лет. В плане трудового воспитания ставятся задачи общетрудовой подготовки, что в сочетании с мерами по профессиональной ориентации школьников создавало бы условия для сознательного выбора направления будущей трудовой деятельности.

В средней общеобразовательной школе (10-11 классы) организуется трудовое обучение по наиболее массовым профессиям с учетом потребностей в них данного региона. Оно должно завершаться овладением определенной профессией и сдачей квалификационных экзаменов.

Содержание трудового обучения в начальных классах практически не изменялось. Оно по-прежнему строилось на примере обработки бумаги, картона, тканей и других легкообрабатываемых материалов, а также конструировании моделей простейших объектов техники.

В 5-9 классах в содержание трудового обучения школьников вводятся значительные изменения. Трудовое обучение в 5-7 классах аналогично тому, которое было ранее в 4-8 классах. Естественно, что соответственно уменьшен объём учебного материала. Остаются те же варианты: технический, сельскохозяйственный и обслуживающий труд; та же дифференциация обучения в городской и сельской школе, различное содержание обучения для мальчиков и для девочек.

В 8-9 классах трудовая подготовка школьников организуется в виде профессионального обучения и изучения курса «Основы производства. Выбор профессии». Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и т. д. Изучение вида (профиля) труда в 8-9 классах предшествовало тому, что в 10-11 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 8-9 классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 10-11 классах. Курс «Основы производства. Выбор профессии» знакомил школьников с основными отраслями народного хозяйства, с содержанием труда рабочих различных профессий.

Вместе с тем, этот курс давал представление о требованиях различных видов труда к качествам личности и профессиональной подготовке работников той или иной профессии. Главной целью указанного курса было помочь школьникам в сознательном выборе будущей профессии.

Разработанная система трудового обучения школьников просуществовала недолго. Уже в 1988 году было признано необязательным проведение профессионального обучения в 10-11 классах. Вследствие этого отпала и необходимость в профильном обучении учащихся в 8-9 классах. Постепенно, сначала сокращалось, а затем и прекращалось преподавание курса «Основы производства. Выбор профессии».

В трудовом обучении учащихся школа стала возвращаться к учебным программам, которые существовали перед реформой 1984 года.

59. Современное образование выделяет по меньшей мере 7 типов школ (варианты общего среднего образования).

Традиционная школа. Этот тип школы ориентирован на передачу готовых знаний. Каждому предмету отводится строгое кол-во предметных часов. Такая школа воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышления.

Специализированная школа (с углубленным изучением одного или комплекса предметов). Это тип школы направлен на углубленное изучение какого-либо предмета (например, одного или нескольких языков, математики, физики, истории, литературы или физкультуры и пр.) Чаще всего это достигается за счет увеличения числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала

Гимназия-лицей. Этот тип воссоздает академический уровень образования (стиль, форма и метод), существовавшего в дореволюционный период и по праву имевшего высокий авторитет. Чаще всего, учреждения этого типа, значительно изменяют учебные планы за счет добавления новых предметов, как правило, гуманитарного профиля (философия, логика, культура, изучение древних и нескольких иностранных языков и т.д.) и стараются привлекать к процессу преподавания специалистов высокого класса (сотрудников ведущих вузов, институтов, научных центров). Родители должны понимать, что многие лицеи и гимназии перегружают учебные программы за счет введения дополнительных уроков соответствующего профиля, увеличивают часы пребывания детей (особенно младшего школьного возраста) в стенах учреждения, что может сказываться на усвоения учебного материала и нервно-психических перегрузках детей. Стоит учитывать и тот факт, что часто, приглашаемые преподаватели, не являясь специалистами в школьном образовании, стараются дать детям как можно больше информации, не учитывая их возрастных особенностей.

Инновационная (авторская) школа. Этот тип школы основан на авторских разработках, использовании отдельных педагогических технологий, новых методов и средств обучения и т. п.

Школа, ориентированная на одну или несколько новых систем образования (Вальдорфская школа, школа Монтессори, Зайцева и пр.).

Школа развивающего типа (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Этот тип школы представляет собой систему, обеспечивающую реконструкцию ребенком идеальных образцов действия, овладение понятиями с точки зрения условий их происхождения. Наиболее полно эта система выражена в обучении младших школьников математике, русскому языку и, изобразительному искусству. На этих предметах дети в особых формах взаимодействия со взрослыми и сверстниками осуществляют действия, посредством которых исторически складывались такие продукты духовной культуры, как математические и лингвистические понятия, художественные образы. В результате у них развиваются основы теоретического мышления и творческого воображения. Таким образом, развивающее обучение ориентировано на усвоение важного, но не единственно значимого для этой системы образования типа сознания: научно-теоретического и художественного как форм теоретического сознания. Система развивающего обучения фактически дает образец школы культурно-исторического типа, правда, ограниченный по целям и задачам и применяемый только к обучению детей младшего школьного возраста

Историко-культурная школа (от школы с усиленным гуманитарным компонентом знаний до школы диалога культур (В.С.Библер). Этот тип школы представляет собой довольно широкий спектр школ - от учебных заведений с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля до школы, построенной в рамках концепции диалога культур. В большинстве школ этого типа историческая вертикаль в гуманитарных предметах редуцирована к процессу последовательного усвоения знаний об истории и культуре того или иного периода или цивилизации. Задача освоения исторических типов сознания и деятельности, как правило, в школах этого типа не ставится.

60.

Июля 2015 утверждена Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Просим учреждения профессионально-технического и среднего специального образования ознакомиться с новой редакцией Концепции и в соответствие с вышеназванным документом разработать и внести предложения в проект Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.

62. Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство составляют национальные образовательные системы, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию.
Основные глобальные тенденции развития мирового образования:

1. Демократизация образования (обеспечение доступности образования для всего населения, предоставление большей самостоятельности учебным заведениям).

2. Разрастание рынка образовательных услуг, платных форм обучения, увеличение продолжительности обучения. Например, английский язык для самых маленьких начинают преподавать с 2-3 лет.

3. Расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям.

4. Образование становится приоритетным объектом финансирования во во многих странах.

5. Отход от ориентации на «среднего» ученика, повышение интереса к одаренным молодым людям.

6. Существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей.

Важное значение приобретают крупные международные проекты и программы в сфере образования (ЭРАЗ- МУС - обмен студентами стран Европейского Союза; ЛИНГВА — международная программа повышения эффективности изучения иностранных языков; ЭСПРИТ — проект объединенения усилий европейских университетов, НИИ и компьютерных фирм в области информационных технологий и другие).

Кроме позитивных тенденций в мировом образовании имеются и негативные моменты:

1. Низкий уровень качества обучения в массовой и средней школе, невозможность получения достойного образования для выходцев из самых бедных семей во многих странах мира.

2. Отрицательное влияние обучения во многих школах на здоровье учащихся в связи с учебной перегрузкой.

3. Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением без опоры на самоуправление учащихся и студентов.

4. Единообразие образовательного процесса в учебных заведениях, ограничивающее вариативность и гибкость учебных планов и программ.

ЮНЕСКО - специализированное межправительственное учреждение ООН, созданное в 1946 году с целью развития сотрудничества в области образования, науки и культуры. Это учреждение исследует состояние образования в мире, разрабатывает для всех стран международно-правовые акты в области образования, осуществляет организационное регулирование развития мирового образовательного пространства.

63.

В системе образования XXI века будут, по мнению ученых, проявляться и влиять на реализацию идеи развития целостной человеческой личности следующие тенденции:

Первая тенденция - гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика (осо обистисно ориентированной) над образованием, ориентированной на \"знания по предмету\"; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, своб оды, гармонии отношений с окружающим средусередовищем.

Вторая тенденция - гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие лич стости в гармонии с общечеловеческой культурой На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с матери альной базой и кадровым потенциалом образования В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образованийіти.

Третья тенденция - национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных ценностей украинского народа и других народов и наци.

Четвертая тенденция - открытость системы образования Это означает, что определение целей образования не ограничивается государственному заказу, а расширяется потребностями в образовании, которые привносят ученики, их родители, учителя, программы задают баз зовы, т.е. необходим, ориентир-минимум, общее ядро ??знаний, которое открыто для дополнений, которые зависят от культурных, региональных, этнических и других условий образованийи.

Пятая тенденция - перенос акцента с учебной деятельности педагога на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика Культура реализует свою функцию развития личности только в том вы ипадку, когда она активизирует, побуждает человека к продуктивной деятельности Чем разнообразней и продуктивной является значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение культурой Действие льнисть личности как раз и является тем механизмом, который позволяет превратить совокупность внешних воздействий в новообразования личноститі как продукт развития Деятельностный подход позволяет \"превратить\" педагогические задачи в \"личностный смысл\" деятельности личности

Шестая тенденция - переход от преимущественно информативных форм к методам, форм и технологий обучения с использованием элементов проблемности, научного поиска, резервов самостоятельной работы, взаимодействия учащихся и Другими словами: переход от воспроизведения к пониманию, осмыслению, использования в жизнедеятельностиі.

Седьмая тенденция - создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации Самоорганизация происходит педагогической поддержки, которая опирается здебильшог го на внутренние источники развития УЧНя.

Восьмая тенденция - преобразования позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции людей-сотрудников Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения При этом необходимо придерживаться определенной последовательности, дина мики: от максимальной помощи педагога ученику в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию до полной саморегуляции в обучении и возникновения отношений партнерс тва между нимими.

Девятая тенденция - творческая направленность образовательного процесса Бона предусматривает непосредственное мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату Это дает возможность ученику пережить ра адисть от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей; создает условия для самореализации личности, выявления и развития его творческих возей.

Десятая тенденция - переход от строго регламентированных контролируемых способов организации педагогического процесса к развивающих, активизирующих, что предусматривает стимулирование, организацию творческой, самостоятельной деятельности уч ские.

Одиннадцатая тенденция - оценка результата деятельности системы образования по выходу (outcome edukation), который определяется определенными требованиями, или стандартами, унифицированными независимо от формы обучения

Двенадцатая тенденция - непрерывность образования, что открывает возможность для постоянного углубления общеобразовательной подготовки, достижение целостности и преемственности в обучении и воспитании; преобразования получения образования в о оцес, длящийся на протяжении всей жизни человек.

Тринадцатая тенденция - нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности

64.

в Республике Беларусь как суверенном независимом государстве формируется открытое демократическое общество с развитыми международными связями, описанные выше события не могут не оказывать существенного влияния на выбор путей реформирования высшего образования в нашей стране, равно как и в странах СНГ вообще. Изменения, происходящие в европейской высшей школе, нашли свое отражение в принятии ряда нормативных документов, таких как Указ Президента Республики Беларусь «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», Закон «Об образовании», Положение о ступенях высшего образования. Палатой представителей во втором чтении принят проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании». В соответствии с данным проектом государственная политика в сфере высшего образования направлена на обеспечение:

права граждан на получение бесплатного на конкурсной основе высшего образования;

непрерывности и преемственности образовательного процесса;

качества высшего образования;

гарантий реализации академических свобод и автономии управления ввысших учебных заведениях;

гарантий предоставления первого рабочего места выпускникам государственных высших учебных заведений;

интеграции системы высшего образования Республики Беларусь в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций белорусской высшей школы;

государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений социально-экономического развития и национальной безопасности Республики Беларусь [3, с. 3].

Проект закона определяет и основные типы образовательных учреждений, обеспечивающих получение высшего образования: классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж. В этих учреждениях осуществляется многопрофильная подготовка специалистов по ряду специальностей (классический университет) и профильная подготовка специалистов по одной или нескольким специальностям одного профиля (профильный университет (академия), институт) на двух ступенях высшего образования (классический университет, профильный университет (академия), а при наличии необходимых условий - и институт). Первые два типа вузов также призваны осуществлять переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, вести фундаментальные и прикладные исследования и выполнять функции научно-методического центра по соответствующему профилю и направлению деятельности. Высший колледж осуществляет обучение только на первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования.

Проектом закона также предусматривается построение образовательного процесса на основе принципов государственной политики в сфере высшего образования и обеспечение наиболее полного развития способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества в целях удовлетворения потребностей общества и государства в специалистах высокой квалификации, а также реализацию академических свобод на основе соблюдения норм законодательства Республики Беларусь, прав и интересов личности.

Вузы призваны также осуществлять воспитательный процесс, направленный на формирование нравственной, социализированной и творческой личности, способной к саморазвитию и саморегуляции. Содержание воспитательной работы определяется гуманистическими и культурологическими ценностями общества, потребностями студентов, спецификой профессиональной подготовки.

Таким образом, проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» является ярким свидетельством процесса практического реформирования белорусской высшей школы, которое осуществляется в русле процесса реформирования системы высшего образования в Европейском

регионе.

Наши рекомендации