Семинар 5. Тема: Социально-педагогическая деятельность с семьей
Семинар 1. Тема: социализация как социально-педагогическое явление
План занятия
1. Сущность понятия «Социализация» и ее содержание
2. Возрастные этапы социализации
3. Факторы социализации, их типология и влияние на развитие личности
4. Средства и агенты социализации
5. Механизмы социализации
6. Человек жертва процесса социализации
7. Роль микросреды в социализации ребенка
8. Работа в группах – Охарактеризовать один из факторов социализации, показать его влияние на личность ребенка в современных условиях, привести примеры.
Литература
1. Мудрик, А.В. Социальная педагогика /А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2009.
2. Кон И.С. Ребенок и общество /И.С. Кон. – М., 1988. – С.133 – 166.
3. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. – М., 1994. – С. 94-130
4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М., 1997
6. Нагавкина Л.С.и др. Социальный педагог: введение в должность – СПб: КАРО, 2002
7. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: вопросы теории и практики. – Ярославль, 2001.
8. Никулина О.М. , Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: конспект лекций. – М. Высшее образование,2007. -256с.
9. Учебники по педагогике
Семинар 2. Тема: Детский алкоголизм как социально-педагогическая проблема
Задачи:
- рассмотреть взаимосвязь физиологических, психологических и социальных процессов, происходящих с подростками под действием алкоголя;
- охарактеризовать особенности, уровни, последствия алкогольной зависимости у детей;
- определить основные направления профилактики и коррекции детского алкоголизма.
План занятия
1. Особенности детского алкоголизма
2. Причины и последствия детского алкоголизма
3. Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков
4. Содержание профилактической работы по преодолению детского алкоголизма
5. Коррекционная работа с детьми, употребляющими алкоголь.
Задания студентам:
1. Подобрать диагностический материал, чтобы выявить отношение детей к употреблению алкоголя, склонность к употреблению алкоголя, апробировать диагностические материалы. Результаты сообщить на семинаре.
2. Составить обзор литературы по теме семинара, выступить.
Литература
1. Социальная педагогика:Курс лекций /Под общей ред. М.а. Галагузовой. – М. Владос, 2006
2. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000
Семинар 3. Тема: Наркомания как форма проявления девиантного поведения детей
Задачи:
- рассмотреть причины употребления наркотиков подростками и специфику подростковой наркомании;
- определить содержание коррекционной работы.
План занятия:
1.Проблема подростковой наркомании
2.Причины подростковой наркомании
3.Токсимания как разновидность наркомании
4.Специфика употребления наркотических веществ подростками
5.Содержание профилактической антинаркотической работы
6.Содержание и виды коррекционной работы с детьми, употребляющими наркотики
Задания студентам:
1.Предложить тематику и формы внеклассных мероприятий по профилактике наркомании, выступить на семинаре
2.Составить обзор литературы по теме семинара, выступить
Литература
1. Социальная педагогика:Курс лекций /Под общей ред. М.а. Галагузовой. – М. Владос, 2006
Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2
Семинар 4. Тема: Семья – главный институт социализации личности
Задачи:
- раскрыть сущность, функции современной семьи;
- выявить проблемы семьи в современных социально-экономических условиях;
- охарактеризовать типы и особенности современной семьи.
План занятия:
• Сущность и функции современной семьи
• Социальный статус семьи, виды статусов
• Основные типы семей, их характеристика и влияние на социализацию ребенка
• Дискуссия - основные проблемы развития семьи как социального института в современной России
• Цель и основные принципы государственной семейной политики
• Структура управления государственной семейной политикой
• Государственная социальная помощь семье, обслуживание семьи.
Литература
• Социальная педагогика:Курс лекций /Под общей ред. М.а. Галагузовой. – М. Владос, 2006
• Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ высших учебных заведений. – М,: Академия, 2003
• Зубкова Т.С.., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб пособие для студентов сред. Проф. Учеб зав. – М.: Академия, 2004
• Семейный кодекс РФ
• Указ президента РФ Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996.№ 72
Семинар 5. Тема: Социально-педагогическая деятельность с семьей
План занятия:
1.Деятельность социального педагога по работе с семьей, направления помощи семье: образовательная, психологическая, посредническая
2. Формы социально-педагогической помощи семье
3. Воспитательный потенциал семьи
4. Ошибки семейного воспитания
5. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности, типы семейного неблагополучия, критерии и показатели семейного неблагополучия
6. Проблемы детей, воспитывающихся в неблагополучной семье
7. Методы выявления и коррекции семейного неблагополучия
Литература
• Социальная педагогика:Курс лекций /Под общей ред. М.а. Галагузовой. – М. Владос, 2006
• Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ высших учебных заведений. – М,: Академия, 2003
• Зубкова Т.С.., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб пособие для студентов сред. Проф. Учеб зав. – М.: Академия, 2004
• Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей – М.: Дрофа, 2005