Блок самостоятельной работы
Выбрать любое задание из блока самостоятельной работы, выполнить его в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.
Подготовиться к дискуссии по пройденному материалу.
Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.
1.Составить педагогический словарь понятий темы занятия.
Например:
Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленные человечеством ценности культуры и опыт. И т.д.
2. Проанализировать различные подходы к оценке педагогической деятельности.
3. Написать мини-реферат на тему: «Педагогическая деятельность современного учителя».
4. Провести исследование на тему «Основные функции педагогической деятельности».
5.Подготовка учебных графических материалов (схем, таблиц, диаграмм, а также презентаций): «Профессиональная культура педагога»
6.Подготовка аннотаций на статьи журнала«Народное образование»:
Керенская С.А. Творческий портрет учителя: взгляд профессионала//Народное образование. – 2011.- № 8. – С.154-157.
Ванакова Г.В. Каков он, идеальный учитель? //Народное образование. – 2011.- № 9. – С.174-177.
7. Работа по составлению портфолио(отчетность – март-апрель 2013 года). Выбор из ниже перечисленных или самостоятельно предлагаемая студентом тема портфолио:
«Современный учитель: ценностные доминанты профессиональной деятельности»;
«Педагогические способности современного учителя»
«Стратегия и тактика профессиональной деятельности учителя»
«Творческий учитель в современной школе»
«Педагогическая деятельность как объект системного исследования»
«Особенности реализации педагогической деятельности в современном образовании»
Список литературы
1. Введение в педагогическую деятельность/ под ред. А.С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. - М.: Академия, 2007. – Глава 1.
2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М.: ГАРДАРИКИ, 2009. – глава 15.
3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. -4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. – Глава 1.
4. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2007. – Глава 14.
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Академия, 2009. – раздел 1, глава 2.
Семинар 3. Профессиональная компетентность педагога
По итогам изучения темы студенты должны
знать:
· сущность профессиональной компетентности учителя;
· особенности системы компетенций современного учителя;
· основы теоретической и практической готовности педагога
уметь:
· заниматься педагогической деятельностью ради развития ребенка;
· использовать потенциал профессиональной культуры учителя;
владеть:
· методами приобретения, переработки и использования информации;
· способами реализации компетенций современного учителя;
Понятийный аппарат темы
Профессиональная компетентность педагога; специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетенции учителя; ключевые квалификации; теоретическая и практическая готовность педагога
План рассмотрения теоретических вопросов:
I. Вопросы репродуктивного характера.
1.Компетентностный подход в образовании. Профессиональная компетентность педагога.
2.Виды профессиональной компетентности: специальная, социальная, личностная, индивидуальная (А.К. Маркова).
3.Сущность психолого-педагогической компетентности учителя.
4.Ключевые квалификации как личностные и межличностные качества, способности, умения и навыки, которые обусловливают продуктивность деятельности педагога в многообразных ситуациях профессиональной жизни.
5.Требования к теоретической и практической готовности педагога.
II. Вопросы и задания проблемного и творческого характера
Что важнее? Знать предмет или быть просто хорошим человеком в учительской профессии?
Как нормативность в деятельности педагога может сочетаться с творческим характером труда учителя?
Какие компетенции принципиально важны для современного учителя: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, специальные. Обоснуйте ответ.
Заполните таблицу с целью анализа следующих категорий педагогики:
Компетентность | |
Теоретическая готовность педагога | |
Социальная компетенция учителя |
Практический блок
Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые два вопроса из данного блока, ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).
1. Что должен предпринимать учитель, чтобы
· организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
· нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
2. Проанализируйте потенциал следующих компетенций учителя и раскройте варианты их практической реализации:
· способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
· способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
3. Проанализируйте в микрогруппе одну из данных ситуаций. Установите уровень сформированности определенного компонента педагогической компетентности у учителя, породившего ее. Смоделируйте ситуации с качественно иным проявлением уровня профессиональной компетентности.
*Идет урок биологии в восьмом классе. Изучается тема «Хищные животные». Учитель использует разнообразные приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность детей: постановку проблемных вопросов (Почему этот отряд имеет название «хищные»? Каково значение слова «хищный»); опору на знания и жизненный опыт учащихся (Что вы знаете о хищниках, обитающих в нашей области? Кто видел лисицу? Как она выглядит?); составление опорных конспектов и т.д. Но делает это с грубым нажимом на учеников, сопровождая неудачные ответы язвительными репликами («Тебя самого впору включать в отряд хищных»), подгоняя не успевающих фиксировать в тетради отдельные элементы схематического обозначения этого отряда окриками («Работайте быстрее: вы на уроке, а не на свидании!»).
*Урок технологии. В начале учительница выясняет, какие блюда являются для русских традиционными, кто из учеников уже пробовал «стряпать» какие-то кушанья и т.д. Затем читает рецепт салата и просит учеников, разбитых на микрогруппы, поэкспериментировать с его приготовлением. В конце «снимается проба» и раздаются всеобщие комплименты.
4. Прокомментируйте заповеди творческой личности: