Состояние и тенденции развития системы образования в России
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.
Образовательная политика в России.
Сущность образования как социального феномена.
Состояние и тенденции развития системы образования в России.
Стратегия и тактика реализации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.
Критерии для сравнения | ФГОС | Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях | Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования | Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы | Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года |
Цели |
| Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования. | Воспитание Духовно-нравственное воспитание – Духовно-нравственное развитие Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. | Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям. Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье. | -обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; -расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; -расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования; - развитие инновационного потенциала общества; -развитие инновационного потенциала общества. |
Направления реализации содержания воспитательной деятельности | · -характер современного национального воспитательного идеала; · -цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи; · -систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; · основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. -Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. | -Гражданско-патриотическое; -Нравственное и духовное воспитание; -Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; -Интеллектуальное воспитание; -Здоровьесберегающее воспитание; -Социокультурное и медиакультурное воспитание; -Культуротворческое и эстетическое воспитание; - Правовое воспитание и культура безопасности; - Формирование коммуникативной культуры; - Экологическое воспитание; - Воспитание семейных ценностей; | -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание социальной ответственности и компетентности;- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; -воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; -воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание | -сокращение бедности среди семей с детьми; -формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей; -профилактика изъятия ребенка из семьи, социального сиротства; -обеспечение доступности и качества образования; -поиск и поддержку талантливых детей и молодежи; -развитие воспитания и социализацию детей; -развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей; -обеспечение информационной безопасности детства; -развитие политики формирования здорового образа жизни детей и подростков; | -формирование финансово-экономических условий развития ДОД; -формирование условий модернизации и диверсификации программ ДОД; |
Организационные формы воспитательной деятельности | -игровая; -изобразительная; -познавательно-исследовательская; -коммуникативная; -восприятие худ.литературы и фольклора; -самообослуживание и элементарный бытовой труд; -двигательная; -музыкальная; -констурирование; | -познавательная; -ценностно-ориентировочная; -общественно-полезная; --коммуникативная; -трудовая; -игровая; -изобразительная; | -ролевые игры; -педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности; -педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. -педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. | -познавательная; -ценностно-ориентировочная; | -Познавательная деятельность; -Ценностно-ориентировочная деятельность; -Общественно-полезная деятельность; -Физкультурно-спортивная деятельность; -Деятельность свободного общения; -Художественно-творческая деятельность; |
Результаты воспитательной деятельности | -личностные включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; -метапредметные включающие освоенные обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регyлятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; -предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. | - обновление содержания воспитания и обеспечение достижения личностных обр азовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Совершенствование нормативно - организационных, управленческих условий для реализации Программы . Повышение активности вовлечения родительского сообщества воспитательный в процесс общеобразовательной организации, в общественное управление общеобразовательной организацией. Создание сетевых сообществ родителей на институцио нальном и муниципальном уровне. Интеграция действий общеобразовательных организаций, общ ественных организаций и религиозных конфессий в процессе построения системы воспитания. Повышение уровня духовно - нравственного, экологического воспитания, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Развитие условий для этнокультурного само сознания обучающихся. Рост числа обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежн ых общественных объединений. Рост числа обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни. Положительная динамика интеграции общего и дополнительного образования детей, сферы культуры и спорта для организации внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях автономного округа. Создание портрета выпускника каждой ступени обучения. | -воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -воспитание социальной ответственности и компетентности; -воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; -воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; -воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; -воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание); | -Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности. -Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями. -Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме. -Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении. -Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства. -Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. -Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях. -Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей. | -сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовате льных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей; созданы условия и -сформированы компетенции для использования де тьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга; -обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий; -реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одар енными детьми; -обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования; сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимател ьской инициативы; -обеспечены: повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования; сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, сн ижение масштабов распространения в подростковой среде курения, алкоголизма, наркомании, игромании; рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни; увеличение числа детей, р егулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта; укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополн ительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации; формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма; повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций; |