Задания для самостоятельной работы. Студентов по разделу
Студентов по разделу
1. Попробуйте аргументированно ответить на три вопроса Ф.А. Pay:
а) логопедия — медицинская или педагогическая наука?
б)следует ли плохоговорящего считать больным?
в) нужно ли логопата лечить или учить и воспитывать?
2. Опираясь на мнение Д.И. Азбукина, поясните прикладное значение медицинских знаний при подготовке специалистов-логопедов.
3. Как Р.Е. Левина, опираясь на теорию о «сложной структуре дефекта», описывает комплексный характер аномального развития речевой деятельности у детей и педагогические средства его преодоления и профилактики? Как логопедическая работа вступает во взаимодействие с врачебными мероприятиями?
4. В дополнение к предыдущему заданию сравните позиции Н.А. Власовой в отношении совместной работы врача и логопеда при преодолении речевых расстройств.
5. Расскажите об организации массовой логопедической помощи населению в России в первой половине XX века. См. материалы Ф.А. Pay, M.E. Хватцева.
Как развивалась система логопедической помощи населению (детям, подросткам и взрослым) во второй половине XX века: в практических учреждениях системы просвещения (специальные и общеобразовательные дошкольные учреждения, специальные школы-интернаты, логопедические пункты при общеобразовательных школах) и системы здравоохранения (логопедические и сурдологопедические кабинеты при детских поликлиниках, амбулаторная и стационарная помощь при психоневрологических диспансерах, при детских больницах и санаториях)? См. материалы М.Е. Хватцева, В.И. Селиверстова, А.С. Марголис, Р.Е. Левиной, В.М. Шкловского.
7. Опираясь на работу С.С. Ляпидевского, объясните роль медицинских знаний в развитии теории и практики логопедии. В частности, постарайтесь
аргументированно ответить на четыре вопроса С.С. Ляпидевского:
а) Каковы причины речевых расстройств?
б) Речевые расстройства — болезнь или недостаток воспитания?
в) Лечить или воспитывать?
г) Кто это должен делать — врач или педагог-логопед?
Сравните с вопросами Ф.А. Pay. После этого расскажите, что составляет анатомо-физиологические основы логопедии и как понимать необходимость комплексного медико-педагогического подхода к изучению и преодолению речевых расстройств.
8. Опираясь на работу Р.Е. Левиной, расскажите о
направлении, задачах и содержании педагогического изучения речевых нарушений и о принципах их анализа: принципа развития, принципа системного подхода и принципа связи речи с другими
сторонами психического развития ребенка.
Объясните (со своими примерами) следующие конкретные позиции автора:
а) Изучение недостатков речевого развития ведется в логопедии с учетом данных разных наук: языкознания, психологии, физиологии, разных отраслей медицины и др.
б) Не существует нарушения речи самого по себе, оно всегда
предполагает личность и психику конкретного индивидуума и его отношение к своему дефекту.
в) Для успешного развития логопедической науки необходимо учитывать ее отношение к другим областям специальной педагогики: сурдопедагогике, олигофренопедагогике, тифлопедагогике.
г) Комплексный медико-педагогический подход при изучении и специальном обучении детей с речевыми нарушениями предполагает контакт или содружество логопеда и врачей разных специальностей, координацию педагогических и медицинских средств воздействия.
9. Расскажите, как комплексный медико-педагогический подход к преодолению речевых нарушений реализуется в разных видах практических учреждений систем просвещения (образования) и здравоохранения. См. материалы Р.Е. Левиной, Н. А. Власовой, В.И. Селиверстова и А.С. Марголис, В.М. Шкловского.
10.Опираясь на результаты работы логопедических кафедр МГПИ им. В.И. Ленина и ЛГПИ им. А.И. Герцена, расскажите: а) о современной системе медико-педагогической подготовки специалистов логопедического профиля и б) об особенностях организации научно-исследовательской работы по логопедии преподавателей и студентов в условиях высших учебных заведений.
11.Как отражаются медико-педагогические основы развития логопедии в формировании профессионального языка этой отрасли научных знаний? На материале статьи В.И. Селиверстова обрисуйте место и роль современной логопедии в ряду смежных научных знаний: лингвистики, медицины, психологии и специальной психологии, педагогики и специальной (коррекционной) педагогики.
Примечание.Варианты выполнения заданий для самостоятельной работы по разделу «Медико-педагогические основы развития логопедии» могут выражаться:
а) в виде устных выступлений студентов на семинарских и
практических занятиях;
б) в виде докладов на студенческих научных конференциях;
в) в виде конспектов по персоналиям (по отдельным работам
авторов);
г) в виде тематических рефератов (обобщения и сравнения
взглядов разных авторов на одни вопросы и проблемы);
д) в виде курсовых и конкурсных работ.
Литература: учебники, учебные пособия, монографии
Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М, 1980.
Арутюнян Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся.— М., 1990.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М., 1975.
Бадалян Л.О. Невропатология. — М., 1982.
Бейн Э.С. Афазия и пути ее преодоления. — М, 1964.
Бейн Э.С, Бурлакова М.К.., Визель Т.Г. Восстановление речи у больных с афазией.— М., 1982.
Бейн Э.С. Речь и афазия. — М., 1997.
Беккер К.-П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем./ Под ред. Н.А. Власовой. — М, 1981.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2001.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: Хрестоматия.— М, 2001.
Бурлакова М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. — М., 1989.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. — М., 1959.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. —М., 1983.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. — М, 1985.
Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. — Л., 1991.
Воспитание и обучение детей с расстройствами речи./ Под ред. С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. — М., 1968.
Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч. в шести томах/ Гл. ред. А.В. Запорожец.— М., 1982.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост. Т.М. Лифанова. — М., 1995.
Гвоздев AM. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.— М., 1989.
Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей.— М., 1972.
Жинкин М.И. Механизмы речи. — М., 1958.
Жукова Н.С, МастюковаЕ.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. — М., 1994.
Зайцева ГЛ. Жестовая речь. Дактилология. — М., 2000.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте: Пер. с чешского. — М., 1962.
Зикеев А.Г Развитие речи слабослышащих учащихся. — М., 1976.
ИпполитоваА.Г. Открытая ринолалия. —М., 1983.
Каше Г.А. Формирование произношения у детей с общим недоразвитием речи. — М., 1962.
Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии: Сб. программ нормативных курсов для вузов./ Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000.
КоберникГ.Н., Синев В.Н. Введение в специальность дефектология.— Киев, 1984.
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. — Л., 1994.
Коррекционная педагогика. Основы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии./ Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.
Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев, 1879.
Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. — М., 1983.
Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. — М., 1990.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. — СПб., 1998.
Лапшин В.А., ПузановБ.П. Основы дефектологии. — М., 1991.
Левина Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей-алаликов. — М., 1951.
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. — М, 1961.
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М, 2002.
ЛурияА.Р. Очерки психофизиологии письма. — М., 1950.
ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
ЛурияА.Р. Основные проблемы нейролингвистики. —М., 1975.
ЛурияА.Р. Язык и сознание. — М, 1998.
Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественно-научные основы коррекционной педагогики / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2000.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом.— М., 1985,
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. — М., 1997.
Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Основы генетики. Клинико-генетические основы педагогики и специальной психологии/ Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова.— М, 2001.
Мастюкова Е.М., МосковкинаА.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2003.
Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.
Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 2002.
Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи у детей / Под ред. В.И. Селиверстова. — М, 2001.
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.
Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А.А. Леонтьев. — М, 1974.
Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С.С. Ляпидевского.— М., вып. I— 1960; вып. II— 1963; вып. III— 1967; вып. IV— 1975.
Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы.—М., 1977.
Пискунов М.А. Анатомо-физиологические основы и терапия косноязычия. —М., 1962.
Платонов КМ. Слово как физиологический и лечебный фактор. — М., 1962.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.
. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1973.
Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. — М., 1997.
Практикум по детской логопедии / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1995.
Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.
Pay Е.Ф. О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи.— М., 1950.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.— М., 1995.
Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления: Методические разработки к спец. курсу «История логопедии»: Вып. 1. — М., 1983.
Селиверстов В.И, Гаубих Ю.Г. Педагогические истоки логопедии: Методические разработки к спец. курсу «История логопедии». Вып. 2.—М., 1984.
Селиверстов В.И. и др. Речевые игры с детьми. — М„ 1994.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. — М., 2000.
Семенова К.А. Детские церебральные параличи. — М., 1968.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. — М., 1972.
Синяк В.А., Pay Е.Ф. Логопедия, — М., 1970
Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М, 2001.
Специальная дошкольная педагогика и психология. Сб. программ нормативных курсов для вузов / Под ред. В.И. Селиверстова.— М, 2001.
Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2000.
Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского.— М, 2003.
Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.
Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи.— М, 1980.
Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М., 1984.
Тяпугин Н.П. Заикание. — М., 1966.
Филичева Т.Е., Чевелева НА. Логопедическая работа в специальном детском саду.— М., 1987.
Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.
Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М, 1981.
Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. — М., 1958.
Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959.
Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — М., 1961.
Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.— М., 1997.
ЦветковаЛ.С, Глозман Ж.М. Аграмматизм при афазии. — М., 1978.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. — М, 1985.
ЦветковаЛ. С. Афазия и восстановительное обучение.—М, 1988.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М, 2000.
Чевелева НА. Исправление речи у заикающихся дошкольников. —-М., 1965.
Чевелева НА. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. — М, 1978.
Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 1969.
Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994.
Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (пути специального обучения) / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1961.
Ястребова А.Н. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. — М., 1962.
Ястребова АН. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.— М., 1984.