Тема 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социальная педагогика выделилась из педагогики, поэтому рассматривает те же процессы и явления, которые изучаются педагогикой. Специфика этой области знаний отражена в понятии «социальная».
Понятием «социальный» объединяется все то, что связано с совместной жизнью людей. Таким образом, социальная педагогика рассматривается как наука о воспитании и образовании в процессе включения подрастающего поколения в совместную жизнь в обществе. Объектом изучения социальной педагогики является ребенок, а предметом ее изучения становятся закономерности процесса вхождения ребенка в жизнь общества. Этот процесс определяется как социализация личности.
Социализация– это воспитательный потенциал общества и его влияние на подрастающее поколение. Это процесс включения подрастающего поколения в систему социальных ролей, детерминированных социально-экономическим строем данного общества, путем активного освоения и развития существующих систем ценностей и норм поведения.
Социальная педагогика – гуманистическая область знаний, связанная с исследованием проблем человека в среде, целостности формирования личности в среде, культуросообразности окружающей среды.
Задачи социальной педагогики:
1. Заложить основы социально-педагогического мировоззрения;
2. Определить место педагогики взаимоотношений личности, семьи и общества в современной концепции повышения качества жизни;
3. Вооружить будущих специалистов знанием фундаментальных педагогических закономерностей, умением принимать обоснованные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной практики;
4. Способствовать личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека;
5. Способствовать укреплению нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме
К группе социальных задач в области физической культуры относятся:
1. Укрепление здоровья;
2. Содействие нормальному физическому развитию;
3. Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями и применять их в целях отдыха;
4. Укрепления здоровья и повышения работоспособности.
Социальная педагогика как отрасль знаний обладает рядом функций:
1. теоретико-познавательная функция выражается в систематизации научных знаний;
2. прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявления условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в педагогическом и психолого-педагогическом аспектах;
3. гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
.
Социальная педагогика является междисциплинарной областью научных исследований, рождается из педагогики, пользуется ее историческим наследием, использует педагогические методы и средства. Использует и некоторые социологические теории, методы и средства, поскольку изучает социализацию как часть общественных отношений. При этом социальная педагогика вырабатывает и свои собственные теории, методы, средства, технологии
Методы социальной педагогики.
Методы социальной педагогики социальной педагогики можно классифицировать, объединив их в три большие группы:
- методы исследования;
- методы воспитания;
- методы социально-психологической помощи.
Методы научного исследования – это способы получения научной информации с целью становления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования способствуют развитию и совершенствованию социальной педагогики как науки.
Социально-педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях социализации детей, теории и истории социальной педагогики, методике и технологии социально-педагогической деятельности.
Наиболее распространенным методами исследования в социальной педагогики являются:
- наблюдений (непосредственное, опосредованное, скрытое, непрерывное монографическое, узкоспециальное);
- эксперимент (констатирующий и формирующий);
- беседа, интервью, анкета;
- моделирование;
- метод изучения и обобщения передового педагогического опыта;
- ранжирование, шкалирование.
Вопросы для самоконтроля:
- Что является предметом социальной педагогики?
- Раскройте понятие «социальная педагогика», раскройте сущность задач социальной педагогики.
- В чем заключаются функции социальной педагогики?
- В чем вы видите прикладной характер социальной педагогики?
- Дайте характеристику методам социально-педагогического исследования.
- Какое значение имеет изучение социальной педагогики для специалиста по физической культуре и спорту?
Тема 2. ИСТОРИЯ ВОНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.