Тема 5. Современные модели организации обучения
Тема 1. Методы научно-педагогического исследования
Теоретические вопросы.
1. Методология педагогики, методологические проблемы педагогики.
2. Методы научно-педагогического исследования.
3. Научно- исследовательская работа учителя.
Практическая работа.
Законспектировать статью (главу учебного пособия) о методах исследования и провести сравнительный анализ 2-3 источников.
СРС:
ü В схематической форме отразите классификацию методов научно-педагогического исследования, применяемых при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
ü Представить перечень форм научно-исследовательской работы учителя.
Литература:
1. Введение в научное исследование по педагогике. Под ред. В.И. Журавлева. –М., 1988.
2. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. Любое издание.
3. Пидкасистый П.И. Педагогика. Любое издание.
4. Подласый И.П. Педагогика. Любое издание.
5. Российская педагогическая энциклопедия. С. 570-571.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. Любое издание.
Тема 2. Возрастосообразность педагогического процесса
Теоретические вопросы.
1. Возрастное развитие человека, периодизация возрастного развития.
2. Показатели возрастного развития. Противоречия возрастного развития.
3. Возрастная динамика развития человека в процессе образования.
Практическая работа.
Законспектировать статью (главу учебного пособия) по теме и провести сравнительный анализ 2-3 источников.
СРС:
ü Концепция развития личности Д.Б. Эльконина позволяет соотносить этапы жизни ребенка с ведущими видами деятельности на каждом из следующих этапов жизни ребенка: в младенчестве, в раннем возрасте, в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте, в отрочестве. Соотнесите указанные периоды развития ребенка с соответствующим видом ведущей деятельности ребенка (в таблице).
Литература:
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.
4. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
5. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987.
6. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.,1991.
Тема 3. Закономерности и принципы обучения
Теоретические вопросы.
1. Цель обучения. Понятие о дидактических закономерностях.
2. Принципы и правила обучения.
3. Взаимосвязь дидактических закономерностей и принципов.
Практическая работа.
Посетить урок и определить какие принципы обучения и почему положены в его основу.
СРС:
ü Законспектировать статью (главу учебного пособия) по теме и провести сравнительный анализ 2-3 источников.
ü Провести сравнительный анализ различных классификаций закономерностей и принципов обучения.
Литература:
1. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по
2. педагогике. – Краснодар, 1996.
3. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 1996.
4. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1983.
5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996.
6. Педагогика/В.А. Сластёнин и др. – М., 2000.
7. Педагогика. Под ред. И.Ф. Харламова. – М., 2000.
8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
9. Степаненко В.И. Дидактика. – Армавир, 1996.
10. Электронный учебник по педагогике. Теория обучения.
Тема 4. Сущность образовательного процесса
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТЫ В «ДИНАМИЧЕСКИХ ПАРАХ»:
1. Дидактика как основная категория педагогики.
2. Задачи и основные понятия дидактики.
3. Дидактические системы.
4. Связь дидактики с другими науками.
5. Характерные особенности научного познания.
6. Образовательная функция процесса обучения.
7. Воспитательная функция процесса обучения.
8. Развивающая функция обучения.
9. Основные компоненты процесса обучения.
10. Процесс усвоения знаний, его этапы.
11. Дидактические задачи, стоящие перед учителем в процессе обучения.
12. Понятие учебной деятельности школьников.
13. Мотивы учения детей школьного возраста.
14. Руководство учителем познавательной деятельностью учащихся.
15. Деятельность педагогов-новаторов в процессе обучения (по выбору студентов, в соответствии со специальностью).
16. Разнообразие видов обучения в дидактике и причины их появления.
17. Объяснительно-иллюстративное обучение.
18. Проблемное обучение.
19. Программированное обучение.
20. Дифференцированное обучение.
21. Опережающее обучение.
22. Развивающее обучение.
23. Двусторонний и личностный характер обучения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.
24. Анализ современных дидактических концепций.
СРС:
Сформулировать и раскрыть задачи модернизации образовательного процесса.
Литература:
1. Бордовская Н.В. и др. Педагогика. – СПб, 2000.
Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. – Краснодар, 1996.
3. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего
4. обучения. – Майкоп, 1994.
5. Педагогика наших дней. Сост. В.П. Бедерханова. – Краснодар, 1989.
6. Педагогический поиск. Под ред. И.Н. Баженовой– М., 1989.
7. Педагогика/В.А. Сластёнин. – М., 2000.
8. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
9. Степаненко В.И. Дидактика. – Армавир, 1996.
10. Электронный учебник по педагогике. Теория обучения.
11. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
Тема 5. Современные модели организации обучения
Теоретические вопросы.
1. Организационные формы обучения в истории дидактики.
2. Классно-урочная система. Урок: требования, структура, тип.
3. Другие формы организации учебных занятий. Современные модели.
Практическая работа.
Посетить урок, определить к какой модели обучения он относится и почему.
СРС:
Подготовить презентации, иллюстрирующие теоретические вопросы темы.
Литература:
1. Бордовская Н.В. и др. Педагогика. – М., 2000.
2. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М., 1990.
3. Ильин Е.Н. и др. Давайте соберёмся. Новые возможности урока общения.-М., 1994.