Методические особенности. Непосредственная задача учителя-словесни­ка – воспитать хорошего читателя

Непосредственная задача учителя-словесни­ка – воспитать хорошего читателя, научить ви­деть глубины художественного текста, чтобы вос­приятие настоящей литературы вызывало эстети­ческое наслаждение. Формирование знаний для успешной сдачи всевозможных экзаменов – это очень важная задача, которой пренебрегать не стоит, но и переоценивать ее не нужно. «Книгу необходимо сделать инструментом познания жиз­ни и своего места в ней, а не просто и только учебным пособием.

Продумывая систему вопросов к уроку, В.А. Морар все­гда идет от текста: ищет проблемы, которые будут интересны и ему, и ученикам.

Готовясь к каждому уроку, стремится соз­дать его концепцию: найденная проблема для об­суждения, используемые средства (в том числе система вопросов), цели – учебные, воспитатель­ные, развивающие, предполагаемый результат – все это должно составлять единое целое.

Концепция урока – всего лишь канва его, стратегическое направление. Урок – живой процесс, направляемый учителем. И сюр­призов может быть сколько угодно. Такое сопос­тавление судеб, различных персонажей некрасов­ской лирики в «домашних заготовках» не числилось. Но тем лучше! Многие подобные «подсказки» учеников помогали при рождении урока.

Умение организовать диалог – умение поставить вопрос. К сожалению, нередко вопрос ставится так, что в нём уже и содержится ответ.

Свою педагогическую философию В.А. Морар мог бы выразить одним словом: сотворчество. Именно сотворчество яв­ляется для него высшей формой сотрудничества.

Понимание литературы не сводится к знанию, но мо­жет существовать только на фундаменте знаний.

«Чувство родины – основное в моем творчестве», – с гордостью говорил С. Есенин. Чувство Родины учитель и пыта­ется пробудить в своих учениках. Необходимо, чтобы они пони­мали, что нация – это общность святынь, общность куль­туры как системы ценностей, которая бережно переда­ется из поколения в поколение. Национальность – воп­рос не происхождения, а поведения, не «крови», а куль­туры, поэтому русский – тот, для кого судьба России – его судьба. Духовность, гуманизм, соборность, любовь к своей землей ее истории – все это и воспитывает рус­ская литература, об этом и надо говорить с учениками.

Урок ценен тем, что он являет­ся синтезом обучения и воспитания.

Учитель стремится, чтобы урок литературы приобретал форму полилога, т.е. такую форму взаимодействия, ког­да точка зрения учителя – одна из множества представ­ленных в процессе обсуждения той или иной проблемы. Мнения вообще не оцениваются по шкале «правильное – неправильное».

Проблемный вопрос – фундамент про­блемной ситуации на уроке, а урок и есть совокупность таких ситуаций.

Продолжение урока – это воспитанная в лич­ности потребность к самосовершенствованию, самовос­питанию, самообразованию.

Урок – живое общение, и может возникнуть немало неожиданностей. Мастерство педагога в умении гармонично сочетать продуманное заранее с импро­визацией, подхватывать мысль, высказанную учени­ком, слушать своего собеседника.

Урок – процесс управ­ляемый, но мастерство педагога заключается в том, чтобы это управление принимало форму спонтанности.

Для поддержания интереса учащихся к учебному процессу применяется игра, интегрированные уроки, ребята размышляют о жизни людей, о жизни целых народов, проводят параллель с сегодняшними днями.

Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова

Предмет – не учебная дисциплина, а проблема, рассматриваемая на междисциплинарном уровне.

М.Н. Скаткин

Методические особенности. Непосредственная задача учителя-словесни­ка – воспитать хорошего читателя - student2.ru Крылов Алексей Валентинович(р. …), учитель с.ш. № 67 г. Екатеринбурга.

Любит авторскую песню, но с удовольствием слушает и рок-музыку. Научившись у жизни творческому отношению к действительности, Алексей Валентинович передает этот опыт ученикам.

Принципиальные позиции

v Творческий подход к решению любых проблем.

v Метод проектов + деятельностный подход.

v Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

v Ребенок делает с удовольствием только то, что сам выб­рал.

v Деятельность строится не только в русле учебного предмета.

v Лозунг деятельности: «Все из жизни, все для жизни».

v «Использование окружающей среды как лабора­тории, в которой происходит процесс познания».

Наши рекомендации