Методические указания к выполнению самостоятельной работы

Самостоятельные работы принято делить на четыре основных типа:

/. Воспроизводящие самостоятельные работы (работы по об­разцу) включают в себя задачи на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также сам способ выполне­ния задания представлены в явном виде в самом задании или в соот­ветствующем алгоритме решения (в инструкции). Эти работы, содей­ствуя накоплению студентом опорных фактов и способов деятельно­сти, закреплению умений и навыков, создают условия для выполне­ния задач более высокого уровня самостоятельности. К таким заданиям относят тренировочные упражнения, отработку материала лекции, изучение учащихся и школе по готовой схеме, составление методиче­ских разработок по образцу и т. п.

2. Реконструктивные самостоятельные работы, характерным
признаком которых является то, что уже в самом задании сообщается
общая идея решения, а студенту необходимо развить ее в конкретный
способ или способы применительно к условиям задачи. Студент соотносит задание с другими, известными ему репродуктивными зада­чами. Главное здесь — актуализация усвоенных знаний, умение вы­бирать и привлекать необходимые знания для решения задачи.

К реконструктивным заданиям относят и задания, при выполне­нии которых приходится использовать несколько алгоритмов, фор­мул, указаний, например, решение предметных задач, отдельные эта­пы лабораторных работ, некоторые задания в период педпрактики, выбор методики применительно к классу и т. д.

3. Эвристические работы предполагают нестандартную ситуа­цию, нетиповые задачи. Б их основе поиск, догадка, формулирование и реализация идеи. Однако все это относится к частным случаям и фрагментам общего задания. Такие задачи включаются в спецкурсы, спецсеминары, а некоторые курсовые и дипломные работы.

4. Исследовательские, творческие работы В ходе выполнения
их проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Через творческую работу он проникает
в суть изучаемого явления, находит новые идеи для решения проблем.
Студенту, способному к выполнению творческого задания, присущи
такие проявления, как видение проблемы в знакомой ситуации и применительно к новой функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, наличие
альтернативного мышления и др.

Виды самостоятельных работ, выполняемые студентами в вузе; многочисленны. В них выражается специализация того или иного факультета и особенности изучаемой дисциплины. Например:

· изучение литературы по проблемам педагогического твор­чества;

· составление аннотаций, рецензий;

· составление тезауруса педагогических терминов;

· подбор методик дня микроисследований;

· проведение микроисследований в школе;

· обработка и анализ полученных данных;

· написание отчетов опроведенных исследованиях;

· сбор педагогической копилки;

· разработка коллективных творческих дел;

· подготовка докладов, рефератов по истории педагогики;

· составление хронологических таблиц;

· составление опорно-логических схем, опорных конспектов;

· выбор и обоснование педагогической технологии, оптимально соответствующей индивидуальности студента.

Самостоятельная работа над учебной дисциплиной включает несколько этапов:

· слушание и конспектирование лекций преподавателя, ознакомление с программой курса и учебными пособиями,

· основательную проработку лекционного материала, дополнение указанными источниками основной литературы,

· чтение дополнительной литературы, при необходимости самостоятельный её подбор,

· подготовку вопросов семинарского занятия по плану с обязательным конспектированием,

· самостоятельную подготовку небольших сообщений к занятию,

· подготовку практических заданий, самостоятельный поиск источников,

· подготовку докладов с получением консультации преподавателя по указанным им источникам,

· самостоятельный подбор темы доклада (получить консультацию преподавателя),

· самостоятельный подбор темы и литературы к докладу и написание доклада.

Презентация в программе MS Power Point.

№ кадра Содержание кадра Примечания
Презентация по теме «……..» Разработал студент … курса ДО …/… группы ФИО Дата разработки. Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия. Размер шрифта – не менее 14pt.
Структура ресурса. Студент самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей ресурса, которые будут представлены.
Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса.
Закл. Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. В перечне должно быть указано 5 источников.

Примечание: количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 7 слфйдов.

Кластер -выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди – графический прием в систематизации материала. Для составления кластера нужно выделить в тексте смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова. Кластер может выглядеть следующим образом;

Методические указания к выполнению самостоятельной работы - student2.ru

Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему, не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984).

Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987).

Особенности жанра:

- обращение к значительным проблемам;

- субъективность, ярко выраженная позиция автора;

- отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения;

- композиция эссе – пишущий ходит кругами вокруг конкретной темы,

словом плетет кружева или паутину повествования;

- сравнительно небольшой объем.

Особенности языка эссе:

- афористичность, иногда парадоксальность речи;

- использование полемически заострённых утверждений;

- эмоциональность речи;

- смешение разнородных пластов лексики;

- использование художественных приёмов;

- стилистические фигуры: анафора, антитеза и другие.

Реферат (реферирование) (от лат. referre — «докладывать, сообщать») — доклад на определенную тему, включающий обзор '\соответствующих литературных источников. Основным отличием реферата от конспекта является наличие содержания и мысли самого автора реферата, отражающее его отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Методические рекомендации к написанию реферата. Реферат готовится на основе анализа не менее четырех-шести научных и литературных источников. Во введении к реферату обосновывается выбор темы, дастся анализ актуальности и глубины главной проблемы реферата. В реферате должно быть представлено мнение различных авторов.

Помимо объективного пересказа содержания реферируемых источников, автор может самостоятельно проанализировать рассматриваемую проблему, отметить достоинства и недостатки предложенных в источниках идей и мнений. Такой анализ должен быть аргументирован.

В реферате можно использовать результаты собственных исследований, проведенных автором в школе, в студенческой группе, cpeди родителей.

Схема подготовки реферата:

1. Ознакомление с предложенными темами рефератов, согласование с руководителем и выбор темы.

2. Подбор в библиотеках института и города соответствующей литературы для реферирования. Если студент готовил для выступления на семинарском занятии сообщение или доклад с привлечением результатов собственных исследований, он может воспользоваться
ими для написания реферата.

3. Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные место или сделать выписки.

4. Составить план реферата.

5. Используя рекомендации по тематическому конспектироанию исоставленный план, написать реферат, в заключении которого
обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме.

6. Прочитать текст и отредактировать его.

7. Проверить правильность оформления реферата (титульный
лист, текст, план, поля, отсутствие сокращений (кроме общепризнанных), список литературы с указанием автора книги, ее названия, издательства, года выпуска, наличие двух чистых страниц в конце реферата для рецензии преподавателя).

После подготовки реферата следует написать текст выступления (если предстоит защита реферата), продумать ответы на возможные вопросы по содержанию реферата.

Проект - это индивидуальное или групповое предприятие, тща­тельно спланированное и предназначенное для достижения постав­ленной цели.

Выполнение учебного проекта предполагает целенаправленную творческую поисковую деятельность и, одновременно,формиро­вание личностных качеств, о которых шла речь в шаге третьем. Кроме того, работа над коллективным проектом формирует навык коллективной работы. Исследовательский проект может быть по содержанию монопредметным (выполняться на материале одного конкретного предмета) и межпредметным (интегрировать тема­тику нескольких предметов).

Проект может быть итоговым, когда учащемуся выставляется итоговая отметка за год, или текущим, когда для его выполнения используется часть учебного материала. Работа над проектом пред­полагает прохождение шести основных этапов, каждый из кото­рых требует выполнения определенных видов деятельности.

Их можно классифицировать по-разному, но важно, что работающий над проектом проходит;

– этап осмысления – это определение темы, уточнение це­лей, исходного положения, выбор рабочей группы;

– этап планирования: анализ проблемы, определение источников информации, постановка задачи и выбор критериев оценки результатов, ролевое распределение в команде;

– этап принятия решения: сбор и уточнение информации,
обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, синтез и анализ идей;

– этап выполнения работы: выполнение проекта и оформ­ление рабочих материалов;

– этап самоанализа и самооценки результатов, когда все
участники принимают участие в анализе выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов я неудач) и причин этого, анализе достижения поставленной задачи;

– защита проекта: подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, кол­лективная защита проекта, оценка.

При оценке проектной работы большое внимание будет уде­ляться тому, как проектанты научились анализировать, сравни­вать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, синтезиро­вать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, проводить исследования, поэтому на этапе самоанализа и самооценка следует обращать на это особое внимание.

Портфолио– портфель достижений. Он составляется самим студентом и включает в себя оценку и самооценку всех видов дея­тельности за определенный период. Используются разные виды портфолио. Например:

– рабочий, или портфолио документов. Включает коллекцию
документальных работ, собранных за определенный период обу­чения, которая демонстрирует деятельность в какой-либо учебной сфере. Такой портфолио дает возможность опреде­лить, каких успехов добился студент с того момента, как начался отсчет его деятельности. Степень успешности такого портфолио оценивается не по конечному результату, а поизменениям, кото­рые происходят в учебной деятельности;

– портфолио процесса – отражает все фазы и этапы процесса обучения. Показывает учебу по всем предметам. Включает в себя итоговые, рубежные работы, рейтинги по предметам и в целом. В таком портфолио фиксируются все умения и навыки на начало и конец обучения, возможно включение в него дневника самонаблюдения, различных самоотчетов и форм самооценки;

– показательный портфолио – показывает лучшее из того, что достигнуто за отчетный период. Включает в себя учебные достижения, творческие работы, материалы проектов и исследований, аудио- и видеоматериалы, фотографии, электрон­ные версии работ. Все материалы сопровождаются письменными комментариями.

Технология проектирования кейса:

Целесообразно выделение следующих основных этапов создания кейсов:

1. Формирование дидактических целей кейса. Этот этап включает: определение места кейса в структуре учебной дисциплины; определение того раздела дисциплины, которому посвящена данная ситуация; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки студентов.

2. Определение проблемной ситуации.

3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

4. Поиск институциональной системы (фирма, образовательное учреждение, организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности.

7. Выбор жанра кейса.

8. Написание текста кейса.

9. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.

10. Подготовка окончательного варианта кейса.

11. Внедрение кейса в практику обучения, его применение при проведении учебных занятий, а также его публикацию с целью распространения в преподавательском сообществе; в том случае, если информация содержит данные по конкретной фирме, необходимо получить разрешение на публикацию.

12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса: разработка задания для студентов и возможных вопросов для ведения дискуссии и презентации кейса, описание предполагаемых действий учащихся и преподавателя в момент обсуждения кейса.

Кейс должен:

- быть написан интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно, при необходимости, приводить различные высказывания);

- отличаться «драматизмом» и проблемностью;

- выразительно определять «сердцевину» проблемы;

- показывать как положительные примеры, так и отрицательные;

- соответствовать потребностям выбранного контингента студентов, содержать необходимое и достаточное количество информации.

Определение и квалификация проблемы занимает исключительно важное место в процессе конструирования модели ситуации. Вместе с тем, текст кейса не должен подсказывать ни одного решения относительно поставленной проблемы.

Требования к формату и структуре кейса:

Сюжетная часть– описание ситуации, содержащее информацию, позволяющую понять окружение, при котором развивается ситуация, с указанием источника получения данных:

- наличие реально существующей ситуации, на основе которой разработан кейс;

- название образовательного учреждения, его особенности;

- имена и должности главных персонажей;

- общее состояние дел в образовательном учреждении, его слабые и сильные стороны;

- управленческая стратегия; организационные отношения; ключевые фигуры в управленческой группе; характер взаимодействия.

Информационная часть – информация, которая позволит правильно понять развитие событий:

- этапы развития образовательного учреждения, важные моменты в истории развития, успехи и неудачи;

- стиль работы образовательного учреждения, стиль управления руководства;

- краткое описание проблемы, желательно привести несколько различных точек зрения (как она видится разными участниками событий);

- определённая хронология развития ситуации с указанием действий или воздействующих факторов, желательно оценить результаты их воздействия;

- предпринятые действия по ликвидации проблемы (если таковые предпринимались), какие результаты они давали;

- какие ресурсы могут быть выделены на решение данной ситуации.

Методическая часть – разъясняет место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулирует задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя.

Сюжетная и информационная части могут существовать как относительно независимые (информация может быть вынесена в приложение), так и тесно переплетаясь. Но в любом кейсе его назначение и задание должны быть чётко сформулированы.

Как отмечалось выше, кейс может содержать видео-, аудиоматериалы, материалы на электронных носителях или любые другие.

Студентам раздаётся на дискете, CD или в виде твёрдой копии версия текста ситуации, приложения, возможные вопросы, но без преподавательской записки.

В преподавательской записке авторы «кейсов» должны разрабатывать конкретные рекомендации по разбору ситуаций, в которых излагается авторский разбор ситуаций, их ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий. По мнению А.И.Наумова, записка должна дать преподавателю ответ на следующие вопросы:

- для кого и для чего пишется кейс;

- чему должны научиться студенты;

- какие уроки они из этого извлекут.

Наши рекомендации