Бихевиористские теории (Б. Ф. Скиннер, А. Лазарус, А. Бандура и др.)
2. Прагматистские теории (Дж. Дьюи, Т. Брамельд, А. Маслоу, Э. Кэли, Ругги).
3. Материалистическая теория познания.
4. Сенсуалистическая теория (Ф. Бэкон) и теория обучения Я.А. Коменского.
Вопросы и задания к семинару:
Дайте краткие характеристики основных методологических концепций обучения.
2. Проанализируйте и определите основные отличия каждой теории обучения.
3. Каковы плюсы и минусы предложенных к рассмотрению теорий обучения?
Литература:
1. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975. — С. 92-96.
2. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999.
3. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2005.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. — М., 2007.
Тема 2.3: "Теория воспитания"
Вопросы для обсуждения:
1. В чём проявляются отличия воспитательного процесса от учебного?
2. Каковы основные противоречия воспитательного процесса?
3. Приведите примеры реализации логики воспитательного процесса.
4. Как в целях и содержании воспитания реализуются потребности общества?
5. Что является наиболее общей целью воспитания в наше время?
6. Приведите примеры закономерностей воспитательного процесса.
7. Назовите основные принципы воспитания, поясните их смысл.
8. Как соотносятся понятия метод, приём и средство воспитания?
9. Какие методы применяются для формирования сознания личности?
10. С помощью каких методов формируется опыт поведения?
11. Какие методы позволяют создавать мотивацию деятельности и поведения?
12. Приведите примеры взаимосвязи методов, приёмов и средств воспитания.
13. По каким признакам классифицируются формы воспитания?
14. Какую роль в воспитании играет ученический коллектив?
15. Обоснуйте необходимость развития детского коллектива в воспитательном процессе.
16. Назовите основные компоненты воспитательной системы.
17. Каковы основные этапы развития воспитательной системы?
18. Какие воспитательные системы вам известны?
19. Охарактеризуйте теории и современные воспитательные концепции.
20. Педагогические идеи в теории и практике управления учреждениями образования.
21. Педагогический менеджмент и управление современным дошкольным учреждением.
Литература
1. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов (Гриф УМО) / Бордовская, Нина Валентиновна, Реан, Артур Александрович. - Спб. : Питер, 2014. - 304 с.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогика : Учебник для вузов (Гриф УМО) / Г. М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2004. - 528 с.
4. Педагогика : Теории, системы, технологии / Под ред.Смирнова С.А. - 7-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 512 с.
5. Педагогика : Учебник для вузов (Гриф МО) / Под ред.Пидкасистого П.И. - М. : Пед.об-во России, 2005. - 608 с.
6. Подласый И.П. Педагогика : Новый курс : В 2 кн.: Учебник для вузов (Гриф МО). Книга 1 : Общие основы / Подласый, Иван Павлович. - М. : Владос, 2010. - 574 с.
7. Сластенин, В.А. Педагогика : Учебное пособие для вузов (Гриф УМО) / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 576 с.
8. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров. (Направление подготовки 050100 - Педагогическое образование). http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/
Тема 2.4: Методы и логика педагогического исследования.Вопросы для обсуждения:
1.Сущность методов педагогического исследования. Методы педагогического исследования как система.
2. Эмпирические методы исследования.
3. Теоретические и статистические методы педагогического исследования.
4. Участие учителей в исследовательской работе.
Литература:
1Основная литература:
1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие/Н.М.Борытко, А.В.Моложавенко, И.А.Соловцова; под ред. Н.М.Борытко.-2-е изд., стер.-М.:Академия, 2009.-320с.
2. Бреслав, Г.М.Основы психологического исследования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.М. Бреслав. - М. : Смысл : Издательский центр "Академия", 2010. - 496с.
3. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л. А. Шипилина. - 3-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, 2011. - 204 с. – Режим доступа : http://znanium.com
4. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» / Л. А. Шипилина. – 6-е изд., стереотип. – М. : ФЛИНТА, Наука, 2013. – 208 с.
Задание к занятию 1.Проведите исследование в школе или в студенческой группе, используя 1-2 метода. На занятии изложите результаты, выводы, трудности при использовании данных методов и возможные пути их устранения.
Задание к занятию2.Выберите тему исследования, определите объект, задачи, сформулируйте гипотезу, подберите систему методов для проверки гипотезы, докажите целесообразность отобранных методов. (Примерные темы исследовательских работ и правила их оформления см. на стр. ...).