Педагогический процесс как система и целостное явление
Пед.процесс- развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность ПП. В ПП, как систему входят: система условий протекания процесса и система формы и методов реализации, т.е. процесс формирования, процесс развития, процесс воспитания, процесс обучения, сотрудничество учителя с учеником. В качестве систем в которых протекает пед. процесс, выступает система народного образования. Структура ПП. - выделенные по принятому критерию элементы и связи между ними: педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Сам ПП характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты, т.е. компоненты, образующие систему. ПП – это трудовой процесс, который осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика ПП в том, что труд воспитателей и воспитуемых сливается воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – пед. взаимодействие. В ПП. выделяют объекты деятельности педагога – личность, коллектив; предмет пед. труда – формирование человека; средства труда – то, что находится между педагогом и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. Целостность, общность, единство – главные характеристики ПП. В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. К ним относят динамику ПП (развивающееся взаимодействие между педагогом и обучаемым имеет постепенный и ступенчатый характер. Развитие личности; управление учебно-воспитательным процессом: стимулирование: единство чувственного, логического и практики ПП; единство внутренней и внешней деятельности; обусловленность ПП. Этапы ПП: подготовительный ( условия протекания ПП в заданном направлении с заданной скоростью, выяснение причин, которые будут помогать или мешать достижению заданной цели); основной (постановка и разъяснение целей задач деятельности; взаимодействие педагога и учеников, использование намеченных методов, средств и форм ПП; создание благоприятных условий, осуществление разнообразных мер стимулирования, обеспечение связи ПП с другими процессами); заключительный ( анализ достигнутых результатов). См. Закон «Об о.» Пересмотр и обновление целей, содержания, методов и форм обучения и воспитания предполагает устранение в реформированной системе образования следующих недостатков невостребованность ЗУН, которые дает и воспитывает школа; неспособность выпускников быстро адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях общества; завышенное требование учебных программ без учета индивидуальных запросов личности учащихся, чрезмерная учебная перегрузка, устаревшие технологии обучения, устаревшая система оценки знаний.
Содержание образования
Содержание образования, т.е. то, чему надо учить школьников, чес они должны овладеть в процессе учебной работы. Это система научных знаний и связанные с ней практические умения, которыми необходимо овладеть учащимся и, которые способствуют развитию их умственных и творческих способностей. Факторы, влияющие на разработку содержания образования: потребность общества, изменения в развитии науки и техники, политика и идеология общества, методические позиции ученых. Требования к определению и совершенствования содержания школьного образования: оно должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности; должно строиться на строго научной основе и раскрывать учащимся сущность общественной жизни, способность формировать их гражданско-патриотический принцип, содержания образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе, свойственных той или иной науке, должна строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами; связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производственным трудом; соответствие возрастным возможностям; общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с творческим и трудовым обучением и способствовать профориентации.
Стандарт – основа для учебно-методических документов, ориентированных на различные технологии обучения. Глобальная цель обучения – наиболее обще представление о личностных качествах выпускника учебного заведения, которые являются конечным воплощением деятельности учебного заведения. Педагогическая методологическая основа для описания цели образования и образовательных стандартов – это психолого-педагогическая модель личности в целом и процессы ее формирования в ходе ее обучения. Образовательные стандарты содержат нормативную структуру, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки. Т.О. образовательный стандарт – главный фактор, определяющий образование. Это процесс обучения и воспитания человека в его интересах, интересах общества и государства. Содержание образования в школе и других учебных заведениях определяются документами: учебный план (утвержден МО РБ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок и последовательность их изучения, количество часов на каждый предмет в отдельных классах; отдельно для дневных и вечерних школ). Все предметы делятся на 3 группы: обязательные - базовый компонент; по выбору учащихся – дифференцированный компонент; второй учебный план (утвержден МО, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету в каждом классе); учебники и учебные пособия.