Что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка
Как только выяснится, что ребенок лишился слуха, нужно немедленно позаботиться о том, чтобы он воспринимал речь окружающих людей посредством зрения, т. е. чтобы он научился считывать разговор окружающих людей с губ и лица, чтобы имеющаяся речь сохранилась, чтобы ребенок научился читать, даже если он еще не достиг школьного возраста, чтобы малейшие остатки слуха использовались в общении с ребенком и по возможности развивались.
Разберем, как родители могут выполнить эти задачи в отношении оглохших детей различных возрастов.
Так как дети теряют слух чаще всего в возрасте от 2 до 7 лет, то мы расскажем более подробно, что может сделать семья для сохранения речи у оглохшего в этом возрасте ребенка, как можно готовить его к поступлению в специальную или даже массовую школу.
Дети, потерявшие слух в возрасте 1 — 1 '/г л е т, как правило, быстро теряют свой словарный запас, состоящий преимущественно из лепетных слов, и становятся глухонемыми. Родителям таких детей следует зарегистрировать ребенка в местном отделе здравоохранения и хлопотать о приеме его в «слухоречевые ясли», если таковые существуют в данной области. В эти ясли принимаются глухие дети в возрасте от 1 года до 3 лет. Но ввиду того, что ясельных учреждений для глухих детей в настоящее время существует еще очень мало, родителям следует самим принять меры к сохранению и развитию речи, не ожидая приема детей в ясли. Неразумно возить оглохшего ребенка от одного врача к другому в надежде на возвращение слуха и упускать из виду необходимость ежедневной заботы о сохранении речи. О воспитании детей этого возраста в семье даются подробные указания -в специальных брошюрах и книгах1.
В нашей практике имеется случай, когда у девочки, оглохшей до года, матери удалось удержать лепетную
1 Е. Ф. Р а у, О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи, Учпедгиз, 1950.
Е. Ф. Pay, О воспитании глухонемого ребенка дошкольного возраста в семье, изд-во АПН РСФСР, 1954.
Е. Ф.Ра у, Воспитание детей с недостатками слуха в специальных яслях, Медгиз, М-, 1955.
речь, а затем развить речь и иавык чтения с губ до такой степени, что девочка могла пройти курс массовой начальной и средней школы, поступить в Высший архитектурно-строительный институт и стать архитектором. Такой результат был достигнут благодаря тому, что мать, работая под руководством специалистов, посвятила себя всецело воспитанию дочери.
Для детей, оглохших в возрасте от 2 до 4—5 лет, мы рекомендуем родителям следующее.
Если ребенок не достиг 3-летнего возраста, то следует, как в указанном выше случае, обратиться в местный отдел здравоохранения, чтобы устроить ребенка в «слухо-речевые ясли». Если же ребенок уже достиг 3-летнего возраста, необходимо подать заявление в местный отдел народного образования и ходатайствовать о зачислении его кандидатом в специальный детский сад в группу детей, сохранивших речь. Но до поступления в детский сад или в случае, если нет возможности определить ребенка в дошкольное учреждение, родители сами могут сделать многое для сохранения его речи. Прежде всего необходимо составить список слов, фраз, рассказов, сказок, стишков и песенок, которые ребенок знал и любил до наступления глухоты и которые должны быть закреплены в его памяти путем их постоянного повторения. Лучшим средством для того, чтобы ребенка вызвать на разговор, являются картинки; для этого могут быть использованы иллюстрированные детские книжки, журналы и отдельные картинки, на которых изображены предметы, действия, различные события из рассказов, сказок и т. п.
Посадите ребенка за стол против себя так, чтобы ему было ясно видно ваше лицо. Из стопки картинок, которые вы'кладете перед собой лицевой стороной вниз, возьмите одну и покажите ее ребенку. Если он правильно назовет изображенный предмет или действие, то повторите это слово за ребенком четко, так, чтобы он хорошо видел ваше лицо, движение губ и языка. После того как он еще раз повторит за вами слово, передайте ему картинку. Повторив эту игру еще раз с другими картинками, попросите ребенка дать вам их обратно. При этом четко, неторопливо, не разрывая слова на слоги и звуки, называйте картинки одну за другой, и ребенок, считывая слова с ваших губ, должен передать вам картинки обратно, говоря, например: «На, кошку», «На, корову», или-
«На, девочка упала». Так ребенок в игре приучается считывать с ваших губ и лица знакомые слова и фразы. Когда вы увидите, что он понял, что от него требуется, когда он вошел во вкус этой игры, можно самим сделать лото картинок на знакомые ему слова и фразы, которые ежедневно встречаются в обиходных разговорах с ребенком. Картинки для этого лото можно вырезать из старых книг, журналов, газет и наклеить на тонкий картон. Примеры таких самодельных лото слов и фраз даны на рисунках 1 и 2.
Игра в такое лото очень оживляется, если в ней участвует третье лицо: сестра, брат, отец, слышащие товарищи ребенка. Благодаря включению в игру новых участников ребенок привыкает считывать слова у лиц, обладающих различными очертаниями рта, различной манерой произношения слов, и таким образом облегчается общение ребенка с окружающими людьми. От самодельного лото можно перейти к покупным лото слов и фраз, в которых имеются картинки примерно на следующие темы: игрушки, одежда, мебель, посуда, домашние и дикие животные, цветы, овощи, фрукты, разные виды транспорта и т. п. Такие игры полезны не только для чтения с губ, но и для закрепления в памяти ребенка слов, которые он знал до потери слуха, а также для расширения его словарного запаса и кругозора.
В течение всего дня нужно возможно чаще вызывать ребенка на разговор. Желание и просьбы его следует исполнять лишь после того, как он правильно и четко назовет нужный ему предмет. Например, если ребенок хочет получить мяч, яблоко, конфетку и при этом только указывает пальцем на данный предмет, то следует выполнить его желание только после того, как он скажет: «Дай мне мяч» и т. п. Надо сделать все, чтобы ребенок возможно больше говорил, чаще обращался к окружающим его людям с вопросами, просьбами, сообщениями, жалобами и т. п.
Все поручения, требования, замечания, с которыми вам приходится обращаться ежедневно к ребенку, должны делаться не жестами, а обязательно устными словами; ребенок при этом должен пристально смотреть на ваш рот и лицо.
Для того чтобы контролировать, понял ли вас ребенок, в первое время полезно заставлять его повторять
ваши слова, приказания, поручения, просьбы. В случае, если ребенок какие-нибудь слова не понимает с ваших губ, следует показать на соответствующий предмет, картинку или выполнить действие. В качестве примеров приводим ряд слов и словосочетаний из ежедневного обихода 2—4-летнего ребенка: дай мне {ложку, хлеба, мяч), возьми, положи, поставь, принеси, убери, спрячь, брось, подними, покажи, смотри, кушай, пей; иди ко*мне, беги, позови, можно, нельзя, хорошо, плохо; здравствуй, до свидания; пора спать, пойдем гулять, пора домой и т. п.
Нужно бороться против всяких попыток ребенка уединиться, избегать общения с окружающими и привлекать его к выполнению разных работ дома, к играм с другими, слышащими детьми, и при этом побуждать его говорить и считывать с губ.
Здесь уместно указать основные правила, которые следует соблюдать для того, чтобы по возможности облегчить ребенку чтение с губ.
1. Прежде чем начинать говорить с ребенком, нужно проверить, достаточно ли освещено ваше лицо и смотрит ли ребенок на ваш рот внимательно.
2. Ваше лицо по возможности должно находиться на одном уровне с лицом ребенка.
3. Расстояние между вами и ребенком должно быть не меньше 50 см и не больше 2 м.
4. Надо говорить немного медленнее обыкновенной разговорной речи, обязательно целыми словами или короткими фразами, отнюдь не разбивая слова «а слоги.
5. Не следует чрезмерно преувеличивать движения губ и языка, так как это не облегчает, а затрудняет чтение с губ у посторонних людей.
6. Выражение вашего лица должно быть живое, естественное, это помогает ребенку уловить смысл слова или фразы.
7. Если ребенок не поймет вас сразу, то яадо терпеливо повторить оказанное несколько раз «ли в случае необходимости показать предмет, картинку, рисунок (пока ребенок еще не умеет читать). Если ребенок уже умеет читать, то можно написать данное слово или сложить его из букв разрезной азбуки: не следует, однако, слишком часто прибегать к этому приему: пусть ребенок повнимательнее всмотрится в лицо говорящего и постарается уловить произнесенное слово или фразу.
8. Так как при чтении с губ зрительное внимание сильно напрягается, то необходимо, особенно в первое время, давать глазам ребенка чаще отдыхать.
9. Не следует говорить шепотной речью, полагая, что ребенок все равно не услышит голоса говорящего. При шепотной речи мимика вашего лица менее выразительна, чем при обычном разговоре полным голосом, и поэтому ему труднее считать с губ.
Если вы заметите, что ребенок воспринимает громкие звуки (свистки, барабанный бой, гудки автомашин и т. п.), если он оборачивается на громкий крик или зов, то старайтесь развивать этот остаточный слух: дайте ребенку музыкальные игрушки, говорите знакомые ему слова громким голосом (но не кричите) так, чтобы он одновременно мог их слышать и читать с вяших губ. Можно приучить ребенка приставлять руку к тому уху, которым он слышит лучше; можно также пользоваться простой резиновой или металлической слуховой трубкой или электрическим слуховым аппаратом. Но работу по развитию слуха следует проводить под контролем ушного врача, особенно в том случае, если у ребенка еще не закончился гнойный процесс в ухе (например, после заболевания скарлатиной).
Если ребенок при наступлении глухоты достиг уже возраста 4 лет, то кроме указанных выше занятий для сохранения речи и обучения чтению с губ, можно начинать с ним (разумеется, в виде игры) занятия по чтению тех слов, которые он правильно произносит и читает с губ. Занятия проводят следующим образом: сначала берут 3—4 картинки на слова, которые ребенком легко считываются с губ, например: мама, Тата, ay, nana. К этим картинкам подкладывают или подклеивают таблички с печатными словами (рис. 3).
Такие же таблички, но уже отдельные, без картинок, вручаются ребенку. Эти таблички ребенок должен сличать с табличками под картинками и на них накладывать свои. Когда ребенок уже научится таким образом сличать несколько слов, таблички, находящиеся под картинками, убирают (или отрезают, если они подклеены), и ребенку предлагается взять со стола и подложить к картинкам соответствующие отдельные таблички. В этой игре ребенок приучается связывать ib своей памяти печатное слово с картинкой, еще не разбирая отдельных букв. Когда таким образом усвоено чтение десятка-другого коротких слов из речевого запаса ребенка, можно перейти к следующим занятиям: на глазах ребенка разрезают одну из табличек со знакомым словом на отдельные буквы, разбрасывают их по столу и предлагают ему подкладывать буквы к соответствующему слову на неразрезанной табличке с тем же словом (рис. 4).
После того как разрезаны по буквам 4—5 слов и ребенок научился подбирать буквы к табличкам слов, убирают готовые таблички слов и предлагают ребенку прямо к картинкам подкладывать буквы, составляющие соответствующие слова (рис. 5).
Так ребенок приготавливается к употреблению разрезной азбуки, которой нужно постоянно пользоваться вместо целых табличек-слов.
Теперь ребенок приобрел следующие навыки: 1) по чтению с губ он может отыскать соответствующую картинку и к этой картинке подобрать из разрезной азбуки печатное слово; 2) по сложенным на столе из разрезной
азбуки словам on найдет картинку; 3) nf> чтению с губ он может сложить слова и громко прочитать их.
Не надо требовать от 4—5-летнего ребенка, чтобы он «списывал» (т. е. срисовывал) карандашом печатные буквы и целые слова; но если ребенок сам попытается писать, то ему не следует препятствовать в этом.
Родителям детей, оглохших в возрасте 5—6 л е т, также необходимо прежде всего подать заявление в местный "отдел народного образования о зачислении ребенка в кандидаты специального детскоПо сада в группу оглохших, но сохранивших речь. В ожидании приема ребенка родителям необходимо заботиться о сохранении речи теми же способами, которые были указаны выше для детей 2—4-летнего возраста, а именно: приучить ребенка к чтению с губ, постоянно побуждать его к разговору, следить за правильностью произношения, использовать остатки слуха и возможно скорее обучить его грамоте.
Для того, чтобы показать результаты, к которым приводит подобная работа, мы в приложении приводим высказывания родителей, дети которых оглохли.
Навык чтения с губ и лица вырабатывается у детей, которые оглохли в возрасте 5—6 лет, главным образом посредством картинок, игры в лото разных видов и в разговоре во время игры с разными игрушками (особенно с куклами), а также при выполнении заданий по самообслуживанию (умыванию, одеванию, уборке постели и т. п.) и во время участия ребенка в домашних работах матери.
* *
Говоря о последствиях потери слуха у детей 5—6-летнего возраста (стр. 5), мы отметили расстройства в области звукопроизношения, словарного запаса и грамматического строя речи. Дадим некоторые советы, которые родители могут использовать для сохранения и дальнейшего развития речи ребенка (для предупреждения постепенного распада речи). Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок продолжал говорить, общаться с окружающими людьми, чтобы он не замыкался в себе, не отчуждался, не искал одиночества. Для этой цели следует использовать в первую очередь игры (в лото, в кукл!ы и другие игрушки). К этим играм нужно привлекать все;х членов семьи, а также слышащих товарищей ребенка. Также можно вызвать ребенка на разговоры путем рассматривания иллюстраций к знакомым ему рассказам, сказкам, стишкам и песенкам. На прогулках нужно обращать внимание ребенка на окружающие его предметы и явления, которые обычно вызывают у него живой интерес. Ребенок начинает спрашивать и говорить о том, что он видит. Благодаря такому постоянному побуждению к речи он не будет забывать слов и фраз, которые он знал и употреблял до потери
слуха.
Кроме заботы о сохранении словарного запаса, необходимо предупредить ухудшение произношения, которое может возникнуть в связи с потерей слуха. Родители должны постоянно контролировать речь ребенка, так как это необходимо для сохранения у него правильного звукопроизношения. Родители могут сделать немало для сохранения речи ребенка, даже если не знают специальных приемов исправления дефектов речи. Они могут заставлять его говорить неторопливо, не «проглатывать» звуков и окончаний слов. А если ребенок вместо полных фраз начинает произносить отдельные слова, то родители должны делать вид, что не понимают его мысли, и заставлять его говорить четко и неторопливо, целыми
фразами.
Когда родители заметят, что ребенок начинает заменять одни звуки другими, например вместо с иногда говорить т, вместо з — д, то на это явление нужно обратить серьезное внимание, так как оно свидетельствует о том, что начинается нарушение произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков, которые будут заменяться звуками т и д, если не принять срочные меры к восстановлению правильного произношения. В таких случаях рекомендуется следующее.
Подобрать картинки на те слова, в которых ребенок произносит эти звуки еще правильно, и закрепить произношение, заставляя ребенка произносить названия картинок особенно четко и громко, для того чтобы он «ощущал звуки во рту». При этом следует отобрать из знакомых ребенку слов такие, в которых данные звуки находятся в начале, в конце и в середине слова, например: собака, нос, усы; зубы, коза; цирк, палец, курица;
Шапка, душ, бабушка; жук, лыжи; часы, мАч, очки. Вслед за словом, в котором ребенок правильно произносит свистящий или шипящий звук, нужно предложить ему сказать слово, в котором этот звук искажается. При этом для большей ясности можно показать ребенку, что при свистящем звуке изо рта выходит холодная струя воздуха, которую можно ощущать на тыльной стероне кисти руки, поднесенной ко рту; при шипящих звуках ощущается теплый выдох. Если таким образом несколько раз сопоставлять правильное произношение слова с неправильным, то ребенок поймет свою ошибку.
Легче и проще устранить неправильности произношения у ребенка, если он знал до наступления глухоты хотя бы отдельные буквы. В таком случае нужно показать соответствующую букву разрезной азбуки или написать ее печатным шрифтом и произнести звук так четко, чтобы ребенок мог ясно видеть движение речевых органов.
Во всех случаях затруднения мы рекомендуем родителям обратиться к логопеду, прикрепленному к местной детской поликлинике или к детскому саду.
Одновременно с занятиями по чтению с губ и по сохранению речи родителям следует учить ребенка читать (стр. 13). Сначала учат подбирать к картинкам целые слова (из 3—4 букв), написанные на табличках печатным шрифтом. Затем эти слова разделяются на отдельные буквы и из этих букв снова составляются слова. Работа с разрезной азбукой подводит ребенка к чтению книги и вместе с тем заменяет ему на первых порах письмо. Шестилетним детям можно уже предложить списывать (срисовывать) с табличек печатными буквами те слова, которые они набрали буквами разрезной азбуки. Учить шестилетних оглохших детей писать рукописными буквами можно рекомендовать лишь тем родителям, которые знакомы с методикой обучения письму, так как неправильные приемы первоначального обучения письму могут испортить почерк настолько, что впоследствии школа не сможет его исправить. Когда ребенок усвоит чтение слов по разрезной азбуке, тогда можно с ним перейти к изучению материала букваря. Все, что ребенок читает и пишет, должно произноситься им громко, четко, неторопливо, для того чтобы в его памяти прочно закрепились ощущаемые во рту движения речевых органов, так как с помощью этих мышечных ощущений, взамен утерянного слуха, оглохший ребенок должен контролировать свое произношение.
В тех случаях, когда у ребенка оказываются хотя бы слабые остатки слуха, когда он, например, различает только громко сказанные на ухо гласные звуки (все или лишь 2—3), родителям следует стараться использовать и развивать этот слух для сохранения чистоты произношения. С этой целью при общении с ребенком следует говорить несколько громче обыкновенного, на более близком расстоянии, так, чтобы ребенок одновременно видел рот и все лицо говорящего и слышал звук голоса. Этот так называемый слухо-зрительпый способ общения обеспечивает более полное восприятие речи окружающих: одновременное чтение с губ и слушание речи взаимно дополняют друг друга. Однако не следует ограничиваться только слухо-зрительным способом; полезно чередовать его то с одним чтением с губ, то с произношением на ухо. Так, например, при игре в лото или при ответах на вопросы ребенка можно говорить усиленным голосом (закрыв рот рукой или листком бумаги) или шепотом. Таким образом обостряется и зрительное и слуховое внимание ребенка, что облегчает его общение с окружающими.
Если родители регулярно, ежедневно будут вести со своим оглохшим ребенком занятия или если им удастся устроить его в специальный детский сад, то речь его будет сохранена и успех обучения в школе (массовой или специальной) обеспечен.
* * *
Перед родителями ребенка, оглохшего в младшем школьном возрасте (7—11 лет), прежде всего встает вопрос: где должно производиться дальнейшее обучение ребенка—в массовой или в специальной школе. Большинство родителей, да и почти все педагоги массовой школы решают: раз существуют специальные школы для глухонемых, где обучение ведется с учетом отсутствия слуха, то оглохший школьник должен быть переведен именно туда. Однако следует решительно возражать против перевода оглохшего школьника в школу глухонемых. Оглохший школьник вполне владеет речью, он мыслит словами, и перевод его в среду детей, не привыкших общаться и мыслить словами (усваивающих словесную речь лишь искусственными способами), на долгое время крайне тяжело отразится на его психике.
В настоящее время нет надобности переводить оглохшего школьника в школу глухонемых, так как почти во всех областях нашей страны есть особый вид школ, где учатся оглохшие дети вместе с тугоухими по программам массовой средней школы (в удлиненный срок).
Если в области, где живут родители оглохшего школьника, еще нет такой школы, то необходимо хлопотать перед отделом народного образования ближайшей области, в которой существует такая школа, или же обратиться в Министерство просвещения.
Лучше всего было бы оставить ребенка в той же школе, где он учился до потери слуха. Что это вполне возможно, нас убедил долголетний опыт работы с оглохшими детьми школьного возраста. Но при таком решении вопроса родители должны убедить администрацию школы и учителя в возможности успешного прохождения школьной программы оглохшими детьми, разумеется, при условии тесной связи между семьей и школой. Совместная работа школы и семьи должна выражаться в постоянной помощи ребенку по усвоению всех учебных предметов и по выполнению домашних заданий.
Кроме того, родителям приходится вести еще особую работу, которая заключается в следующем:
1. Все члены семьи должны возможно чаще вовлекать ребенка в разговор; при этом главным средством общения должно быть чтение с губ, а в случае затруднения— письмо. Словесные игры (например, лото фраз) с участием слышащих товарищей ребенка или членов семьи служат и в этом возрасте прекрасным средством для привития навыка чтения с губ.
2. Необходимо использовать имеющиеся у ребенка хотя бы незначительные остатки слуха (стр. 19).
3. Для сохранения внятности и чистоты произношения нужно, чтобы ребенок ежедневно, хотя бы в течение 10—15 млн., читал кому-нибудь из членов семьи громко, четко, неторопливо и выразительно какой-нибудь отрывок из рассказа или заданный урок; следует поощрять чтение ребенком стихов на школьных утренниках и семейных вечерах.
Но этих мероприятий часто бывает недостаточно для сохранения чистоты произношения. Приходится проделывать и специальные упражнения со звуками, произношение которых начинает ухудшаться. При этом начинают с упражнений в слогах (например, са-со-су-сы-се-си; ас-ос-ус-эс-ис; сас-сос-сис-сыс-сес-сис; спа-ста-ска и т. п.); а после этого уже переходят к упражнениям в словах и фразах-
Надо следить, чтобы гласные звуки не скрадывались; чтобы звонкие согласные (б, д, г, в, з, ж) не заменялись глухими (п, т, к, ф, с, ш), чтобы окончания слов выговаривались полностью.
Особое внимание нужно обращать на ударение в словах; в частности, нужно следить за правильностью подвижного ударения в таких словах, как, например, рука, руки, руки, хочу, хочет, хотят; хорошо, хороший; голова, головы, голов и т. п.
Для указания ударного гласного звука ставится значок над соответствующей гласной буквой. Ударный слог выделяется более напряженным, длительным и громким произношением. Все эти особенности ударного слога глухонемой ребенок может воспринимать, используя зрение (чтение с губ), осязание (рука прикладывается к гортани говорящего), а также остатки слуха, если они у него имеются.
Полезным упражнением для усвоения подвижного ударения является спряжение глаголов во фразах, например: я хочу кушать, ты хочешь кушать, он (она) хочет пить, мы хотим учиться, вы хотите писать письмо, они хотят спать. Придумывать фразы для таких упражнений в спряжении может сам ученик, его активное участие в занятиях оживляет работу, вызывает интерес к ней.
Следует упорно бороться с привычкой говорить очень быстро, которая неминуемо ведет к ухудшению произношения вплоть до полной неразборчивости.
4. Очень ценным средством для сохранения и обогащения словарного состава и правильного грамматического строя устной и письменной речи ребенка является ведение дневника (хотя бы раз в неделю), благодаря чему ребенок приучается выражать свои мысли последовательно и грамматически правильно. В этом дневнике ребенок может рассказать о происшествиях за истекшую неделю, о планах на будущую, о посещении
театра, кино, выставок, о том, что видел на экскурсии, прогулке, как помогал в домашней работе, в колхозе, какую книгу читал и что особенно понравилось в ней и т. п. Кроме ведения дневника, также очень полезно время от времени предлагать ребенку описать какую-нибудь картину (например, иллюстрацию в журнале) или составить по ней рассказ; это очень хорошее средство для развития устной и письменной речи и для возбуждения творческого воображения ребенка.
При всякого рода затруднениях в работе над произношением мы рекомендуем родителям обращаться к логопеду (учителю-специалисту по исправлению недостатков речи), прикрепленному к местной детской поликлинике или к одной из местных массовых школ.
Как видно из изложенного выше, родители оглохшего ребенка младшего школьного возраста должны выполнить большую работу. Но зато родители могут быть полны радостного сознания, что их трудами сохранена речь ребенка и вместе с тем ему открыт доступ к дальнейшим ступеням образования.
* *
Нам остается выяснить, что могут и должны сделать родители, если ребенок потерял слух-, обучаясь в средних или старших классах школы, т. е. в возрасте 12 — 14 или 15—17 лет.
Что касается вопроса о дальнейшем обучении, то он должен решаться так же, как мы советовали в отношении оглохших детей младшего школьного возраста, а именно: следует по возможности продолжать обучение в массовой школе. Если же не удастся добиться этого, то надо перевести потерявшего слух ученика в школу тугоухих в отделение оглохших с сохранившейся речью, но ни в коем случае не определять в школу глухонемых. Такое решение здесь еще более обосновано, чем в отношении детей младшего школьного возраста, так как учащиеся средних и старших классов, овладев вполне грамотой, достаточно подготовлены для усвоения всех учебных предметов. Правда, о этом периоде школьного обучения работа в классе осложняется тем обстоятельством, что преподавание ведется по так называемой предметной системе. В силу этого оглохшему ученику
приходится воспринимать учебный материал с губ различных учителей, у каждого из которых имеются свои особенности произношения, строения рта и пр. Для успешной работы в классе требуется, чтобы оглохший учащийся сидел поближе к столу учителя, чтобы его сосед по парте был сознательным, доброжелательным товарищем, готовым оказывать ему помощь в случаях затруднений. Все эти условия вполне выполнимы. Это доказывают примеры оглохших школьников, успешно учившихся в средних и старших классах и окончивших полный курс массовой средней школы.
Но успех -может быть достигнут лишь в том случае, если родители тесно связаны со школой, если они зорко следят за учебой своего ребенка и оказывают ему всемерную помощь в выполнении домашних заданий. Помимо этого, родители постоянно должны следить за произношением своего ребенка и немедленно обратиться к логопеду, когда заметят, что оно начинает ухудшаться.
Также важно, чтобы дома оглохшему была предоставлена достаточная возможность практиковаться в чтении с губ. Следует чаще вовлекать ребенка в разговор и назначать в режиме дня ежедневно хотя бы 10—15 мин, в течение которых кто-нибудь из семьи читал бы ему небольшой рассказ или часть заданного урока ', или же вел бы разговор по поводу какого-либо происшествия, прогулки, газетной заметки и т. п.
В связи с переходом оглохшего ученика в средние и •старшие классы массовой школы возникает вопрос: посильно ли оглохшему ученику изучение иностранного языка, если он его не усвоил уже до наступления глухоты? Казалось бы, что овладеть чужим языком, особенно в устной форме, без помощи слуха невозможно. Однако практический опыт доказал, что после потери слуха ученик может заново изучить язык, который он раньше не знал. Он может усвоить его в устной и письменной форме, т. е. он может говорить, читать с губ, писать и читать печатный и рукописный текст на любом иностранном языке. Но при изучении иностранного языка требуется специальный подход: сначала нужно ознакомить оглохшего ученика с иностранным языком не в классном коллективе, а в индивидуальном порядке. Лишь после того, как усвоена первоначальная грамота и приобретен достаточный запас слов и фраз, более или менее правильно произносимых и читаемых с губ, глухой ученик может участвовать в общей работе класса по иностранному языку. Так, например, в специальном отделении для оглохших, открытом в 1918 году при Московском городском училище глухонемых, все ученики старшего класса, которые до наступления глухоты знали только русский язык, успешно усваивали немецкий язык в устной и письменной форме; они неплохо овладели особенностями немецкого произношения.
Другой пример. С мальчиком, потерявшим слух в возрасте 7 лет, незадолго до наступления глухоты начали заниматься английским языком только в устной форме, не обучая его чтению и письму. Когда же после потери слуха возобновили занятия английским языком, оказалось, что он совершенно забыл этот язык, полностью сохранив при этом родную русскую речь. В настоящее время этот мальчик, обучаясь в массовой школе в IV классе, берет дополнительно уроки английского языка; он читает и говорит вполне удовлетворительно по-английски.
Особенно убедителен пример инженера Д., оглохшего в 4-летнем возрасте. Он знает, кроме родного, русского языка, 5 языков и в свое свободное время занимается переводами. О ценности его литературной работы свидетельствует тот факт, что он принят в члены Союза советских писателей. Ввиду исключительного интереса, который представляет этот пример, мы в приложении II приводим выдержки из письма Д.
* * *
Мы подробно изложили, что могут сделать родители оглохшего ребенка для сохранения у него словесной речи. Теперь необходимо обратить внимание родителей на некоторые особенности воспитательной работы с детьми, потерявшими слух.
Прежде всего укажем на особые меры физического воспитания оглохшего ребенка.
Болезнь, которая лишила ребенка слуха, часто ослабляет весь его организм. Поэтому необходимо особенно аккуратно Проводить режим его дня, т. е. заботиться о том, чтобы ребенок в определенные часы вставал, гулял, играл или занимался, питался, чтобы он вовремя ложился спать.
Если у него после болезни, приведшей к потере слуха, продолжается гноетечение из ушей, то необходимо обратиться к ушному врачу. Если глухота возникла после воспаления мозговых оболочек (менингита) и обусловлена поражением внутреннего уха, то у таких детей иногда может долгое время оказаться нарушенным равновесие, так как во внутреннем ухе находится не только орган слуха, но и равновесия. Походка детей, перенесших менингит, часто бывает шатающаяся, неровная. Для восстановления правильной походки ребенку следует оказать помощь и сначала водить его за руку. С этой целью делаются осторожные упражнения в ходьбе по прямой линии, по кругу, по начертанному на полу или на земле четырехугольнику, треугольнику, овалу и т. п. Сначала ребенок должен двигаться медленно, держась за руку матери, затем постепенно все быстрее и без посторонней помощи. Полезны также упражнения в беге, прыжках, лазании, игры с мячом и т. п. — вообще всякие игры и занятия, развивающие ловкость движений рук, ног и всего тела ребенка. Таким образом, устраняется неуравновешенность ходьбы и скованность движений, характерные для детей, перенесших мозговые болезни.
Огромное значение для восстановления нормальной подвижности у оглохших детей, в особенности у детей, перенесших менингит, имеют занятия ритмикой, и мы советуем родителям использовать всякую возможность, чтобы включать детей в групповые занятия по ритмике (в детском саду, в кружках при Доме пионеров и т. п.).
В связи с потерей слухового контроля нередко у оглохшего ребенка образуются некоторые неприятные привычки: кряхтение, сопение, чавкание при еде, шаркающая, тяжелая походка. На такие недостатки родителям также следует неустанно обращать внимание ребенка до тех пор, пока они не устранятся.
Само собой разумеется, что для правильного физического воспитания и развития оглохшего ребенка особую важность имеют все те гигиенические правила, которые установлены детскими врачами для физического воспитания нормально слышащих детей.
Для того чтобы не упустить из виду какую-либо сторону физического воспитания оглохшего ребенка, необходимо время от времени показывать его в детской поликлинике ушному врачу, а также специалисту по глазным болезням. Следует учитывать, что зрительный аппарат глухого ребенка несет двойную нагрузку, восполняя утраченный слух, поэтому он нуждается в особо тщательной охране.
Помимо только что упомянутых физических недостатков, глухота иногда вызывает некоторые нежелательные изменения характера и поведения ребенка. Бывает иногда, что ребенок, который до наступления глухоты был ласковым, послушным, спокойным, после потери слуха проявляет раздражительность, своеволие, вспышки гнева, желание делать больно (физически и душевно) тем, кого он прежде очень любил. Такое резкое изменение поведения объясняется переменой, происшедшей в восприятии ребенком окружающих явлений. Вместо прежнего разнообразия звуков окружающего мира вокруг ребенка воцарилась мертвая тишина. Он видит ласковое лицо матери, слезы на ее глазах, движение ее рта, но не слышит ее ласкового голоса; он обращается к окружающим его лицам с вопросами, просьбами, но не слышит их ответов; он растерянно оглядывается кругом и никак не может понять, что с ним произошло.
Правда, не у всех детей потеря слуха имеет своим последствием бурные проявления в поведении; но как бы ребенок ни реагировал на потерю слуха, родители должны сохранить ровное, спокойное отношение к нему, не делать в своих требованиях никаких скидок на глухоту, т. е. не баловать его, не исполнять всякие его капризы, а привлекать его наравне с другими детьми к исполнению всяких поручений по дому и хозяйству, не проявлять раздражения, если он не сразу поймет, а терпеливо повторять сказанное, показывать предмет или действие (или их изображения), о котором говорят, написать (если ребенок уже грамотен).
По мере того как ребенок научается понимать разговор по движению губ и по мере того как он усваивает навыки чтения и письма, болезненные изменения характера и поведения понемногу сглаживаются и исчезают. Стремление избегать общения с окружающими людьми заменяется свойственной для детского возраста общительностью.
Для того чтобы у оглохшего ребенка развивалось стремление к коллективной деятельности среди слышащих в игре и в труде, родителям следует всемерно заботиться о том, чтобы он всегда находился в обществе слышащих сверстников и слышащих взрослых людей, чтобы он не чувствовал себя среди них чужим, одиноким. Это очень важно для его дальнейшей самостоятельной жизни в обществе слышащих.