Что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка

Как только выяснится, что ребенок лишился слуха, нужно немедленно позаботиться о том, чтобы он воспри­нимал речь окружающих людей посредством зрения, т. е. чтобы он научился считывать разговор окружающих лю­дей с губ и лица, чтобы имеющаяся речь сохранилась, чтобы ребенок научился читать, даже если он еще не достиг школьного возраста, чтобы малейшие остатки слуха использовались в общении с ребенком и по воз­можности развивались.

Разберем, как родители могут выполнить эти задачи в отношении оглохших детей различных возрастов.

Так как дети теряют слух чаще всего в возрасте от 2 до 7 лет, то мы расскажем более подробно, что может сделать семья для сохранения речи у оглохшего в этом возрасте ребенка, как можно готовить его к поступлению в специальную или даже массовую школу.

Дети, потерявшие слух в возрасте 1 — 1 '/г л е т, как правило, быстро теряют свой словарный запас, состоящий преимущественно из лепетных слов, и становятся глухонемыми. Родителям таких детей следует зарегистрировать ребенка в местном отделе здравоохра­нения и хлопотать о приеме его в «слухоречевые ясли», если таковые существуют в данной области. В эти ясли принимаются глухие дети в возрасте от 1 года до 3 лет. Но ввиду того, что ясельных учреждений для глухих де­тей в настоящее время существует еще очень мало, роди­телям следует самим принять меры к сохранению и раз­витию речи, не ожидая приема детей в ясли. Неразумно возить оглохшего ребенка от одного врача к другому в надежде на возвращение слуха и упускать из виду не­обходимость ежедневной заботы о сохранении речи. О воспитании детей этого возраста в семье даются под­робные указания -в специальных брошюрах и книгах1.

В нашей практике имеется случай, когда у девочки, оглохшей до года, матери удалось удержать лепетную

1 Е. Ф. Р а у, О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи, Учпедгиз, 1950.

Е. Ф. Pay, О воспитании глухонемого ребенка дошкольного возраста в семье, изд-во АПН РСФСР, 1954.

Е. Ф.Ра у, Воспитание детей с недостатками слуха в спе­циальных яслях, Медгиз, М-, 1955.






речь, а затем развить речь и иавык чтения с губ до та­кой степени, что девочка могла пройти курс массовой начальной и средней школы, поступить в Высший архи­тектурно-строительный институт и стать архитектором. Такой результат был достигнут благодаря тому, что мать, работая под руководством специалистов, посвятила себя всецело воспитанию дочери.

Для детей, оглохших в возрасте от 2 до 4—5 лет, мы рекомендуем родителям следующее.

Если ребенок не достиг 3-летнего возраста, то сле­дует, как в указанном выше случае, обратиться в местный отдел здравоохранения, чтобы устроить ребенка в «слухо-речевые ясли». Если же ребенок уже достиг 3-летнего возраста, необходимо подать заявление в местный отдел народного образования и ходатайствовать о зачислении его кандидатом в специальный детский сад в группу де­тей, сохранивших речь. Но до поступления в детский сад или в случае, если нет возможности определить ребенка в дошкольное учреждение, родители сами могут сделать многое для сохранения его речи. Прежде всего необхо­димо составить список слов, фраз, рассказов, сказок, стишков и песенок, которые ребенок знал и любил до на­ступления глухоты и которые должны быть закреплены в его памяти путем их постоянного повторения. Лучшим средством для того, чтобы ребенка вызвать на разговор, являются картинки; для этого могут быть использованы иллюстрированные детские книжки, журналы и отдель­ные картинки, на которых изображены предметы, дейст­вия, различные события из рассказов, сказок и т. п.

Посадите ребенка за стол против себя так, чтобы ему было ясно видно ваше лицо. Из стопки картинок, кото­рые вы'кладете перед собой лицевой стороной вниз, возь­мите одну и покажите ее ребенку. Если он правильно на­зовет изображенный предмет или действие, то повторите это слово за ребенком четко, так, чтобы он хорошо видел ваше лицо, движение губ и языка. После того как он еще раз повторит за вами слово, передайте ему картинку. Повторив эту игру еще раз с другими картинками, по­просите ребенка дать вам их обратно. При этом четко, неторопливо, не разрывая слова на слоги и звуки, на­зывайте картинки одну за другой, и ребенок, считывая слова с ваших губ, должен передать вам картинки обрат­но, говоря, например: «На, кошку», «На, корову», или-

«На, девочка упала». Так ребенок в игре приучается счи­тывать с ваших губ и лица знакомые слова и фразы. Когда вы увидите, что он понял, что от него требуется, когда он вошел во вкус этой игры, можно самим сделать лото картинок на знакомые ему слова и фразы, которые ежедневно встречаются в обиходных разговорах с ребен­ком. Картинки для этого лото можно вырезать из старых книг, журналов, газет и наклеить на тонкий картон. При­меры таких самодельных лото слов и фраз даны на ри­сунках 1 и 2.

Игра в такое лото очень оживляется, если в ней уча­ствует третье лицо: сестра, брат, отец, слышащие това­рищи ребенка. Благодаря включению в игру новых уча­стников ребенок привыкает считывать слова у лиц, обла­дающих различными очертаниями рта, различной мане­рой произношения слов, и таким образом облегчается об­щение ребенка с окружающими людьми. От самодельного лото можно перейти к покупным лото слов и фраз, в ко­торых имеются картинки примерно на следующие темы: игрушки, одежда, мебель, посуда, домашние и дикие жи­вотные, цветы, овощи, фрукты, разные виды транспорта и т. п. Такие игры полезны не только для чтения с губ, но и для закрепления в памяти ребенка слов, которые он знал до потери слуха, а также для расширения его сло­варного запаса и кругозора.

В течение всего дня нужно возможно чаще вызывать ребенка на разговор. Желание и просьбы его следует исполнять лишь после того, как он правильно и четко на­зовет нужный ему предмет. Например, если ребенок хо­чет получить мяч, яблоко, конфетку и при этом только указывает пальцем на данный предмет, то следует выпол­нить его желание только после того, как он скажет: «Дай мне мяч» и т. п. Надо сделать все, чтобы ребенок воз­можно больше говорил, чаще обращался к окружающим его людям с вопросами, просьбами, сообщениями, жа­лобами и т. п.

Все поручения, требования, замечания, с которыми вам приходится обращаться ежедневно к ребенку, долж­ны делаться не жестами, а обязательно устными словами; ребенок при этом должен пристально смотреть на ваш рот и лицо.

Для того чтобы контролировать, понял ли вас ребе­нок, в первое время полезно заставлять его повторять

что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка - student2.ru

что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка - student2.ru

ваши слова, приказания, поручения, просьбы. В случае, если ребенок какие-нибудь слова не понимает с ваших губ, следует показать на соответствующий предмет, кар­тинку или выполнить действие. В качестве примеров при­водим ряд слов и словосочетаний из ежедневного обихода 2—4-летнего ребенка: дай мне {ложку, хлеба, мяч), возьми, положи, поставь, принеси, убери, спрячь, брось, подними, покажи, смотри, кушай, пей; иди ко*мне, беги, позови, можно, нельзя, хорошо, плохо; здравствуй, до свидания; пора спать, пойдем гулять, пора домой и т. п.

Нужно бороться против всяких попыток ребенка уединиться, избегать общения с окружающими и при­влекать его к выполнению разных работ дома, к играм с другими, слышащими детьми, и при этом побуждать его говорить и считывать с губ.

Здесь уместно указать основные правила, которые следует соблюдать для того, чтобы по возможности облегчить ребенку чтение с губ.

1. Прежде чем начинать говорить с ребенком, нужно проверить, достаточно ли освещено ваше лицо и смотрит ли ребенок на ваш рот внимательно.

2. Ваше лицо по возможности должно находиться на одном уровне с лицом ребенка.

3. Расстояние между вами и ребенком должно быть не меньше 50 см и не больше 2 м.

4. Надо говорить немного медленнее обыкновенной разговорной речи, обязательно целыми словами или ко­роткими фразами, отнюдь не разбивая слова «а слоги.

5. Не следует чрезмерно преувеличивать движения губ и языка, так как это не облегчает, а затрудняет чте­ние с губ у посторонних людей.

6. Выражение вашего лица должно быть живое, есте­ственное, это помогает ребенку уловить смысл слова или фразы.

7. Если ребенок не поймет вас сразу, то яадо терпе­ливо повторить оказанное несколько раз «ли в случае не­обходимости показать предмет, картинку, рисунок (пока ребенок еще не умеет читать). Если ребенок уже умеет читать, то можно написать данное слово или сложить его из букв разрезной азбуки: не следует, однако, слиш­ком часто прибегать к этому приему: пусть ребенок по­внимательнее всмотрится в лицо говорящего и поста­рается уловить произнесенное слово или фразу.

8. Так как при чтении с губ зрительное внимание сильно напрягается, то необходимо, особенно в первое время, давать глазам ребенка чаще отдыхать.

9. Не следует говорить шепотной речью, полагая, что ребенок все равно не услышит голоса говорящего. При шепотной речи мимика вашего лица менее вырази­тельна, чем при обычном разговоре полным голосом, и поэтому ему труднее считать с губ.

Если вы заметите, что ребенок воспринимает громкие звуки (свистки, барабанный бой, гудки автомашин и т. п.), если он оборачивается на громкий крик или зов, то старайтесь развивать этот остаточный слух: дайте ребенку музыкальные игрушки, говорите знакомые ему слова громким голосом (но не кричите) так, чтобы он одновременно мог их слышать и читать с вяших губ. Можно приучить ребенка приставлять руку к тому уху, которым он слышит лучше; можно также пользоваться простой резиновой или металлической слуховой трубкой или электрическим слуховым аппаратом. Но работу по развитию слуха следует проводить под контролем ушного врача, особенно в том случае, если у ребенка еще не закончился гнойный процесс в ухе (например, после забо­левания скарлатиной).

Если ребенок при наступлении глухоты достиг уже возраста 4 лет, то кроме указанных выше занятий для сохранения речи и обучения чтению с губ, можно начи­нать с ним (разумеется, в виде игры) занятия по чтению тех слов, которые он правильно произносит и читает с губ. Занятия проводят следующим образом: сначала берут 3—4 картинки на слова, которые ребенком легко считываются с губ, например: мама, Тата, ay, nana. К этим картинкам подкладывают или подклеивают таблички с печатными словами (рис. 3).

Такие же таблички, но уже отдельные, без картинок, вручаются ребенку. Эти таблички ребенок должен сли­чать с табличками под картинками и на них накладывать свои. Когда ребенок уже научится таким образом сли­чать несколько слов, таблички, находящиеся под картин­ками, убирают (или отрезают, если они подклеены), и ребенку предлагается взять со стола и подложить к картинкам соответствующие отдельные таблички. В этой игре ребенок приучается связывать ib своей па­мяти печатное слово с картинкой, еще не разбирая отдельных букв. Когда таким образом усвоено чтение десятка-другого коротких слов из речевого запаса ребенка, можно перейти к следующим занятиям: на гла­зах ребенка разрезают одну из табличек со знакомым словом на отдельные буквы, разбрасывают их по столу и предлагают ему подкладывать буквы к соответствующему слову на неразрезанной табличке с тем же словом (рис. 4).

После того как разрезаны по буквам 4—5 слов и ребенок научился подбирать буквы к таб­личкам слов, убирают готовые таблички слов и предлагают ре­бенку прямо к картинкам подкла­дывать буквы, составляющие со­ответствующие слова (рис. 5).

Так ребенок приготавливается к употреблению разрезной азбу­ки, которой нужно постоянно пользоваться вместо целых таб­личек-слов.

Теперь ребенок приобрел следующие навыки: 1) по чтению с губ он может отыскать соответствующую кар­тинку и к этой картинке подобрать из разрезной азбуки печатное слово; 2) по сложенным на столе из разрезной




что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка - student2.ru

что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка - student2.ru
что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка - student2.ru
что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка - student2.ru

что должны сделать родители для своего оглохшего ребенка - student2.ru

азбуки словам on найдет картинку; 3) nf> чтению с губ он может сложить слова и громко прочитать их.

Не надо требовать от 4—5-летнего ребенка, чтобы он «списывал» (т. е. срисовывал) карандашом печатные буквы и целые слова; но если ребенок сам попытается писать, то ему не следует препятствовать в этом.

Родителям детей, оглохших в возрасте 5—6 л е т, также необходимо прежде всего подать заяв­ление в местный "отдел народного образования о зачис­лении ребенка в кандидаты специального детскоПо сада в группу оглохших, но сохранивших речь. В ожидании приема ребенка родителям необходимо заботиться о со­хранении речи теми же способами, которые были указа­ны выше для детей 2—4-летнего возраста, а именно: приучить ребенка к чтению с губ, постоянно побуждать его к разговору, следить за правильностью произноше­ния, использовать остатки слуха и возможно скорее обу­чить его грамоте.

Для того, чтобы показать результаты, к которым при­водит подобная работа, мы в приложении приводим вы­сказывания родителей, дети которых оглохли.

Навык чтения с губ и лица вырабатывается у детей, которые оглохли в возрасте 5—6 лет, главным образом посредством картинок, игры в лото разных видов и в разговоре во время игры с разными игрушками (осо­бенно с куклами), а также при выполнении заданий по самообслуживанию (умыванию, одеванию, уборке постели и т. п.) и во время участия ребенка в домаш­них работах матери.

* *

Говоря о последствиях потери слуха у детей 5—6-лет­него возраста (стр. 5), мы отметили расстройства в об­ласти звукопроизношения, словарного запаса и грамма­тического строя речи. Дадим некоторые советы, которые родители могут использовать для сохранения и дальней­шего развития речи ребенка (для предупреждения по­степенного распада речи). Прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок продолжал говорить, общаться с окружающими людьми, чтобы он не замы­кался в себе, не отчуждался, не искал одиночества. Для этой цели следует использовать в первую очередь игры (в лото, в кукл!ы и другие игрушки). К этим играм нужно привлекать все;х членов семьи, а также слышащих това­рищей ребенка. Также можно вызвать ребенка на раз­говоры путем рассматривания иллюстраций к знакомым ему рассказам, сказкам, стишкам и песенкам. На про­гулках нужно обращать внимание ребенка на окружа­ющие его предметы и явления, которые обычно вызы­вают у него живой интерес. Ребенок начинает спраши­вать и говорить о том, что он видит. Благодаря такому постоянному побуждению к речи он не будет забывать слов и фраз, которые он знал и употреблял до потери

слуха.

Кроме заботы о сохранении словарного запаса, необ­ходимо предупредить ухудшение произношения, которое может возникнуть в связи с потерей слуха. Родители должны постоянно контролировать речь ребенка, так как это необходимо для сохранения у него правильного зву­копроизношения. Родители могут сделать немало для сохранения речи ребенка, даже если не знают специаль­ных приемов исправления дефектов речи. Они могут за­ставлять его говорить неторопливо, не «проглатывать» звуков и окончаний слов. А если ребенок вместо полных фраз начинает произносить отдельные слова, то родители должны делать вид, что не понимают его мысли, и за­ставлять его говорить четко и неторопливо, целыми

фразами.

Когда родители заметят, что ребенок начинает заме­нять одни звуки другими, например вместо с иногда го­ворить т, вместо з — д, то на это явление нужно обратить серьезное внимание, так как оно свидетельствует о том, что начинается нарушение произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков, которые будут заменяться звуками т и д, если не принять срочные меры к восстановлению правильного произношения. В таких случаях рекомендуется следующее.

Подобрать картинки на те слова, в которых ребенок произносит эти звуки еще правильно, и закрепить про­изношение, заставляя ребенка произносить названия картинок особенно четко и громко, для того чтобы он «ощущал звуки во рту». При этом следует отобрать из знакомых ребенку слов такие, в которых данные звуки находятся в начале, в конце и в середине слова, напри­мер: собака, нос, усы; зубы, коза; цирк, палец, курица;

Шапка, душ, бабушка; жук, лыжи; часы, мАч, очки. Вслед за словом, в котором ребенок правильно произносит сви­стящий или шипящий звук, нужно предложить ему ска­зать слово, в котором этот звук искажается. При этом для большей ясности можно показать ребенку, что при свистящем звуке изо рта выходит холодная струя воз­духа, которую можно ощущать на тыльной стероне кисти руки, поднесенной ко рту; при шипящих звуках ощущается теплый выдох. Если таким образом не­сколько раз сопоставлять правильное произношение слова с неправильным, то ребенок поймет свою ошибку.

Легче и проще устранить неправильности произноше­ния у ребенка, если он знал до наступления глухоты хотя бы отдельные буквы. В таком случае нужно пока­зать соответствующую букву разрезной азбуки или напи­сать ее печатным шрифтом и произнести звук так четко, чтобы ребенок мог ясно видеть движение речевых органов.

Во всех случаях затруднения мы рекомендуем роди­телям обратиться к логопеду, прикрепленному к местной детской поликлинике или к детскому саду.

Одновременно с занятиями по чтению с губ и по со­хранению речи родителям следует учить ребенка читать (стр. 13). Сначала учат подбирать к картинкам целые слова (из 3—4 букв), написанные на табличках печат­ным шрифтом. Затем эти слова разделяются на отдель­ные буквы и из этих букв снова составляются слова. Работа с разрезной азбукой подводит ребенка к чтению книги и вместе с тем заменяет ему на первых порах письмо. Шестилетним детям можно уже предложить списывать (срисовывать) с табличек печатными бук­вами те слова, которые они набрали буквами разрезной азбуки. Учить шестилетних оглохших детей писать ру­кописными буквами можно рекомендовать лишь тем ро­дителям, которые знакомы с методикой обучения письму, так как неправильные приемы первоначального обучения письму могут испортить почерк настолько, что впоследствии школа не сможет его исправить. Когда ре­бенок усвоит чтение слов по разрезной азбуке, тогда можно с ним перейти к изучению материала букваря. Все, что ребенок читает и пишет, должно произноситься им громко, четко, неторопливо, для того чтобы в его па­мяти прочно закрепились ощущаемые во рту движения речевых органов, так как с помощью этих мышечных ощущений, взамен утерянного слуха, оглохший ребенок должен контролировать свое произношение.

В тех случаях, когда у ребенка оказываются хотя бы слабые остатки слуха, когда он, например, различает только громко сказанные на ухо гласные звуки (все или лишь 2—3), родителям следует стараться использовать и развивать этот слух для сохранения чистоты произно­шения. С этой целью при общении с ребенком следует говорить несколько громче обыкновенного, на более близ­ком расстоянии, так, чтобы ребенок одновременно видел рот и все лицо говорящего и слышал звук голоса. Этот так называемый слухо-зрительпый способ общения обес­печивает более полное восприятие речи окружающих: одновременное чтение с губ и слушание речи взаимно дополняют друг друга. Однако не следует ограничиваться только слухо-зрительным способом; полезно чередовать его то с одним чтением с губ, то с произношением на ухо. Так, например, при игре в лото или при ответах на во­просы ребенка можно говорить усиленным голосом (за­крыв рот рукой или листком бумаги) или шепотом. Таким образом обостряется и зрительное и слуховое внимание ребенка, что облегчает его общение с окружающими.

Если родители регулярно, ежедневно будут вести со своим оглохшим ребенком занятия или если им удастся устроить его в специальный детский сад, то речь его бу­дет сохранена и успех обучения в школе (массовой или специальной) обеспечен.

* * *

Перед родителями ребенка, оглохшего в младшем школьном возрасте (7—11 лет), прежде всего встает вопрос: где должно производиться дальнейшее обучение ребенка—в массовой или в специ­альной школе. Большинство родителей, да и почти все педагоги массовой школы решают: раз существуют спе­циальные школы для глухонемых, где обучение ведется с учетом отсутствия слуха, то оглохший школьник должен быть переведен именно туда. Однако следует решительно возражать против перевода оглохшего школьника в школу глухонемых. Оглохший школьник вполне вла­деет речью, он мыслит словами, и перевод его в среду детей, не привыкших общаться и мыслить словами (усваивающих словесную речь лишь искусственными способами), на долгое время крайне тяжело отразится на его психике.

В настоящее время нет надобности переводить оглох­шего школьника в школу глухонемых, так как почти во всех областях нашей страны есть особый вид школ, где учатся оглохшие дети вместе с тугоухими по программам массовой средней школы (в удлиненный срок).

Если в области, где живут родители оглохшего школь­ника, еще нет такой школы, то необходимо хлопотать перед отделом народного образования ближайшей области, в которой существует такая школа, или же обратиться в Министерство просвещения.

Лучше всего было бы оставить ребенка в той же школе, где он учился до потери слуха. Что это вполне возможно, нас убедил долголетний опыт работы с оглох­шими детьми школьного возраста. Но при таком реше­нии вопроса родители должны убедить администрацию школы и учителя в возможности успешного прохожде­ния школьной программы оглохшими детьми, разуме­ется, при условии тесной связи между семьей и школой. Совместная работа школы и семьи должна выражаться в постоянной помощи ребенку по усвоению всех учеб­ных предметов и по выполнению домашних заданий.

Кроме того, родителям приходится вести еще особую работу, которая заключается в следующем:

1. Все члены семьи должны возможно чаще вовле­кать ребенка в разговор; при этом главным средством общения должно быть чтение с губ, а в случае затрудне­ния— письмо. Словесные игры (например, лото фраз) с участием слышащих товарищей ребенка или членов семьи служат и в этом возрасте прекрасным средством для привития навыка чтения с губ.

2. Необходимо использовать имеющиеся у ребенка хотя бы незначительные остатки слуха (стр. 19).

3. Для сохранения внятности и чистоты произноше­ния нужно, чтобы ребенок ежедневно, хотя бы в течение 10—15 млн., читал кому-нибудь из членов семьи громко, четко, неторопливо и выразительно какой-нибудь отрывок из рассказа или заданный урок; следует поощрять чте­ние ребенком стихов на школьных утренниках и семей­ных вечерах.

Но этих мероприятий часто бывает недостаточно для сохранения чистоты произношения. Приходится проделы­вать и специальные упражнения со звуками, произноше­ние которых начинает ухудшаться. При этом начинают с упражнений в слогах (например, са-со-су-сы-се-си; ас-ос-ус-эс-ис; сас-сос-сис-сыс-сес-сис; спа-ста-ска и т. п.); а после этого уже переходят к упражнениям в словах и фразах-

Надо следить, чтобы гласные звуки не скрадывались; чтобы звонкие согласные (б, д, г, в, з, ж) не заменялись глухими (п, т, к, ф, с, ш), чтобы окончания слов выгова­ривались полностью.

Особое внимание нужно обращать на ударение в сло­вах; в частности, нужно следить за правильностью под­вижного ударения в таких словах, как, например, рука, руки, руки, хочу, хочет, хотят; хорошо, хороший; голова, головы, голов и т. п.

Для указания ударного гласного звука ставится зна­чок над соответствующей гласной буквой. Ударный слог выделяется более напряженным, длительным и громким произношением. Все эти особенности ударного слога глу­хонемой ребенок может воспринимать, используя зрение (чтение с губ), осязание (рука прикладывается к гор­тани говорящего), а также остатки слуха, если они у него имеются.

Полезным упражнением для усвоения подвижного уда­рения является спряжение глаголов во фразах, например: я хочу кушать, ты хочешь кушать, он (она) хочет пить, мы хотим учиться, вы хотите писать письмо, они хотят спать. Придумывать фразы для таких упражнений в спряжении может сам ученик, его активное участие в занятиях оживляет работу, вызывает интерес к ней.

Следует упорно бороться с привычкой говорить очень быстро, которая неминуемо ведет к ухудшению произношения вплоть до полной неразборчивости.

4. Очень ценным средством для сохранения и обо­гащения словарного состава и правильного граммати­ческого строя устной и письменной речи ребенка явля­ется ведение дневника (хотя бы раз в неделю), благо­даря чему ребенок приучается выражать свои мысли последовательно и грамматически правильно. В этом дневнике ребенок может рассказать о происшествиях за истекшую неделю, о планах на будущую, о посещении

театра, кино, выставок, о том, что видел на экскур­сии, прогулке, как помогал в домашней работе, в кол­хозе, какую книгу читал и что особенно понравилось в ней и т. п. Кроме ведения дневника, также очень полезно время от времени предлагать ребенку описать ка­кую-нибудь картину (например, иллюстрацию в жур­нале) или составить по ней рассказ; это очень хорошее средство для развития устной и письменной речи и для возбуждения творческого воображения ребенка.

При всякого рода затруднениях в работе над произношением мы рекомендуем родителям обращать­ся к логопеду (учителю-специалисту по исправлению недостатков речи), прикрепленному к местной детской поликлинике или к одной из местных массовых школ.

Как видно из изложенного выше, родители оглох­шего ребенка младшего школьного возраста должны выполнить большую работу. Но зато родители могут быть полны радостного сознания, что их трудами со­хранена речь ребенка и вместе с тем ему открыт до­ступ к дальнейшим ступеням образования.

* *

Нам остается выяснить, что могут и должны сделать родители, если ребенок потерял слух-, обу­чаясь в средних или старших классах школы, т. е. в возрасте 12 — 14 или 15—17 лет.

Что касается вопроса о дальнейшем обучении, то он должен решаться так же, как мы советовали в отноше­нии оглохших детей младшего школьного возраста, а именно: следует по возможности продолжать обучение в массовой школе. Если же не удастся добиться этого, то надо перевести потерявшего слух ученика в школу ту­гоухих в отделение оглохших с сохранившейся речью, но ни в коем случае не определять в школу глухонемых. Та­кое решение здесь еще более обосновано, чем в отноше­нии детей младшего школьного возраста, так как уча­щиеся средних и старших классов, овладев вполне грамотой, достаточно подготовлены для усвоения всех учебных предметов. Правда, о этом периоде школьного обучения работа в классе осложняется тем обстоятель­ством, что преподавание ведется по так называемой предметной системе. В силу этого оглохшему ученику

приходится воспринимать учебный материал с губ раз­личных учителей, у каждого из которых имеются свои особенности произношения, строения рта и пр. Для успеш­ной работы в классе требуется, чтобы оглохший уча­щийся сидел поближе к столу учителя, чтобы его сосед по парте был сознательным, доброжелательным товари­щем, готовым оказывать ему помощь в случаях затруд­нений. Все эти условия вполне выполнимы. Это доказы­вают примеры оглохших школьников, успешно учившихся в средних и старших классах и окончивших полный курс массовой средней школы.

Но успех -может быть достигнут лишь в том случае, если родители тесно связаны со школой, если они зорко следят за учебой своего ребенка и оказывают ему все­мерную помощь в выполнении домашних заданий. По­мимо этого, родители постоянно должны следить за про­изношением своего ребенка и немедленно обратиться к логопеду, когда заметят, что оно начинает ухудшаться.

Также важно, чтобы дома оглохшему была предо­ставлена достаточная возможность практиковаться в чте­нии с губ. Следует чаще вовлекать ребенка в разговор и назначать в режиме дня ежедневно хотя бы 10—15 мин, в течение которых кто-нибудь из семьи читал бы ему не­большой рассказ или часть заданного урока ', или же вел бы разговор по поводу какого-либо происшествия, прогулки, газетной заметки и т. п.

В связи с переходом оглохшего ученика в средние и •старшие классы массовой школы возникает вопрос: по­сильно ли оглохшему ученику изучение иностранного языка, если он его не усвоил уже до наступления глухо­ты? Казалось бы, что овладеть чужим языком, особенно в устной форме, без помощи слуха невозможно. Однако практический опыт доказал, что после потери слуха уче­ник может заново изучить язык, который он раньше не знал. Он может усвоить его в устной и письменной форме, т. е. он может говорить, читать с губ, писать и читать печатный и рукописный текст на любом иностранном языке. Но при изучении иностранного языка требуется специальный подход: сначала нужно ознакомить оглохшего ученика с иностранным языком не в классном кол­лективе, а в индивидуальном порядке. Лишь после того, как усвоена первоначальная грамота и приобретен доста­точный запас слов и фраз, более или менее правильно произносимых и читаемых с губ, глухой ученик может участвовать в общей работе класса по иностранному язы­ку. Так, например, в специальном отделении для оглох­ших, открытом в 1918 году при Московском городском училище глухонемых, все ученики старшего класса, ко­торые до наступления глухоты знали только русский язык, успешно усваивали немецкий язык в устной и пись­менной форме; они неплохо овладели особенностями не­мецкого произношения.

Другой пример. С мальчиком, потерявшим слух в воз­расте 7 лет, незадолго до наступления глухоты начали заниматься английским языком только в устной форме, не обучая его чтению и письму. Когда же после потери слуха возобновили занятия английским языком, оказа­лось, что он совершенно забыл этот язык, полностью со­хранив при этом родную русскую речь. В настоящее вре­мя этот мальчик, обучаясь в массовой школе в IV классе, берет дополнительно уроки английского языка; он читает и говорит вполне удовлетворительно по-английски.

Особенно убедителен пример инженера Д., оглохшего в 4-летнем возрасте. Он знает, кроме родного, русского языка, 5 языков и в свое свободное время занимается переводами. О ценности его литературной работы свиде­тельствует тот факт, что он принят в члены Союза совет­ских писателей. Ввиду исключительного интереса, кото­рый представляет этот пример, мы в приложении II при­водим выдержки из письма Д.

* * *

Мы подробно изложили, что могут сделать родители оглохшего ребенка для сохранения у него словесной речи. Теперь необходимо обратить внимание родителей на не­которые особенности воспитательной работы с детьми, потерявшими слух.

Прежде всего укажем на особые меры физического воспитания оглохшего ребенка.

Болезнь, которая лишила ребенка слуха, часто ослаб­ляет весь его организм. Поэтому необходимо особенно аккуратно Проводить режим его дня, т. е. заботиться о том, чтобы ребенок в определенные часы вставал, гулял, играл или занимался, питался, чтобы он вовремя ло­жился спать.

Если у него после болезни, приведшей к потере слу­ха, продолжается гноетечение из ушей, то необходимо обратиться к ушному врачу. Если глухота возникла после воспаления мозговых оболочек (менингита) и обуслов­лена поражением внутреннего уха, то у таких детей ино­гда может долгое время оказаться нарушенным равнове­сие, так как во внутреннем ухе находится не только ор­ган слуха, но и равновесия. Походка детей, перенесших менингит, часто бывает шатающаяся, неровная. Для восстановления правильной походки ребенку следует ока­зать помощь и сначала водить его за руку. С этой целью делаются осторожные упражнения в ходьбе по прямой линии, по кругу, по начертанному на полу или на земле четырехугольнику, треугольнику, овалу и т. п. Сначала ребенок должен двигаться медленно, держась за руку матери, затем постепенно все быстрее и без посторонней помощи. Полезны также упражнения в беге, прыжках, ла­зании, игры с мячом и т. п. — вообще всякие игры и за­нятия, развивающие ловкость движений рук, ног и всего тела ребенка. Таким образом, устраняется неуравнове­шенность ходьбы и скованность движений, характерные для детей, перенесших мозговые болезни.

Огромное значение для восстановления нормальной подвижности у оглохших детей, в особенности у детей, перенесших менингит, имеют занятия ритмикой, и мы со­ветуем родителям использовать всякую возможность, чтобы включать детей в групповые занятия по ритмике (в детском саду, в кружках при Доме пионеров и т. п.).

В связи с потерей слухового контроля нередко у оглохшего ребенка образуются некоторые неприятные привычки: кряхтение, сопение, чавкание при еде, шаркаю­щая, тяжелая походка. На такие недостатки родителям также следует неустанно обращать внимание ребенка до тех пор, пока они не устранятся.

Само собой разумеется, что для правильного физиче­ского воспитания и развития оглохшего ребенка особую важность имеют все те гигиенические правила, которые установлены детскими врачами для физического воспи­тания нормально слышащих детей.

Для того чтобы не упустить из виду какую-либо сто­рону физического воспитания оглохшего ребенка, необходимо время от времени показывать его в детской поликлинике ушному врачу, а также специалисту по глазным болезням. Следует учитывать, что зрительный аппарат глухого ребенка несет двойную нагрузку, вос­полняя утраченный слух, поэтому он нуждается в особо тщательной охране.

Помимо только что упомянутых физических недостат­ков, глухота иногда вызывает некоторые нежелательные изменения характера и поведения ребенка. Бывает ино­гда, что ребенок, который до наступления глухоты был ласковым, послушным, спокойным, после потери слуха проявляет раздражительность, своеволие, вспышки гнева, желание делать больно (физически и душевно) тем, кого он прежде очень любил. Такое резкое изменение поведе­ния объясняется переменой, происшедшей в восприятии ребенком окружающих явлений. Вместо прежнего разно­образия звуков окружающего мира вокруг ребенка воца­рилась мертвая тишина. Он видит ласковое лицо матери, слезы на ее глазах, движение ее рта, но не слышит ее ласкового голоса; он обращается к окружающим его лицам с вопросами, просьбами, но не слышит их ответов; он растерянно оглядывается кругом и никак не может понять, что с ним произошло.

Правда, не у всех детей потеря слуха имеет своим последствием бурные проявления в поведении; но как бы ребенок ни реагировал на потерю слуха, родители дол­жны сохранить ровное, спокойное отношение к нему, не делать в своих требованиях никаких скидок на глухоту, т. е. не баловать его, не исполнять всякие его капризы, а привлекать его наравне с другими детьми к исполнению всяких поручений по дому и хозяйству, не проявлять раз­дражения, если он не сразу поймет, а терпеливо повто­рять сказанное, показывать предмет или действие (или их изображения), о котором говорят, написать (если ре­бенок уже грамотен).

По мере того как ребенок научается понимать разговор по движению губ и по мере того как он усваивает навыки чтения и письма, болезненные изменения характера и поведения понемногу сглаживаются и исчезают. Стремле­ние избегать общения с окружающими людьми заменяется свойственной для детского возраста общительностью.

Для того чтобы у оглохшего ребенка развивалось стремление к коллективной деятельности среди слыша­щих в игре и в труде, родителям следует всемерно забо­титься о том, чтобы он всегда находился в обществе слышащих сверстников и слышащих взрослых людей, чтобы он не чувствовал себя среди них чужим, одино­ким. Это очень важно для его дальнейшей самостоя­тельной жизни в обществе слышащих.

Наши рекомендации