Нововведения в учебном курсе 3 страница
В трактовке А. И. Субетто[20] инноватика как наука включает прогностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах творчества), системогенетику как общую теорию преемственности в развитии систем (и по принципу инверсии — как общую теорию обновления и развития систем).
Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответствующим областям знаний и деятельности — экономике, менеджменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и техники, воплощенные в новые технологии, средства коммуникации, промышленные образцы новой техники, новые методы технического и организационного управления и т.д., запланированные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу.
Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные деловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., составила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет составляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов, новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями привлекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.
Инновационные процессы активно изучаются в области экономики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А. Тупицын предлагает следующее рабочее определение: «Инновация — это новый способ думать и делать. Отметим, что в этом определении важны оба слова — и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инновация начинается с нового взгляда, с допущения новой возможности»[21].
К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие технологические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноосферы, укреплению обороноспособности страны.
Спрос на инновации свидетельствует об общественном признании интеллектуальной и производственной деятельности широкого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенностями инноваций являются высокая неопределенность в достижении желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Новизна потребительских свойств технических процессов как товаров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.
Инновационная деятельность
Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организации информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной деятельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.
Отдельными компонентами целостной системы любой инновационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продукцию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в общественном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрессивном.
Элементом инновационной деятельности является инновационный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики.
В современной теории инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововведения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятельности и самостоятельное значение. Например, процессы, связанные с применением здоровье- и ресурсосберегающих педагогических технологий, компьютеризации и «интернетизации» обучения, повышения качества обучения при использовании прогрессивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведения-процессы повышают качество учебного процесса и конкурентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образовательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития, как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.
Нововведения-процессы значительно меньше подвержены изменениям, чем, например, это происходит в отношении нововведений-продуктов. Модернизация или модификация продлевает жизненный цикл заложенного типа образования как возможной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносятся некоторые изменения с целью большего соответствия требованиям времени.
Таким образом, непременное и обязательное условие в инновационной деятельности — распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основным элементом которой, ее олицетворением является человек — будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.
Инновационная идея
В инноватике инновационной идеей называется заявка о появившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (исследователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, администраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится выработке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показывающие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проектирования». Потребителю — исполнителю следующей стадии инновационного цикла — идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и предложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его достаточно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.
В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сформированное на основе интуитивной догадки и эмпирических данных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процесса, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посредством нескольких разных решений с сочетанием различных технологических признаков.
Инновационная программа
Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инновационной программе проекты взаимосвязаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руководство, централизованное по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.
Примерами инновационной программы могут быть: технологический прорыв в заданном направлении, например в компьютеризации образования, повышение престижа или конкурентоспособности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.
Сформировать и реализовать инновационную программу может только крупное объединение организаций, регион или мегаполис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администрации регионов и государства, а во многих случаях и межгосударственных соглашений.
Для разработки и реализации инновационных программ в области образования необходимо привлечение специалистов разных сфер — педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управленцев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования — типичная ошибка, приводящая к отрицательным результатам их реализации.
Инновационная доктрина
По отношению к образованию инновационная доктрина понимается как система базовых положений, выработанных руководством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:
1) объект, в котором происходит обновление (образовательные области, учебные предметы; регионы, в которых планируются нововведения, и т.д.);
2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандарты, структура и содержание образования, педагогическая технология, система диагностики и контроля, образовательные ресурсы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций);
3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации.
Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне государства собираются предложения общества, специалистов, ученых; после анализа предложений вырабатывается проект, который апробируется в обществе; согласовывается с законодательной и исполнительной властью; фиксируется в виде обязательного для исполнения акта; затем ведется мониторинг исполнения, коррекция запланированных действий.
Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.
В определенной степени роль инновационной доктрины выполняет «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», [22] в которой изложены новые социальные требования к системе российского образования. Например: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепция модернизации российского образования исчезла из поля зрения Министерства образования и науки РФ, которое стало ориентироваться на приоритетный национальный проект «Образование», реализующий в основном политические, экономические и материально-технические задачи.
Педагогическая инновация
Инновация, как уже отмечалось, означает обновление, новинку, изменение. Педагогическая инновация — это изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения школьников. Синонимом понятия «педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании».
Содержание понятия «педагогическая инновация» находится в стадии становления и имеет неоднозначное толкование у разных ученых. Например, Н. Р. Юсуфбекова считает, что содержание педагогических инноваций включает три блока понятий и идей.
В первом блоке раскрываются особенности создания педагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны.
Во втором блоке исследуются проблемы восприятия, оценки и освоения педагогическим сообществом возникающих новшеств.
В третьем блоке обобщаются данные о применении нового в образовании.
П. Г. Щедровицкий[23] считает, что понятие «инновация» в системе отечественного образования используется в следующих пяти смыслах.
1.Изменение психологического климата в учебном заведении, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования, характерными для 80-х гг. прошлого века, когда возникло движение педагогов-новаторов.
2.Внедрение и распространение уже давно разработанных педагогических систем (М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, система В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина).
3.Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в школах, которые занимаются инновационной деятельностью и вынуждены постоянно преодолевать возникающие противоречия.
4.Втягивание инновационными школами в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов.
5.Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, понятие «педагогическая инновация» пока не имеет однозначно воспринимаемого содержания и продолжает исследоваться в многообразии своих аспектов. Между тем термин «педагогическая инновация» введен в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инноватика
Под педагогической инноватикой чаще всего понимается учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и использовании в практике. В педагогической инноватике в единстве отражаются ранее разъединенные в теории процессы: создания и открытия нового (новых педагогических идей, концепций, теорий, методов и т.д.); их сравнительной оценки в соответствии с имеющейся в обществе системой педагогических ценностей; освоения (принятие в систему ценностей или отрицание) и «внедрения» в практику.
Педагогическая инноватика рассматривается в качестве особой самостоятельной отрасли педагогических наук, имеющей собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Согласно исследованиям, проведенным в НИИ теории и истории педагогики РАО, выделены следующие основные теоретические блоки этой дисциплины.
1.Педагогическая неология (учение о новом в педагогике, где систематизируются научные и опытные данные о процессе научно-педагогического творчества, его особенностях и главных результатах).
2.Сравнительная педагогическая аксиология (дисциплина раскрывает специфику оценки и освоения педагогическим сообществом того, что возникает в педагогической теории и практике).
3.Инновационная праксиология (осмысление практики применения педагогических новшеств).
Одновременно с понятием «педагогическая инноватика» применяется понятие «инновационная педагогика». Принципиальным отличием инновационной педагогики от нормативной В. И. Беляев называет их отношение к будущему. По его мнению, инновационная педагогика ориентирована в будущее: ее «конечный продукт» — творческая личность, так как ее основоположная установка — развитие «всех сущностных сил» ребенка для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях.[24]
Инновационное обучение
Инновационное обучение направлено на развитие личности учеников при помощи специально организуемых учителем педагогических, дидактических или методических изменений.
Одной из главных целей инновационного обучения является подготовка учащихся к самим изменениям как способу жизнедеятельности в современном изменяющемся мире. В.Я.Ляудис раскрывает значение понятия инновационного обучения следующим образом: «Во-первых, это целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Во-вторых, это организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении»[25]
В то же время инновационное обучение решает задачи и сугубо предметные, например: добиться формирования у школьников определенных компетентностей, повысить их успеваемость, реализовать исследовательский или эвристический подход к изучению дисциплины.
Инновирование
Под термином «инновирование» понимается процесс создания и оптимизации структур поведения и деятельности различных социальных субъектов[26].
С педагогической точки зрения инновирование может рассматриваться как «технологический процесс саморазвития свойств модели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилирующей "эффект саморазвития" в социальную среду»[27].
Инновирование традиционного обучения как саморазвитие его свойств предполагает две основные формы: модернизацию и реформацию.
Например, инновирование самоорганизующегося обучения осуществляется при анализировании различных ситуаций, документов и ролевых моделирований. Инновирование самообучения предполагает внедрение инновационных форм в каждом из звеньев самообучения.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1.Может ли одно и то же понятие иметь разное содержание в разных инноватиках, например в педагогической и производственной? Аргументируйте свое мнение на конкретном примере.
2.Приведите аргумент «за» и «против» того, чтобы понятие «нововведение» считать синонимом понятия «инновация».
3.Как из отдельных понятий, связанных с инновациями, построить целостную понятийную систему, описывающую основные функции педагогической инноватики? Предложите основания для такой понятийной системы.
4.Всякие ли изменения в обучении являются нововведениями? Приведите примеры различных изменений в обучении, предложите их классификацию.
5.Разработайте «Концепцию модернизации российского образования на 2020 г.».
1.4. Типы педагогических нововведений
Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику, закономерности разработки и развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.
Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Имеется более 20 критериев для классификации нововведений, например: долговременные и кратковременные, рассчитанные на малые группы и общества, радикальные и реформаторские, в образовании, труде, досуговой деятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и административные и т.д.
Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Проанализируем несколько классификаций нововведений.
Авторы работы «Нововведения в организациях»[28] выделяют репродуктивную и продуктивную формы инновационной деятельности и соответствующих нововведений. Инновационная деятельность — один из видов продуктивной деятельности людей-индивидов, групп, масс, выступающих в качестве субъектов деятельности. Носителями деятельности выступают не только реальные люди, но и их обезличенные «представители» — организации, объединяющие локальные множества индивидов, институты.
Идею выделения продуктивного и репродуктивного компонентов деятельности применительно к педагогической инноватике формулирует М. В. Кларин. Он выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению: 1) инновации-модернизации, которые направлены на достижение гарантированных результатов в рамках традиционной репродуктивной ориентации учебного процесса; 2) инновации-трансформации, преобразующие традиционный учебный процесс в процесс исследовательского характера и организацию учебно-познавательной деятельности. Первый подход автор называет технологическим, второй — поисковым[29].
Многообразие современной педагогической реальности не укладывается в предлагаемые два типа инновационных подходов. Педагогические инновации различаются не только по принципу модернизации или трансформации, но и по таким направлениям, как область применимости, образовательная среда, цели, уровни и сроки инноваций, естественные или искусственные причины их появления и т. д.
Существуют и другие основания для типологии нововведений в образовании. Так, О. Г. Хомерики выделяет следующие типы нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса:
- в содержании образования;
- методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса;
- организации учебно-воспитательного процесса;
- управляющей системе школы.
В рамках последней группы автор предлагает рассмотреть деление нововведений по масштабу (объему) преобразований:
- на частные (локальные, единичные), не связанные между собой;
- модульные (комплекс частных, связанных между собой, относящихся, например, к одной группе предметов, одной возрастной группе учащихся и т.д.);
- системные (охватывающие все образовательные учреждения)
нововведения[30].
В. Л. Аношкина и С. В. Резванов так толкуют предложенную О. Г. Хомерики типологию нововведений: «Если, например, осваивается программа по предмету, ранее не преподававшемуся, несколько предметов объединяются в один интегративный курс — это частные нововведения. Если вводится блок новых либо модифицированных программ (например, по математике) во всех классах или же в одной параллели классов, если осваивается и новая программа, и специально разработанная под нее новая технология, а также соответствующая названным новшествам иная, чем прежде, организация учебно-воспитательного процесса в этой же параллели, и в управляющей системе образовательного учреждения у кого-то из заместителей директора появляется новая функция по курированию этого нововведения, и для его научно-методического обеспечения создается новая структура (временный творческий коллектив, объединение, микрогруппа, кафедра и т.п.), то такое нововведение мы считаем модульным. Если же нововведение охватывает все ранее названные части деятельности образовательного учреждения, то такое нововведение относится к группе системных. Для освоения системных нововведений необходимой является разработка программы развития образовательного учреждения. К системным нововведениям относятся те, которые предполагают либо перестройку образовательного учреждения под какую-нибудь идею, либо создание нового образовательного учреждения на базе прежнего. Речь идет о создании гимназий разных типов и профилей, лицеев, колледжей, комплексов образовательных учреждений (школа-вуз, общеобразовательная и художественная или спортивная школа и т.д.)»[31].
В. И. Беляев выделяет два типа инновационных процессов, происходящих в области образования, по характеру их происхождения.
Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой потребности, их порождающей, либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Этот тип инноваций может быть назван эмпирическим: педагог идет к инновации от своего нетрадиционного опыта, организуемого зачастую стихийно. Второй тип инноваций — это те, которые являются результатом осознанной и целенаправленной деятельности, построенной на альтернативных идеях и принципах. Результатом такой деятельности и становится инновационная педагогика. Этот тип инноваций может быть назван научно организованным. Он является высшим по отношению к первому типу по уровню абстракции и теоретического осмысления, значимости и масштабности результатов[32].
В ракурсе обозначенного нами гуманистического подхода выделим значимость именно эмпирического типа нововведений, которые оказываются в наибольшей степени приближены к личности ученика и учителя. Кроме того, второй тип нововведений может быть не отдельным, а проистекающим из первого. Учитель-новатор с помощью ученых может теоретически осмыслить и достроить свое педагогическое новшество, которое затем приобретет черты воспроизводимости в других условиях, нежели его личная образовательная практика.
Еще одно основание группировки нововведений по типам — их инновационный потенциал. Новшество обладает потенциалом — совокупностью изменений, которые оно способно осуществить в окружающей среде в течение своего полного жизненного цикла[33]. Потенциал новшества делится по степени новизны его предметного содержания на два типа:
1) радикальные нововведения, которые открывают принципиально новые средства удовлетворения новых или уже известных потребностей, вносят качественные изменения в способы человеческой деятельности;
2) модифицирующие нововведения, обеспечивающие совершенствование существующих практических средств для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей.
Такое разделение на два типа характерно для многих западных исследователей.
А. И. Пригожин[34] делит нововведения по инновационному потенциалу на три типа:
- радикальные, или базовые (принципиально новые технологии, методы управления);
- комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);
- модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм).
Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих. Модифицирующие, или, как их по-другому называют, модификационные, нововведения (О.Г.Хомерики и др.) связаны с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. Это могут быть программы, методики, алгоритмы и т.д. Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону обновляемого средства. Примером модификационного нововведения, реализуемого путем как технологической, так и личностной модернизации, может считаться введение в образовательную практику ученического портфолио — портфеля достижений.
Модификационные нововведения появляются чаще базовых, адаптируя последние к меняющимся условиям и задачам. Но приспособительные возможности нововведений не беспредельны. И базовые, радикальные, нововведения представляют собой особую ценность тогда, когда будут исчерпаны все возможности нововведений модифицирующих. Модифицирующие, совершенствующие нововведения могут играть и консервативную, тормозящую роль. Искусственно продлевая жизнь когда-то прогрессивного и принципиального новшества, они в какой-то степени компенсируют его несоответствие изменившейся среде.
Существуют новшества, состоящие из отдельных уже известных элементов, каждый из которых представляет собой модифицированное новшество. Но в своем сочетании эти элементы никогда не применялись, и их найденная комбинация дала новый эффект. Примеры таких новшеств можно найти в опыте учителей-новаторов: С.Н.Лысенковой, И.П.Волкова, Е.И.Потаповой и других.
Примером радикального нововведения является технология обучения методом «погружения», которую предложил М.П.Щетинин[35], а впоследствии развили его последователи А.А.Остапенко, А. Н.Тубельский и другие[36]. В исследованиях А. В. Хуторского спроектирован и реализован метод эвристического погружения, модифицирующий базовое новшество[37].
Более детализированную типологию предлагает Н. Ю. Посталюк[38]. Образовательные нововведения он классифицирует по признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности. Выделяется восемь рангов, или порядков, инноваций.
Инновации нулевого порядка — это практически регенерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента).
Инновации первого порядка характеризуются количественными изменениями в системе при неизменном ее качестве.
Инновации второго порядка представляют собой перегруппировку элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.).
Инновации третьего порядка — адаптационные изменения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.