Нововведения в учебном курсе 3 страница

В трактовке А. И. Субетто[20] инноватика как наука включает про­гностику (науку о прогнозировании), креатологию и интеллектику (науку о законах работы интеллекта и объективных законах твор­чества), системогенетику как общую теорию преемственности в развитии систем (и по принципу инверсии — как общую теорию обновления и развития систем).

Мы уже отмечали, что развитие инноватики произошло во многом благодаря предпринимательской деятельности и соответ­ствующим областям знаний и деятельности — экономике, менед­жменту, управлению предприятиями и др. В предпринимательстве и сегодня под инновациями понимаются достижения науки и тех­ники, воплощенные в новые технологии, средства коммуника­ции, промышленные образцы новой техники, новые методы тех­нического и организационного управления и т.д., запланирован­ные предприятиями и организациями, органами управления к внедрению в производство и социальную сферу.

Инновации не просто нарушают существующие традиции, они приносят гораздо больший доход, чем обычные рискованные де­ловые предприятия. Американцы посчитали, что норма прибыли от 17 самых удачных нововведений, сделанных в 1970-х гг., соста­вила в среднем около 56 %. В то же время средняя норма прибыли от инвестиций в американский бизнес за последние 30 лет со­ставляет всего лишь 16%. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, несмотря на всю авантюрность различных проектов, новаторы с хорошими идеями и конкретными достижениями при­влекают внимание большого числа потенциальных инвесторов.

Инновационные процессы активно изучаются в области эко­номики, менеджмента. С точки зрения гуманитарной инноватики и менеджмента А. Тупицын предлагает следующее рабочее опре­деление: «Инновация — это новый способ думать и делать. Отме­тим, что в этом определении важны оба слова — и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает, что в мышлении человека это действие уже сделано. Всякая инно­вация начинается с нового взгляда, с допущения новой возмож­ности»[21].

К инновациям относятся новые продукты, наукоемкие техно­логические процессы, модификации продуктов, новые услуги. Практическое освоение новшеств в нововведениях означает реа­лизацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлет­ворению спроса на рынке товаров экологической защиты ноо­сферы, укреплению обороноспособности страны.

Спрос на инновации свидетельствует об общественном при­знании интеллектуальной и производственной деятельности ши­рокого круга ученых, инженеров, техников и рабочих. Особенно­стями инноваций являются высокая неопределенность в достиже­нии желаемых результатов и связанный с этим коммерческий риск по отношению к инвестициям в инновационную деятельность. Но­визна потребительских свойств технических процессов как това­ров и услуг является одним из важных признаков инноваций, в значительной мере обеспечивающих возвратность инвестиций.

Инновационная деятельность

Это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, она включает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования, а также новый подход к организа­ции информационных, социальных, образовательных и других видов услуг. Альтернативность направлений инновационной дея­тельности проявляется в том, что она может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их.

Отдельными компонентами целостной системы любой инно­вационной деятельности являются наука и образование. Без них не могут успешно развиваться ни технология производства, ни экономика. Отсутствие этих компонентов приведет к нарушению целостной системы инновационной деятельности. Точно так же недостаточное внимание к развитию одного из компонентов це­лостной системы снизит результативность ее функционирования. Например, игнорирование развития науки негативно отразится на конкурентоспособности продукции, так как уменьшится ее наукоемкость. В свою очередь, недостаточное внимание к сфере образования приведет к обострению кадровых проблем не только в учреждениях науки и организациях, создающих новую продук­цию, но и в экономике в целом. Следовательно, инновационная деятельность прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует на человеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствует развитию и появлению новых ценностей, адекватных доминирующему укладу в обществен­ном производстве. Ценности одного этапа развития человеческой цивилизации утрачивают свое значение на другом, более прогрес­сивном.

Элементом инновационной деятельности является инноваци­онный поиск — процесс разработки, получения нового знания и новой практики.

В современной теории инноватики различают нововведения-про­дукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Нововве­дения-продукты считаются первоначальными. Они появляются в недрах предшествующего уклада. Появление неординарных ново­введений-продуктов означает фазу зарождения нового уклада. Нововведения-процессы могут иметь в инновационной деятель­ности и самостоятельное значение. Например, процессы, связан­ные с применением здоровье- и ресурсосберегающих педагоги­ческих технологий, компьютеризации и «интернетизации» обуче­ния, повышения качества обучения при использовании прогрес­сивных форм и методов обучения и т.д. Такого рода нововведе­ния-процессы повышают качество учебного процесса и конку­рентоспособность выпускников. Поэтому инновационная образо­вательная деятельность, связанная с обеспечением лидерства в образовательной подготовке, является дополнительным фактором развития, как отдельных инновационных школ, так и образования в целом.

Нововведения-процессы значительно меньше подвержены из­менениям, чем, например, это происходит в отношении ново­введений-продуктов. Модернизация или модификация продлева­ет жизненный цикл заложенного типа образования как возмож­ной инновации, которая была в прошлом. Например, в структуру и содержание образования, стандарты, систему контроля вносят­ся некоторые изменения с целью большего соответствия требова­ниям времени.

Таким образом, непременное и обязательное условие в инно­вационной деятельности — распространение и тиражирование (диффузия) новых продуктов и особенно технологий, передовых методов организации производства, инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать инновационную среду, основ­ным элементом которой, ее олицетворением является человек — будь то выпускник школы или высокообразованный специалист.

Инновационная идея

В инноватике инновационной идеей называется заявка о по­явившемся замысле чего-либо нового, требующего привлечения внимания возможных участников инновационного процесса (ис­следователей, ученых, педагогов, администраторов, инвесторов, разработчиков, производителей, коммерсантов, маркетологов, ад­министраторов, потребителей) для организации работ по всем или отдельным стадиям и этапам инновационного цикла. В процессе достижения инновационной цели требуется множество различных решений, но основополагающая содержательная роль отводится вы­работке научно-технических или научно-педагогических идей. На их основе разрабатываются и принимаются решения, показываю­щие замыслы реализации идей. Это результат стадии предпроектного исследования или так называемого «концептуального проек­тирования». Потребителю — исполнителю следующей стадии ин­новационного цикла — идея и замысел поступают в виде отчета по научно-исследовательской работе с техническим заданием и пред­ложением по использованию результатов. В случае коммерческой реализации результаты в виде предложения и соответствующего бизнес-плана поступают на рынок научно-технических решений. В образовании данные процессы не столь выражены из-за его доста­точно массовой и длительной «бесплатности». В то же время, если рассматривать образование как услугу, инновационные идеи могут иметь в данной сфере такое же значение, как и в других областях.

В основе инновационной идеи заложено, как правило, общее теоретическое представление об объекте, процессе, явлении, сфор­мированное на основе интуитивной догадки и эмпирических дан­ных. Под техническим решением подразумеваются осуществимый замысел создания продукта или алгоритм осуществления процес­са, базируемые на идее и выраженные необходимыми средствами. Инновационная идея в педагогике может быть воплощена посредством нескольких разных решений с сочетанием различных тех­нологических признаков.

Инновационная программа

Комбинация нескольких связанных между собой проектов как объект управления отличается от отдельного проекта. В инноваци­онной программе проекты взаимосвязаны функционально, а так­же по срокам, исполнителям и ресурсам. Предмет управления выступает как сеть проектов. Программам требуется единое руко­водство, централизованное по функциям стратегического плани­рования, финансирования, мониторинга, координации, правового обеспечения.

Примерами инновационной программы могут быть: техноло­гический прорыв в заданном направлении, например в компью­теризации образования, повышение престижа или конкуренто­способности национальной системы образования, техническое перевооружение школ, улучшение экологической обстановки и др.

Сформировать и реализовать инновационную программу мо­жет только крупное объединение организаций, регион или мега­полис, федеральные органы, межгосударственные альянсы. Само формирование инновационной программы требует объединения различных организаций, финансовых учреждений, администра­ции регионов и государства, а во многих случаях и межгосудар­ственных соглашений.

Для разработки и реализации инновационных программ в об­ласти образования необходимо привлечение специалистов разных сфер — педагогов, ученых, экономистов, инвесторов, управлен­цев, политиков, представителей общественности и др. Отсутствие комплексного подхода к разработке инновационных программ в области образования — типичная ошибка, приводящая к отрица­тельным результатам их реализации.

Инновационная доктрина

По отношению к образованию инновационная доктрина по­нимается как система базовых положений, выработанных руко­водством государства или его региона и определяющих политику в данном направлении. В инновационной доктрине должны быть определены:

1) объект, в котором происходит обновление (образователь­ные области, учебные предметы; регионы, в которых планируют­ся нововведения, и т.д.);

2) предмет воздействия, т.е. что обновляется (цели, стандар­ты, структура и содержание образования, педагогическая техно­логия, система диагностики и контроля, образовательные ресур­сы, система управления, организационная структура и др.) и на основе чего (на основе каких целей, принципов, концепций);

3) результат в виде концепции образовательной политики и механизма ее реализации.

Порядок выработки инновационной доктрины подчиняется принятым в инноватике положениям. Например, на уровне госу­дарства собираются предложения общества, специалистов, уче­ных; после анализа предложений вырабатывается проект, кото­рый апробируется в обществе; согласовывается с законодатель­ной и исполнительной властью; фиксируется в виде обязательно­го для исполнения акта; затем ведется мониторинг исполнения, коррекция запланированных действий.

Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существует. Имеется «Национальная доктрина образо­вания в Российской Федерации», охватывающая период до 2025 г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.

В определенной степени роль инновационной доктрины вы­полняет «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», [22] в которой изложены новые социальные тре­бования к системе российского образования. Например: «Разви­вающемуся обществу нужны современно образованные, нрав­ственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятель­но принимать ответственные решения в ситуации выбора, про­гнозируя их возможные последствия, способны к сотрудниче­ству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивно­стью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Однако в последние годы концепция модернизации рос­сийского образования исчезла из поля зрения Министерства об­разования и науки РФ, которое стало ориентироваться на при­оритетный национальный проект «Образование», реализующий в основном политические, экономические и материально-техниче­ские задачи.

Педагогическая инновация

Инновация, как уже отмечалось, означает обновление, новин­ку, изменение. Педагогическая инновация — это изменение, на­правленное на улучшение развития, воспитания и обучения школь­ников. Синонимом понятия «педагогическая инновация» является понятие «инновация в образовании».

Содержание понятия «педагогическая инновация» находится в стадии становления и имеет неоднозначное толкование у разных ученых. Например, Н. Р. Юсуфбекова считает, что содержание педагогических инноваций включает три блока понятий и идей.

В первом блоке раскрываются особенности создания пе­дагогических новшеств, их источники, классификация, критерии новизны.

Во втором блоке исследуются проблемы восприятия, оцен­ки и освоения педагогическим сообществом возникающих нов­шеств.

В третьем блоке обобщаются данные о применении но­вого в образовании.

П. Г. Щедровицкий[23] считает, что понятие «инновация» в сис­теме отечественного образования используется в следующих пяти смыслах.

1.Изменение психологического климата в учебном заведении, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования, характерными для 80-х гг. прошлого века, когда возникло движе­ние педагогов-новаторов.

2.Внедрение и распространение уже давно разработанных пе­дагогических систем (М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, система В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина).

3.Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в школах, которые занимаются инновационной деятель­ностью и вынуждены постоянно преодолевать возникающие про­тиворечия.

4.Втягивание инновационными школами в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и ме­ханизмов.

5.Педагогическая деятельность приобретает характер устойчи­вой творческой деятельности и оказывает положительное влия­ние на все компоненты учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, понятие «педагогическая инновация» пока не имеет однозначно воспринимаемого содержания и продолжает исследоваться в многообразии своих аспектов. Между тем термин «педагогическая инновация» введен в категориальный аппарат педагогики.

Педагогическая инноватика

Под педагогической инноватикой чаще всего понимается уче­ние о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом и использовании в практике. В педа­гогической инноватике в единстве отражаются ранее разъединен­ные в теории процессы: создания и открытия нового (новых педа­гогических идей, концепций, теорий, методов и т.д.); их сравни­тельной оценки в соответствии с имеющейся в обществе систе­мой педагогических ценностей; освоения (принятие в систему ценностей или отрицание) и «внедрения» в практику.

Педагогическая инноватика рассматривается в качестве осо­бой самостоятельной отрасли педагогических наук, имеющей соб­ственный оригинальный объект, предмет и методы исследования. Согласно исследованиям, проведенным в НИИ теории и истории педагогики РАО, выделены следующие основные теорети­ческие блоки этой дисциплины.

1.Педагогическая неология (учение о новом в педагогике, где систематизируются научные и опытные данные о процессе науч­но-педагогического творчества, его особенностях и главных ре­зультатах).

2.Сравнительная педагогическая аксиология (дисциплина рас­крывает специфику оценки и освоения педагогическим сообще­ством того, что возникает в педагогической теории и практике).

3.Инновационная праксиология (осмысление практики при­менения педагогических новшеств).

Одновременно с понятием «педагогическая инноватика» при­меняется понятие «инновационная педагогика». Принципиальным отличием инновационной педагогики от нормативной В. И. Беля­ев называет их отношение к будущему. По его мнению, иннова­ционная педагогика ориентирована в будущее: ее «конечный про­дукт» — творческая личность, так как ее основоположная уста­новка — развитие «всех сущностных сил» ребенка для жизнедея­тельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях.[24]

Инновационное обучение

Инновационное обучение направлено на развитие личности учеников при помощи специально организуемых учителем педа­гогических, дидактических или методических изменений.

Одной из главных целей инновационного обучения является подготовка учащихся к самим изменениям как способу жизнедея­тельности в современном изменяющемся мире. В.Я.Ляудис рас­крывает значение понятия инновационного обучения следующим образом: «Во-первых, это целенаправленно проектируемый, осо­знанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культуроло­гических знаний. Во-вторых, это организованная социальная си­туация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществ­лении»[25]

В то же время инновационное обучение решает задачи и сугубо предметные, например: добиться формирования у школьников определенных компетентностей, повысить их успеваемость, реа­лизовать исследовательский или эвристический подход к изуче­нию дисциплины.

Инновирование

Под термином «инновирование» понимается процесс созда­ния и оптимизации структур поведения и деятельности различ­ных социальных субъектов[26].

С педагогической точки зрения инновирование может рассмат­риваться как «технологический процесс саморазвития свойств модели обучения, генерирующей, транслирующей и ассимилиру­ющей "эффект саморазвития" в социальную среду»[27].

Инновирование традиционного обучения как саморазвитие его свойств предполагает две основные формы: модернизацию и ре­формацию.

Например, инновирование самоорганизующегося обучения осуществляется при анализировании различных ситуаций, доку­ментов и ролевых моделирований. Инновирование самообучения предполагает внедрение инновационных форм в каждом из звень­ев самообучения.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1.Может ли одно и то же понятие иметь разное содержание в разных инноватиках, например в педагогической и производственной? Аргу­ментируйте свое мнение на конкретном примере.

2.Приведите аргумент «за» и «против» того, чтобы понятие «нововве­дение» считать синонимом понятия «инновация».

3.Как из отдельных понятий, связанных с инновациями, построить целостную понятийную систему, описывающую основные функции пе­дагогической инноватики? Предложите основания для такой понятий­ной системы.

4.Всякие ли изменения в обучении являются нововведениями? При­ведите примеры различных изменений в обучении, предложите их клас­сификацию.

5.Разработайте «Концепцию модернизации российского образования на 2020 г.».




1.4. Типы педагогических нововведений

Обоснование типологии педагогических нововведений позво­ляет изучать специфику, закономерности разработки и развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствую­щие и препятствующие нововведениям.

Общепринятой типологии или классификации нововведений в образовании не существует. Имеется более 20 критериев для клас­сификации нововведений, например: долговременные и кратко­временные, рассчитанные на малые группы и общества, ради­кальные и реформаторские, в образовании, труде, досуговой де­ятельности, авторитарные и либеральные, инициативные и ад­министративные и т.д.

Разными авторами предлагаются различные подходы к данной проблеме. Проанализируем несколько классификаций нововведе­ний.

Авторы работы «Нововведения в организациях»[28] выделяют репродуктивную и продуктивную формы инновационной дея­тельности и соответствующих нововведений. Инновационная дея­тельность — один из видов продуктивной деятельности людей-индивидов, групп, масс, выступающих в качестве субъектов дея­тельности. Носителями деятельности выступают не только реаль­ные люди, но и их обезличенные «представители» — организа­ции, объединяющие локальные множества индивидов, институты.

Идею выделения продуктивного и репродуктивного компонен­тов деятельности применительно к педагогической инноватике формулирует М. В. Кларин. Он выделяет два основных типа инновационных подходов к обучению: 1) иннова­ции-модернизации, которые направлены на достижение гаранти­рованных результатов в рамках традиционной репродуктивной ори­ентации учебного процесса; 2) инновации-трансформации, пре­образующие традиционный учебный процесс в процесс исследо­вательского характера и организацию учебно-познавательной дея­тельности. Первый подход автор называет технологическим, вто­рой — поисковым[29].

Многообразие современной педагогической реальности не ук­ладывается в предлагаемые два типа инновационных подходов. Педагогические инновации различаются не только по принципу модернизации или трансформации, но и по таким направлени­ям, как область применимости, образовательная среда, цели, уров­ни и сроки инноваций, естественные или искусственные причи­ны их появления и т. д.

Существуют и другие основания для типологии нововведений в образовании. Так, О. Г. Хомерики выделяет следующие типы нововведений с точки зрения их отнесенности к той или иной части учебно-воспитательного процесса:

- в содержании образования;

- методиках, технологиях, методах учебно-воспитательного процесса;

- организации учебно-воспитательного процесса;

- управляющей системе школы.

В рамках последней группы автор предлагает рассмотреть деление нововведений по масштабу (объему) пре­образований:

- на частные (локальные, единичные), не связанные между собой;

- модульные (комплекс частных, связанных между собой, от­носящихся, например, к одной группе предметов, одной возраст­ной группе учащихся и т.д.);

- системные (охватывающие все образовательные учреждения)

нововведения[30].

В. Л. Аношкина и С. В. Резванов так толкуют предложенную О. Г. Хомерики типологию нововведений: «Если, например, осва­ивается программа по предмету, ранее не преподававшемуся, не­сколько предметов объединяются в один интегративный курс — это частные нововведения. Если вводится блок новых либо моди­фицированных программ (например, по математике) во всех клас­сах или же в одной параллели классов, если осваивается и новая программа, и специально разработанная под нее новая техноло­гия, а также соответствующая названным новшествам иная, чем прежде, организация учебно-воспитательного процесса в этой же параллели, и в управляющей системе образовательного учрежде­ния у кого-то из заместителей директора появляется новая функ­ция по курированию этого нововведения, и для его научно-мето­дического обеспечения создается новая структура (временный твор­ческий коллектив, объединение, микрогруппа, кафедра и т.п.), то такое нововведение мы считаем модульным. Если же нововве­дение охватывает все ранее названные части деятельности обра­зовательного учреждения, то такое нововведение относится к груп­пе системных. Для освоения системных нововведений необходи­мой является разработка программы развития образовательного учреждения. К системным нововведениям относятся те, которые предполагают либо перестройку образовательного учреждения под какую-нибудь идею, либо создание нового образовательного уч­реждения на базе прежнего. Речь идет о создании гимназий раз­ных типов и профилей, лицеев, колледжей, комплексов образо­вательных учреждений (школа-вуз, общеобразовательная и худо­жественная или спортивная школа и т.д.)»[31].

В. И. Беляев выделяет два типа инновационных про­цессов, происходящих в области образования, по характеру их происхождения.

Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой потребности, их порождающей, либо без полноты осознания всей системы усло­вий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Этот тип инноваций может быть назван эмпирическим: педагог идет к инновации от своего нетрадиционного опыта, организуе­мого зачастую стихийно. Второй тип инноваций — это те, которые являются результатом осознанной и целенаправленной деятельности, построенной на альтернативных идеях и принци­пах. Результатом такой деятельности и становится инновационная педагогика. Этот тип инноваций может быть назван научно орга­низованным. Он является высшим по отношению к первому типу по уровню абстракции и теоретического осмысления, значимо­сти и масштабности результатов[32].

В ракурсе обозначенного нами гуманистического подхода вы­делим значимость именно эмпирического типа нововведений, которые оказываются в наибольшей степени приближены к лич­ности ученика и учителя. Кроме того, второй тип нововведений может быть не отдельным, а проистекающим из первого. Учитель-новатор с помощью ученых может теоретически осмыслить и до­строить свое педагогическое новшество, которое затем приобре­тет черты воспроизводимости в других условиях, нежели его лич­ная образовательная практика.

Еще одно основание группировки нововведений по типам — их инновационный потенциал. Новшество обладает по­тенциалом — совокупностью изменений, которые оно способно осуществить в окружающей среде в течение своего полного жиз­ненного цикла[33]. Потенциал новшества делится по степени новиз­ны его предметного содержания на два типа:

1) радикальные нововведения, которые открывают принци­пиально новые средства удовлетворения новых или уже известных потребностей, вносят качественные изменения в способы челове­ческой деятельности;

2) модифицирующие нововведения, обеспечивающие совер­шенствование существующих практических средств для быстрого удовлетворения текущих изменений общественных потребностей.

Такое разделение на два типа характерно для многих западных исследователей.

А. И. Пригожин[34] делит нововведения по инновационному по­тенциалу на три типа:

- радикальные, или базовые (принципиально новые техноло­гии, методы управления);

- комбинаторные (использование различных сочетаний конст­руктивного соединения элементов);

- модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конст­рукций, принципов, форм).

Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих. Модифицирующие, или, как их по-дру­гому называют, модификационные, нововведения (О.Г.Хомерики и др.) связаны с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. Это могут быть программы, мето­дики, алгоритмы и т.д. Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону обновляемого средства. Примером модификационного нововведения, реализуе­мого путем как технологической, так и личностной модерниза­ции, может считаться введение в образовательную практику уче­нического портфолио — портфеля достижений.

Модификационные нововведения появляются чаще базовых, адаптируя последние к меняющимся условиям и задачам. Но приспособительные возможности нововведений не беспредель­ны. И базовые, радикальные, нововведения представляют собой особую ценность тогда, когда будут исчерпаны все возможности нововведений модифицирующих. Модифицирующие, совершен­ствующие нововведения могут играть и консервативную, тормо­зящую роль. Искусственно продлевая жизнь когда-то прогрессив­ного и принципиального новшества, они в какой-то степени ком­пенсируют его несоответствие изменившейся среде.

Существуют новшества, состоящие из отдельных уже извест­ных элементов, каждый из которых представляет собой модифи­цированное новшество. Но в своем сочетании эти элементы ни­когда не применялись, и их найденная комбинация дала новый эффект. Примеры таких новшеств можно найти в опыте учите­лей-новаторов: С.Н.Лысенковой, И.П.Волкова, Е.И.Потаповой и других.

Примером радикального нововведения является технология обучения методом «погружения», которую предложил М.П.Ще­тинин[35], а впоследствии развили его последователи А.А.Остапен­ко, А. Н.Тубельский и другие[36]. В исследованиях А. В. Хуторского спроектирован и реализован метод эвристического погружения, модифицирующий базовое новшество[37].

Более детализированную типологию предлагает Н. Ю. Посталюк[38]. Образовательные нововведения он классифицирует по при­знаку интенсивности инновационного измене­ния или уровню инновационности. Выделяется во­семь рангов, или порядков, инноваций.

Инновации нулевого порядка — это практически ре­генерирование первоначальных свойств системы (воспроизводство традиционной образовательной системы или ее элемента).

Инновации первого порядка характеризуются количе­ственными изменениями в системе при неизменном ее качестве.

Инновации второго порядка представляют собой пе­регруппировку элементов системы и организационные измене­ния (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использова­ния и др.).

Инновации третьего порядка — адаптационные из­менения образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования.

Наши рекомендации