Структура процесса воспитания, его виды
Нужно знать структуру, так как это позволяет моделировать процесс воспитания. Схематически механизм процесса воспитания можно выразить в виде такой последовательности элементов (блоков):
– влияние воспитывающей среды. Человек попадая в определенную ситуацию, проявляет ценности или анти ценности. Среда может воздействовать и не воздействовать.
– воспитывающая деятельность
– осмысления воздействия, осознание личностного смысла, принятие или не принятие этой ценности
Т.о. в процессе воспитания происходит интериоризация (присвоение ценностей личностью). Деятельность педагога по формированию этой ценности включает в себя: диагностику ситуации, проектирование и планирование воздействия, организация воздействия (взаимодействия), анализ результата.
Просмотрев процесс воспитания через деятельность воспитателя, можно выделить основные элементы в структуре процесса воспитания.
1) Целевой элемент. Включает в себя выдвижение воспитательных задач и осознание этих задач воспитанником.
2) Содержательный элемент. Характеризует усвоение воспитанником норм, ценностей и правил.
3) Организационно-деятельностный. Включает в себя закрепление нормы правил в виде упражнений, привычек, поступков.
4) Результативный. Характеризует устойчивое, постоянное применение нормы в поведении.
Таким образом, процесс воспитания это целенаправленное, специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с использованием воспитательных средств для формирования системы ценностей, личностных качеств, отношений и модели поведения.
Виды воспитания: (существует много классификаций по разным признакам)
По институционному признаку воспитание бывает: семейным, школьным, внешкольным, конфессиональным.
По стилю отношений: авторитарные, демократические, попустительские.
По философскому основанию: гуманистическое, прогностическое, бихевиористическое, неотомистское, экзистенциальное.
По содержанию: умственное (основная ценность истина), нравственное, эстетическое, физическое (красота тела, здоровье), трудовое.
Функции процесса воспитания
Функция – роль, которую исполнитель деятельности выполняет относительно какой-то потребности.
1) Преобразующая. Способствует раскрытию личности.
2) Информационная. Передача разного рода информации.
3) Коммуникативная.
4) Организаторская. Слово нужно переводить в дело.
5) Демонстрационная. Педагог не просто рассказывает, а демонстрирует образец «как нужно делать»
Закономерности и принципы процесса воспитания
Закономерность – объективно существующая («не кажется»), необходимая, существенная (заметные), повторяющая связь между явлениями, выражающая их поступательное развитие. Закономерности процесса воспитания могут быть разного уровня: общественные, системные или конкретные. Условные определения:
1) Воспитательный процесс будет эффективным, если отражает актуальные потребности и возможности общественного и личностного развития.
2) Чем целесообразнее организована деятельность воспитанников, тем результативнее воспитание.
3) Воспитание будет эффективнее, если воспитатель опирается в процессе воспитания на инициативу, самостоятельность, активность воспитанника.
4) Результативность воспитания зависит от его целостности, т.е. единства вербальных и сенсорных процессов; сознания и поведения; гармонии знаний, чувств и поступков;
5) Эффективность воспитания проявляется в том случае, если воздействие носит скрытый, косвенный, а не прямой характер.
6) Результативность процесса воспитания зависит от четкости взаимодействия между целью и средствами ее достижения.
Из закономерностей вытекают принципы (правила, на основе которых осуществляется деятельность). К основным принципам относятся:
1) Целенаправленность
2) Целесообразности
3) Культуросообразности
4) Связь с жизнью
5) Опора положительная
6) Сочетание требовательности и уважения к личности
7) Соответствие средств и методов поставленным воспитательным целям
8) Принцип учета возрастных особенностней
Задачи гуманистического воспитания
Одно из направлений модернизации современного образования это его гуманизация. Объектом, субъектом, целью и результатом воспитания является личность. В связи с этой направленностью сформировалось крыло: гуманистическая педагогика. Это система научных теорий, подтверждающая личность воспитанника в роли активного, сознательного, равного участника педагогического процесса, развивающегося своеобразно своим возможностям.
Основными признаками гуманистической педагогики являются:
1) Объединение усилий на формирование свободной, активной, самостоятельно думающей и поступающей личности.
2) Видение личности в целом, а не как совокупности сторон, характеристик.
3) Обеспечение надлежащих организационных условий.