Уроки по аналогии с организованными событиями
1. УРОК-АУКЦИОН
«Аукцион» - слово латинского происхождения, означающее продажу с публичного торга, при котором товар (или его образцы) предварительно выставляют для осмотра. Аукцион конструируется по образу и подобию настоящего, взрослого аукциона. Он способствует освоению детьми некоторых экономических связей, вводит участников в систему товарно-денежных отношений, сохраняя все свои конструктивные элементы - признаки: спикер-ведущий, участники аукциона - «покупатели»: бизнесмены, предприниматели, любители «редкостей», представители различных фирм; товар введен в лоты; денежные единицы определяют отношения между участниками аукциона. Обязательным атрибутом является гонг и молоток, ударом которого подтверждается, что «товар продан», а также но мера таблицы, определяющие сумму, назначенную покупателем за товар и его порядковый номер.
Цель - в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.
Урок вместе с учителем готовят члены кружка по предмету: организуют сбор объектов для "продажи", продумывают оформление.
Структура урока:
- приветствие; повторение основных вопросов темы (опрос); "продажа" предметов; музыкальная пауза; продолжение "продажи"; музыкальный финал; подведение итогов.
Ход аукциона:
1. Ведущие в импроризированных костюмах располагаются за демонстрационным столом. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены " продаваемые" предметы.
2. Ведущий запускает волчок. Остановившаяся стрелка указывает, какой именно предмет будет продаваться.
3. Покупатели, желающие получить этот предмет, должны рассказать о нем с точки зрения изучаемой темы, выступают по очереди. Ведущий после каждого ответа громко считает: "Раз...два...три!" Выигрывает тот, кто до счета: "Три!" последним дает ответ.
Урок-аукцион наиболее эффективен в 6-7 классах.
Урок-аукцион в старших классах
В старших классах урок-аукцион целесообразно проводить как итоговый по одной или нескольким темам.
"Товаром" на уроке-аукционе являются знания учащихся. "Товар" на аукционе называется "лот", продающий - "купец". Ведущий на таком уроке - учитель.
Подготовка к уроку начинается за две недели. Назначаются 4 "купца", которые готовят лоты, и "банкир", который отвечает за подготовку класса и сводной таблицы результатов аукциона. Это должны быть хорошо успевающие по предмету ученики. Остальные ученики разбиваются на "акционерных общества" по 6 человек в каждом. Среди них назначается "президент".
"Президентам" выдается перечень вопросов для повторения, рекомендуется литература, и они организуют повторение материала в своих "акционерных обществах" и подготовку эмблемы и девиза.
Каждый "купец" готовит по 2-3 лота (задания) под руководством и контролем учителя. Оценку ответов учащихся дают "купцы". Перед уроком соответствующим образом расставляются столы в классе, а в начале урока ведущий объявляет об открытии аукциона, представляет "купцов", "банкира", "президентов акционерных обществ". Затем поочередно акционерные общества представляют свои эмблемы и девизы. Максимальная оценка - 2 балла. Этот конкурс оценивают все 4 "купца". "Банкир" определяет средний балл по каждому "акционерному обществу" и заносит в сводную таблицу результатов аукциона. Затем ведущий поочередно дает слово "купцам" для представления лотов (заданий).
Лот 1 - проверка "акционерных обществ" на "платежеспособность", т. е. подготовленность учащихся по данной теме. Лот представляет собой 10 вопросов, на которые нужно дать односложный ответ "да" или "нет". Первый "купец" читает вопросы лота, члены "акционерных обществ" при ответе "да" поднимают руки, при ответа "нет" - не поднимают. Учет количества поднятых рук по каждому вопросу ведут в заранее подготовленных первым "купцом" карточках "президенты" "акционерных обществ", но не в своем обществе, а в соседнем (перед началом этого конкурса "президенты" переходят к соседям). Подсчет количества правильных ответов и среднего балла по собранным у "президентов" карточкам осуществляет первый "купец" и сведения передает "банкиру" для сводной таблицы.
Лот 2. Каждому "акционерному обществу" выдается индивидуальное задание. Вопросы для обществ одинаковые, а задания - разные. Объявляются условия этого конкурса: время на подготовку ответов 5 минут, максимальная
оценка - 4 балла (по количеству вопросов). За правильное дополнение или исправление другое общество может получить поощрение в виде 1 балла.
Оценку ответов производит второй "купец" и передает "банкиру" для заполнения сводной таблицы (учет ведется по лотам с нарастающим потоком).
Лот 3. Готовит и представляет 3 "купец". Время на обсуждение - 5 минут, максимальное количество баллов - 3. За правильное дополнение или исправление другое "акционерное общество" получает поощрение 1 балл. Третий "купец" оценивает ответы и результаты и передает "банкиру" для сводной таблицы.
Лот 4. Готовит 4 "купец". (Работа по схемам, алгоритмам и т.д.).
Лот 5. Для эмоциональной разрядки и смены вида деятельности представляет из себя "Черный ящик". "Акционерным обществам" необходимо по описанию, сделанному первым "купцом", определить, что находится в "Черном ящике". Время на обдумывание - 2 минуты. "Акционерное общество", первым угадавшее содержание, получает 2 балла, остальные - 0.
Лот 6, 7, 9 (по усмотрению учителя).
Лот 8. Расшифровка ребуса (изменение вида деятельности учащихся). Представляет 4 "купец". По истечении трех минут "купец" объявляет результаты.
Методика проведения конкурса по лотам 3, 4, 6, 7, 9 такая же, как и по лоту 2.
Ведущий объявляет, что все "товары" проданы, аукцион закрывается. "Банкир" заканчивает подсчет баллов и объявляет результаты аукциона.
Сводная итоговая таблица результатов аукциона позволяет преподавателю провести анализ усвоения темы.
Условия проведения аукциона:
1. Обязательно на листе ватмана изготавливается общая карточка лота для всеобщего обозрения.
3. Вопросы по каждому лоту должны быть одинаковыми для всех "акционерных обществ", а задания разные Количество баллов за лот должно быть равно количеству вопросов, чтобы "купец" мог оценить ответ "акционерного общества" по каждому вопросу. Общая оценка за лот, таким образом, складывается из суммы баллов, полученных обществом за каждый вопрос лота. Это облегчает подсчет результатов конкурса и сокращает время оценки.
4. При проведении урока-аукциона ведущему необходимо менять очередность ответов "акционерных обществ" и следить за тем, чтобы каждый член "акционерного общества" давал ответ только на один из лотов (не "торговал" за других).
5. Непременными атрибутами уроков-аукционов являются гонг, деревянный молоток, секундомер.