Диапазон применения тестов по критериям
Тесты по критериям подходят не ко всем ситуациям, ибо не каждый учебный предмет может быть представлен как набор конкретных целей. Часто бывает полезным также сравнение своих учащихся с учащимися того же возраста другой школы или даже страны.
Возникает вопрос: «Какие виды тестов лучше использовать в той или иной педагогической ситуации?»
Нормативные тесты являются наиболее подходящими в тех случаях, когда вы:
• пытаетесь определить общую способность детей по предметам (истории, математике и т.п.)
• определяете диапазон варьирования способностей в большой группе;
• отбираете наилучших кандидатов, когда несколько вакансий являются незанятыми.
Тесты по критерию наиболее пригодны, когда вы:
• измеряете мастерство выполнения элементарных умений, например, определяете, имеет ли учащийся необходимые знания для начала изучения новой темы;
• определяете эмоциональные и психомоторные состояния;
• группируете студентов для обучения.
Стандартные тесты
В США каждый учебный день по всей стране предлагается в среднем более миллиона стандартных тестов. Это официальные брошюры и анкеты, приоб-
ретаемые школой и предлагаемые школьникам. Такие тесты проводятся по общим постоянным правилам и оцениваются также по единым общенациональным нормам. Стандартный тест может быть набором заданий, подогнанных под стандартные программы и предназначенных для определения некоторых аспектов знаний, умений и личных качеств ученика.По этим тестам школьник оценивается на единых со всеми основаниях, результат фиксируется в баллах или очках.
Виды стандартных тестов;
• тест достижений,
• тест способностей (включая интерес),
• диагностический тест.
Учитель чаще всего сталкивается с тестами достижений и способностей.
Тесты достижений — это стандартизированные тесты, измеряющие то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области. Они могут использоваться для всего класса или индивидуально, и при подсчёте результата могут применяться различные виды баллов.
Диагностические тесты применяются индивидуально, чтобы обозначить проблемы в обучении.
Тесты способностей предсказывают будущие успехи школьников. Если тесты достижений измеряют конечный успех на данном этапе работы, то тесты способностей предсказывают, как ученик будет успевать по разным программам в будущем.
Тесты проводятся при внимательно контролируемых педагогических обстоятельствах и одинаковых условиях для всех учащихся.
Необходимые психолого-педагогические условия тестирования
1. Во время тестирования создайте школьникам возможность почувствовать себя легко и ком-
фортно. Помогите классу расслабиться с помощью шутки, глубокого вздоха и т.п., прежде чем начнёте проведение теста.
2. Не создавайте волнения тем,что вы делаетеизтеста самое важное событиеучебного года.
3 Расслабьтесь сами, убедитесь,что в аудитории тихо.
4. Не давайте списывать, наблюдайте за всем классом. Не увлекайтесь своей бумажной работой во время тестирования.
5. Помните, что никакие баллы не совершенны.
Нравственные нормы тестирования
1. Выбор теста и его использование в работесошкольником должно быть основано на гуманных ценностях, а также на точной информации о том, что данный вид теста может проверить, а чего не может.
2. При проведении тестов и их анализе предполагается, что тестируемый правдив и объективен.
3. Надо осторожно интерпретировать итоги тестирования, помня, что любой тест говорит о результате успеваемости ученика только на данный момент.
Выводы:
1. Традиционный способ обучения, использование сложившейся отметочной системы создают неблагоприятные условия для работы педагога, провоцируя «синдром сгорания учителя», занимающего «позицию на пьедестале».
2. Мощный негативный фон, влияющий на психическое состояние учителя, создаёт необходимость постоянного применения карательных функций по отношению к учащимся, требует постоянного принуждения и контроля.
3. Для устранения негативного синдрома, связанного с оценочной процедурой, необходимо ши-
ре использовать методику самоконтроля, основанную на тестировании.
4. От средневековой по сути техники принуждения в виде отметок учитель и школа должны перейти к обеспечению и развитию внутренней мотивации обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершение работы следует подчеркнуть, что результат (в том числе и педагогический) — всегда продукт процесса. Изъяны в результате — это концентрированное выражение каких-то дефектов процесса. Говоря о недостаточном уровне обученности и воспитанности у значительной части молодёжи, мы должны обратиться к существующей теории и практике обучения и тогда поймем, что многие беды современного общества кроются в них, ибо они не обеспечивают оптимальных условий для всестороннего развития личности.
Традиционное обучение осуществляется с расчётом на активизацию уже созревших психических функций, в то время как развивающее обучение занимается «зоной ближайшего развития».Ситуация развития — это не только организация самостоятельной познавательной деятельности детей, но и обязательное преодоление сопутствующих ей трудностей, вызывающих напряжённую работу интеллектуальных сил, в результате чего и происходит ускоренное формирование личности ребенка. Это возможно только на основе положительных внутренних мотивов деятельности, добровольного принятия ребёнком трудностей учения, овладения им необходимыми оценочными действиями, на основе развития у него аналитико-критического подхода к явлениям.
Традиционная отметка хоть и является самым распространённым элементом системы образования,но,на наш взгляд, представляет один из последних унаследованных с древнейших времён способов осуществления насилия. Отметочный способ оценивания порождает репрессивную среду в школе, нарушающую естественный педагогический и познавательный процесс и, как показывает жизнь, негативно сказывающуюся на психическом и физическом здоровье как Учащихся, так и учителей.
Необходимым условием обновляющейся школы становится поиск новых способов оценивания школьников, исключающих субъективизм учителя, часто обрушивающийся на голову ребёнка как приговор. Широкое распространение должны получить тесты успешности, которые учитель имеет право создавать сам личностные тесты способностей с целью коррекции дальнейшего развития ребёнка, стандартные тесты, предлагаемые школе вышестоящими организациями. Хорошо подготовленный тест — это более тонкое и глубокое информирующее и контролирующее средство, чем опрос или контрольная работа. Оно намного привлекательнее для учеников, потому что результат не определяется характером их взаимоотношений с учителем, соответственно тестирование становится мощным средством самостоятельной организации школьниками своей учебной деятельности.
У учителей должны накапливаться пакеты тестов успешности по самым различным темам с учётом требований Госстандарта. В управлениях образования должны храниться стандартные тесты для разных типов учебных заведений, различных возрастных групп с учётом региональных особенностей в содержании образования, а также тесты способностей, применяемых для получения прогноза о возможности усвоения ребёнком тех или иных блоков программы и выбора оптимального режима обучения.
На переходном этапе к широкому применению тестирования учитель должен применять различные виды оценочных шкал, чтобы постепенно исключить из употребления такие ярлыки, как «хорошист», «троечник». При этом в процедуре оценивания должна преобладать деловая ориентация, а не личностная, то есть оценка процесса деятельности обязана превалировать над оценкой результата. Стимулирование и поощрение надо направить на успешное освоение школьниками приёмов учебной деятельности, способов формирования в себе лучших Нравственных качеств — таких, как старательность, настойчивость в достижении поставленной перед собой задачи, организованность.
При организации процедуры оценивания не следует забывать о существовании у любого школьника важнейшей потребности в самоуважении, самоутверждении, в поддержании и повышении чувства собственного достоинства. От того, будет ли удовлетворяться эта потребность в учении, общении с товарищами и учителями, существенно зависит его принципиальное отношение к учебной деятельности.
Каждый учитель и ученик должны уметь пользоваться в работе параллельно двумя оценочными шкалами: нормативной (общепринятой) и индивидуальной, определяющей степень приложенных усилий и продвижения в учёбе каждого отдельного школьника.
Мы считали необходимым остановиться на основных фундаментальных вопросах, без решения которых невозможно исключить авторитарность из школьной практики. Кому-то это покажется преждевременным, а кому-то - хорошо известным и давно реализуемым в работе. Вместе с тем мы уверены, что для большей части школ поиск новых вариантов оценивания учащихся очень актуален, так как многие из них находятся на переходном этапе к развивающему обучению.
Педагогу необходимо проникнуться глубокой верой в преобразующую силу своего педагогического труда. Принимая как главную цель своей работы создание условий для саморазвития личности, он должен тщательно проанализировать применяемую методику обучения, способ оценивания, характер взаимоотношений с обучаемыми.
В случае затруднений факультет повышения квалификации работников образования Тверского государственного университета готов оказать вам научно-методическую помощь в решении проблем развивающего обучения.
Факультетская программа подготовки учительских кадров строится на тесной интеграции передовых идей
педагогической науки с последними достижениями возрастной и педагогической психологии, а также информатики, эвристики, эргономики и валеологии. Можно полагать, что такой подход позволит выявить не только отстающих, нуждающихся в особом внимании детей, но и наиболее способных, требующих и заслуживающих мощной креативной поддержки.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1936.
Демант В. Алфавитный сборник законоположений и распоряжений, помещенных в циркулярах по 'С.-Петербургскому учебному округу с 1883 по 1893 гг. включительно. - Спб., 1895. С. 566-570.
Из содержания: Отметки (баллы) Грифцова М.И. Воспоминания // Научная библиотека ТвГУ. Отдел редкой книги Оп. 1. Д. 21:
Архив школы Максимовича. Л. 7—8.
Из содержания: Отсутствие отметок в школе
Максимовича
Ермилов В. В борьбе с рутиной. — М., 18.98„
С. 14-23.
Из содержания: Школьная фемида. '
Из истории дореволюционной и советской
школы и педагогики. — Калинин, 1971. С. 125.
Из содержания: Отсутствие отметок в школе
Максимовича.
КаптеревП.Ф. Дидактические очерки. —Спб.,
1885. С. 186-187.
Из содержания: Экзамены.
КаптеревП.Ф. Дидактическиеочерки, — Пд.,
1915. С. 427-428.
Из содержания: Постановка баллов..
Лебедев А.И. Школьное дело. —Б.м., Б.г,
С. 348-350.
Из содержания: Экзамены и отметки.
Правила об испытании учеников гимназий и
прогимназий... - Спб., 1891. С. 1-2.
Из содержания: параграф 3 «Оценки».Ю.Паульсен Ф. Общеобразовательная школа будущего. - Спб., 1901. С. 22-24. Из содержания: Оценки в аттестатах.
11. Протоколы заседаний Тверского Губернского Земского Собрания за 1880 год. С. 28. Из содержания: Борьба Школы Максимовича за безоценочную систему обучения.
12. Сборник педагогических статей в честь А.Н. Островского. - Спб. 1907. С. 265-278. Из содержания: К отмене баллов в связи с изменением урочной системы преподавания.
13. Сборник декретов и постановлений рабочего и крестьянского правительства по народному образованию. — М, 1918. Вып. 1.
14. Селезнев'И. Исторический очерк бывшего имп. Царскосельского лицея. — Спб., 1861. С. 137, 296.
Из содержания: Оценки на экзаменах; Оценки успехов в науках.
15. Совещания по вопросам о средней школе. — М., 1899. Вып. 1. С. 16-21. Из содержания: Балловая система.
16. Сборник действующих распоряжений Министерства народного просвещения. — Одесса, 1911. С. 23-24.
Из содержания: Оценка ответов учеников на экзамене.
17. Стенографические записи С.-Петербургского педагогического общества // Семья и школа. 1973. № 1-12; 1974. № 1-12; 1975. № 1-12.
18.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. — М., 1953.
19. Труды первого всероссийского съезда учителей ...1909 г. - Спб., 1910. Т. 2. С. 370-371.
20. Труды высочайшие учрежденной комиссии по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе. — Спб., 1900. Вып. 1. С. 191" 193; 194-208. Из содержания: Экзамены; Отметки.
21. Труды высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшении в средней общеобразовательной школе. - Спб., 1900. Вып. 2. С. XIV-XVI; 1-103.
Из содержания:,Об отметках.; Протоколы подкомиссии об экзаменах и отметках, о функциях педагогического совета иоб отношениях семьи и школы.
22..Труды высочайше учрежденной комиссии по вопросу об улучшениях в средней общеобразовательной школе. — Спб., 1900. Вып. VII. С. 157-158; 194-201.
Из содержания: Баллы.; опыт. Казанской учительской семинарии.
23-Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В б тт. - М., 1990. Т. 3, б.
24.Фальборг Г. и др. Учительские семинарии и школы. - Спб., 1901. С. 123-124. Из содержания: Правила об испытаниях учеников учительских семинарий Варшавского учебного округа, утвержденные попечителем округа 8 февраля 1896 г.
25-Фальброк Г. и др. Городские, уездные и мари-инские училища. — Спб., 1903. С. 65—67. Из содержания: Испытания выпускные 'и переводные.
26.Эрн О. Что думали о баллах наши отцы // Вестник воспитания. 1901. № 3.
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
27. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. -М., 1984.55.Дрогайцева Л. Нетрадиционная форма экзамена: Из опыта Челябинского пединститута // Вестник высшей школы. 1990. № 7. С. 38—41.
56. Енякова Т.М. Программированный контроль знаний учащихся на уроках химии в VIII классе // Химия в школе. 1993. № 3. С. 24-28.
57. Ефремов А.В., Загиддулина С.А. Альтернативный выпускной экзамен по математике // Математика в школе. 1994. № б. С. 54-56.
58. Зиновьева В.А. Усвоение и контроль знаний в высшей школе //Высшее образование в России
1993. № 2. С. 154-158.
59. КасимовР.Я., ЗинченкоВ.Я., ГринбергИ.И.Рейтинговый контроль в вузе // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 83-92.
60.Квашко Л.П. Тестовая проверка уровня усвоения знаний // Математика в школе. 1994. № 4. С. 49-52.
61.КлиминС., Красильникова Т. Автоматизированная система «Аттестация» служит делу // Народное образование. 1994. № 1. С. 27-31.
62. Кирилкин А. Можно ли бороться со «шпаргализацией»: О недостатках традиционной формы экзамена в вузе // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 126-129.
63. Кондратьева К. О. Урок-марафон по географии // География в школе. 1991. № 4. С. 56—58.
64.Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалистов // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 72-78.
65. Кочетков А.И., Панкратова Г.В., Шумяко-ва Н.В. Контроль знаний студентов: опыт организации // Социально-политический журнал.
1994. № 9/10. С. 91-96; № 11/12. С., 113-123;
1995. № 1. С. 97-105.
66.Леденева В. В. К вопросу об экзамене по русскому языку // Русская словесность. 1994. № 2.
С. 74-75. 67-Лернер П. Экзамен на основе рейтинга в вузе //
Народное образование. 1993. № 4. С. 77-80.
ВеселовскийВ. Об экзаменах и начальных народных училищах.
29. Гордон Д.И. Экзамены в средней школе: Книга для учителя. — М.„ 1986.
30. Измерение знаний при проведении массовых обследований: Метод, рекомендации. — М 1984.
31-Кукоз Ф.И., Кравцова Н.М. Периодическая аттестация студентов в. вузе: Пособие. — Новочер-касск, 1973.
32.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
33.Липкина А.И., Рыбак Л.Н. Критичность и самооценка в учебной деятельности. — М., 1988.
34.Малмев Ю.Н. Некоторые вопросы контроля знаний с информативным дифференцированием ответов. - М., 1973.
35. Перовский Е.И. Экзамены в советской школе. — М., 1948.
36. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. -М., 1981.
37. Проверка и оценка знаний в высшей школе. -Томск, 1969.
38. Рубинштейн С.Л, Проблемы общей психологии. -М., 1987.
39. Систематический программированный контроль и его роль в повышении успеваемости студентов. - М,, 1975.
40-Сиэппии А. О., ТарасовВ.А. Классификационные методы оценки знаний учащихся: Учебное пособие. - Л., 1975.
41. Система контрольно-проверочных заданий тестового типа для седьмого и восьмого классов средней школы. — Харьков, 1990.
42-Эльконин Б.Д. Психология обучения младшего школьника. - М., 1967.
68. Лидии Р.А., Андреева Л.Л. Тестовые задания для итогового контроля качества знаний по химии // Химия в школе. 1995. № 1. С. 41—44.
69. Львовский В.А., Рубцов В. В. Психологические проблемы контроля и оценки знаний школьников // Математика в школе. 1989. № 3. С. 81-86.
70-Мелосик 3. Японская система вступительных
экзаменов в вузы и их последствия // Современная.высшая школа. 1991. № 1. С. 42—57.
71. Миллер Д.П. Экзамен — деловая игра // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 118-120.
72.Морева Н. Дидактические тесты на зачетепопедагогике и частным методикам // Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 71—74,
73-Найдин А.А. Мой подход к оценке знаний и умений учащихся на уроках физики // Физика в школе. 1994. № 4. С. 37-39.
74. Новицкий В.А. О стандартизации оценок знаний и умений школьников // Физика в школе. 1995. № 4. С. 71-73.
75. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: Проект // Русский язык в школе. 1993. № 4. С. 11-15.
76. Одияк Б. П. Совершенствование форм и методов контроля знаний по физике в средней школе Франции // Физика в школе. 1991. № 4. С. 74-75.
77.0 компьютерной технологии оценки качества знаний студентов /В.Ж. Куклин, В.И. Мешалкин, В.Г. Новодонов, Б.А. Савельев) // Высшее образование в России. 1993. № 3. С. 146-153.
78. Онегов В.А., Заболотская И.А. Экспертные системы для диагностики обученности в математике // Математика в школе. 1994. № 4. С. 22—25.
79. Пархатский И.А. Дифференцированный подход к учащимся на зачетах и экзаменах по физике // Физика в школе. 1993. № 2. С. 37-38.
80.ПлитиньН.Н. Использование дидактических тестов для итогового контроля по русскому языку // Начальная школа. 1994. № 2. С. 26-28.
81. Пономарев В.П. Значение тестов для самостоятельного контроля знаний школьников // Школа и производство. 1993. № 4. С. 60-62.
82.Пятунин В. Б. Тесты как одна из форм проверки усвоения учебного материала по географии // Геофафия в школе. 1994. № 6. С. 33-38.
83. Радюпова Л.А. Совершенствование контроля и оценки знаний, умений и навыков младших школьников // Начальная школа. 1992. № 1 С. 3-5.
84. Розанов В.В. К студентам: столетие колыбели русского просвещения: Из педагогического наследия // Мир человека. 1994. № 1. С. 24-32.
85. Рыбиенкова Л.М. Экзамен по русскому языкув IX классе: каким ему быть? // Русский язык в школе. 1994. № 1. С. 8-9.
86. Садовничий В.А. Компьютерная система проверки знаний студентов // Высшее образование в России 1994. № 3. С. 20-26.
Приложение 1