Педагогическое взаимодействие
Понятие «педагогическое взаимодействие» предполагает взаимную активность обучающего и обучаемого. Педагогическое взаимодействие полно и цельно отражается в педагогическом процессе и состоит из педагогического влияния и собственного активного восприятия обучаемого.
Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире по значению, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние», «педагогическое отношение», так как оно предполагает активность двух сторон: педагогов и воспитуемых.
Можно определить следующие связи между субъектами и объектами воспитания в результате педагогического взаимодействия.
1. Информационные связи.
2. Организационно-деятельностные связи.
3. Коммуникативные связи.
4. Управления и самоуправления.
Все данные виды связей находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии, только так может получиться целостный процесс педагогического взаимодействия.
При анализе педагогического взаимодействия необходимо обращать внимание на причинно-следственные связи и определять особо важные, существенные. Это выявление дает возможность затем более удачно планировать новые уровни совершенствования личности.
Так, знание причин недостатков в учебной работе группового коллектива позволяет правильно определить задачи по устранению недостатков в его работе.
Чтобы разработать стратегическую линию управления педагогическим процессом, необходимо определить главное звено в педагогической деятельности.
Там, где это возможно, необходимо определять и значимые связи между педагогическими явлениями, не забывая о ведущей роли эффективного анализа педагогических явлений.
Таким образом, система педагогического процесса состоит из объектов и субъектов воспитания, где объектом воспитания являются обучаемые, а субъектом воспитания – обучающие. В то же самое время, система педагогического процесса состоит из разнообразных связей, которые могут возникать между ними, а также состоит из условий, где происходит взаимодействие субъектов и объектов воспитания.
Таким образом, описывая третью лекцию «Образование как общественное явление и педагогический процесс», мы опирались на основные пункты лекции: сущность образования как общественного явления, роль образования в процессе социализации человека, исторический характер образования и важнейшие этапы его развития, сущность педагогического процесса как системы, его структура, движущие силы педагогического процесса, педагогическое взаимодействие. Что в итоге и дает нам возможность наиболее полного осмысления и закрепления данных понятий.
19.Понятие методологии педагогической науки.
В широком смысле методологию трактуют как систему принципов и способов построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Соответственно методологию педагогической науки рассматривают как учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности в области педагогической теории и практики.
Методологию можно также понимать как учение о методе научного познания и преобразования мира. Согласно этому определению методология педагогики трактуется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности.
Методологи педагогической науки обеспечивают фундаментально-достоверный подход к специфике познания любых объектов и явлений педагогической действительности.
Методология отвечает на вопрос, как достичь того или иного результата в познавательной или практической деятельности, ориентируясь на некоторую систему ценностей. Следовательно, это совокупность норм поведения, приводящих к определенным результатам в соответствии с целями, которые требуется достичь. Она может быть дескриптивной, изучающей, или нормативной.
В методологии как отрасли науки правомерно выделение деятельностного аспекта, который интерпретируется через понятие «методологическая деятельность» в двух формах – методологическое обеспечение и методологические исследования.
Задача методических исследований – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки и ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов.
Методологическое обеспечение конкретного педагогического исследования можно понимать как возможность использования определенной совокупности знаний для обоснования процесса исследовательской деятельности, ее логики и методов, а также для оценки ее качества.
Источниками знаний, позволяющих обеспечить исследование методологически, являются:
– общефилософские положения и категории, дающие возможность рассматривать проблему через призму философских знаний;
– общенаучная методология;
– знания, полученные в результате методологических исследований в области педагогики;
– специально-научные теории, которые могут стать средством методического обеспечения конкретного исследования;
– результаты методологической рефлексии, размышлений педагога о применяемых им способах научного познания, о логике.
В последние годы у образовательных учреждений появилась новая функция – исследовательско-поисковая, реализация которой способствует повышению эффективности всего педагогического процесса.
Учитель становится исследователем, т. е. субъектом познания, следовательно, его деятельность также нуждается в научном обеспечении (прежде всего методологическом). Методологическое обеспечение – это совокупность средств познания, выполняющих роль регулятора, с помощью которых планируется, корректируется и контролируется собственный научный поиск, процесс исследования.
20.Методологическая культура педагога.