Статья № 5. М. И. Демчук Высшая школа Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. А. КУЛЕШОВА»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Планы семинарских занятий

По курсу «Основы педагогики»

Для студентов 2-го курса

Факультета экономики и права

Специальность: правоведение

Старший преподаватель: Симченко О.С.

Могилев, 2013

Занятия №№ 1 – 2.

Тема. Образование как социокультурный феномен. Современное состояние образования

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «образование»: различные подходы к трактовке.

2. Образование как механизм развития личности и общества в социокультурном пространстве. Социокультурные функции образования

3. Функции образования и соответствующие им образовательные модели

4. Состояние образования на современном этапе: аналитический аспект

5. Национальная система образования в Республике Беларусь. Основные нормативно-правовые документы регламентирующие функционирование национальной системы образования

6. Основные тенденции развития высшего образования в Республике Беларусь и за рубежом

Задания для самостоятельной работы

Задание № 1. На основании изучения различных источников (нормативно-правовые документы, учебные пособия по педагогике, энциклопедические и педагогические словари и др.) представьте различные подходы к определению категории «образование», зафиксировав в словаре не менее 10 – 15 определений данной категории.

Задание № 2. Изучите главу 3. «Образование и культура. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры» (Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.). На основании изученного материала заполните таблицу «Социокультурные функции образования»

Таблица 1.

Социокультурные функции образования

Функции образования Содержательная характеристика
   

Задание № 3. Используя Кодекс Республики Беларусь об образовании, составьте структурно-логическую схему «Система образования в Республике Беларусь»

Задание № 4. (в микрогруппах). Сформируйте в своей группе 5 микрогрупп (по 4 – 5 человек). Ознакомьтесь с пятью статьями, в которых рассматриваются важнейшие проблемы функционирования образования на современном этапе (см. Приложение 1.).

Распределите статьи таким образом, чтобы каждой микрогруппе для проработки досталась одна статья.

Задача каждой микрогруппы: подробно изучить материалы научной статьи и проанализировать ее, ответив на предложенные вопросы. Перечень статей и вопросов к ним приводится ниже:

Статья № 1. Н. Г. Багдасарьян Ценность образования в модернизирующемся обществе

1. Какие аспекты ценности образования выделяет автор? Охарактеризуйте их. Какой из этих аспектов ваш взгляд, наиболее важен?

2. В связи с чем возникает потребность в реформировании современной системы образования?

3. Какие объективные причины обусловили кризис современного высшего образования? С чем связано снижение его качества?

4. Что автор понимает под «виртуализацией» ценности образования?

5. Каковы условия эффективной модернизации образования?

Статья № 2. К. С Фарино Приоритетные направления развития национальной системы образования

1. В чем заключаются особенности функционирования учреждений образования на разных уровнях?

2. Какие меры предпринимаются в государстве для развития педагогического потенциала?

3. В чем состоит сущность работы по развитию творческих способностей детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь?

4. Каковы основные направления по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном процессе?

Статья № 3. В. М. Зданович Кодекс Республики Беларусь об образовании: совершенствование правоотношений и повышение качества образования

1. Что такое Кодекс об образовании? Каковы правовые основания для принятия Кодекса Республики Беларусь об образовании?

2. Проанализируйте основополагающие принципы разработки Кодекса и оцените целесообразность его разработки?

3. В чем заключается специфика структуры Кодекса РБ об образовании?

4. Проанализируйте перечень закрепленных в Кодексе прав и обязанностей педагогических работников и обучающихся. Можно ли, на Ваш взгляд, изменить или дополнить данный перечень?

5. В чем проявляются специфические характеристики Кодекса, отличающие его от ранее существовавших документов об образовании?

6. Каковы особенности правового регулирования образования на разных уровнях?

Статья № 4. А. И. Жук Тенденции и перспективы развития национальной системы высшего образования

1. Какие задачи высшего образования выделены автором?

2. Каковы основные тенденции и перспективы развития высшего образования в Республике Беларусь?

Статья № 5. М. И. Демчук Высшая школа Республики Беларусь в Европейском пространстве высшего образования

1. Почему необходима коренная модернизация системы подготовки специалистов для отраслей экономики?

2. Каковы основные тенденции по включению Беларуси в Болонский процесс?

3. В чем сущность компетентностной модели подготовки специалистов?

4. Какие важные проблемы по включению Республики Беларусь в Болонский процесс рассмотрены автором?

Наши рекомендации