Урок - исследовательское занятие
1. Тема. Эпиграф. Цель занятия.
2. Подготовка к уроку. Составление программы. Распределение докладов. Инструктаж. Индивидуальные консультации. Опережающее задание. Список литературы.
3. Вводная часть. Вступительное слово учителя. Постановка общей проблемы.
4. Ход урока. Заслушивание докладов. Обсуждение. Выступления содокладчиков. Расширенное обсуждение тем докладов с привлечением источников. Выбор подходов, к решению проблемы.
5. Подведение итогов. Резюме по проблемам. Суммирование подходов и точек .зрения. Оценка докладчиков и участников.
6. Домашнее задание.
Пример; урок на тему: "Талант - начало мятежа" (60-е годы).
Познавательная задача: выявить соотношение охранительной и обновленческой тенденций в советской литературе и искусстве, пределы "оттепели" в культурной жизни СССР, проникновение западных веяний.
Доклады: "Поэт в России больше чем поэт" (И. Бродский, В. Высоцкий, А. Солженицын); власть стереотипов и стереотип власти (скандал на выставке в Манеже, художники 60-х, Э. Неизвестный); архитектурный "волюнтаризм", музыка, кино и театр 60-х годов.
Памятка для работы с источниками (документом).
1. Прочитай документ и определи его характер (дневник, письмо, записки очевидца, газетная хроника, официальный документ).
2. Установи происхождение документа, время его создания, язык (оригинал или перевод), его полноту (целиком или фрагменты).
3. Определи основное содержание документа, его идеи, ключевые слова, действующих лиц и главные события.
4. Вырази свое мнение о надежности источника. Выдели факты, которые подтверждаются другими тебе известными источниками.
5. Найди в документе основные акценты автора. Выяви его симпатии, антипатии. Чьи взгляды и интересы он представляет. Компетентность автора в описываемых событиях (его профессия, образование, статус).
6. Попытайся выявить источники, ошибки или умышленное искажение информации в данном документе. Оцени правду и вымысел в источнике. Дай общую оценку его достоверности.
7. Проанализируй язык автора.
8. Подчеркни те места, которые непонятны в документе, уточни их смысл (в словаре, энциклопедии, у учителя)
9. Дай общую оценку источника с точки зрения известных тебе знаний по изучаемой проблеме.
УРОК-ИНТЕРВЬЮ
Урок-интервью - это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью корреспондента (корреспондентов) с представителем (представителями) какой-либо профессии или социальной группы. На таком уроке можно изучать новый материал, закреплять или повторять уже пройденное.
Если занятие посвящено изучению нового материала, то нужен некоторый период предварительной подготовки. Класс разбивается на группы, каждая из которых самостоятельно работает над определенным заданием по рекомендованной учителем литературе.
Каждая группа самостоятельно изучает "свой" материал, готовясь к ответам; корреспонденты из пресс-группы придумывают для каждой группы вопросы, административная группа вместе с корреспондентами под руководством учителя должна обобщить весь материал, выявившийся в ходе диалогов, и представить его в определенной логической структуре; группа техобслуживания делает чертежи, слайды. Учитель помогает журналистам: корректирует вопросы, делит их по степени сложности.
В зависимости от подготовленности класса, занятие может быть часовым и двухчасовым.
Если на занятии такой формы проводится повторение и обобщение материала, то урок ведут сами корреспонденты, обращаясь поочередно к разным, произвольно выбранным ученикам класса и предлагая им свои вопросы.
В диалогах участвует практически весь класс, а опрос (по сути - проверка знаний) проходит живо, нетрадиционно.
Урок-интервью может включать три части: 1) вступление, 2) основная часть - собственно интервью; 3) итог - повторение материала.
Цэль:Изучение нового материала, закрепление или повторение уже пройденного.
Ход урока:
Изучение нового материала.
Класс разбивается на группы, каждая из которых самостоятельно работает над определенным заданием по рекомендованной учителем литературе.
Каждая группа самостоятельно изучает «свой» материал, готовясь к ответам, корреспонденты из пресс-группы продумывают для каждой группы вопросы, административная группа вместе с корреспондентами под руководством учителя обобщает весь материал и представляет его в определенной логической структуре. Группа техобслуживания делает чертежи, схемы и т.д. Учитель помогает журналистам: корректирует вопросы, делит их по степени сложности.
Повторение и обобщение материала.
Урок ведут сами корреспонденты, обращаясь поочередно к разным, произвольно выбранным ученикам класса и предлагая им свои вопросы.
Итог - повторение материала.
УРОК-ДИСПУТ
Диспут - это публичный спор на общественно важную тему. В отличие от конференции его основой являются не доклады, а выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу. Поскольку подготовленность учащихся для научного спора недостаточна, диспут проводится, как правило, по проблемам, в которых большое значение имеет личное мнение. Такие проблемы учитель находит чаще всего при изучении межличностных отношений, нравственности, культуры. Урок-диспут - средство превращения знаний в убеждения.
Проведение диспута в средних классах "ло-вузовски" тоже терпит неудачу. Причины - недостаточный запас знаний, неумение аргументированно отстаивать свое мнение. Диспут в игровой форме позволяет избежать этих "препятствий".
Организовать игру можно по следующим правилам:
• делят класс на команды: один ряд - одна команда;
• каждая выбирает себе подзащитного;
• команда должна найти все "достоинства" своего и все "недостатки" чужого (команды соперницы) подзащитного.
Члены каждой команды вначале говорят о "плюсах" своего подзащитного, потом выслушивают "соперников" о его "минусах".
Побеждает та команда, которая найдет максимальное число преимуществ у "своего" "подзащитного" и максимум недостатков у "подзащитных" соперников.
Подготовка диспута нередко осуществляется группой учащихся, которые проводят анкетирование, позволяющее выявить различные точки зрения по теме диспута.
Перед занятием учащимся даются вопросы, по которым противостоят различные мнения, указывается литература, позволяющая обдумать различные подходы к обсуждаемой проблеме. На уроке-диспуте выступают представители различных точек зрения. От них требуются аргументы в пользу своих взглядов.
От учителя во многом зависит успех диспута. Его задача - подмечать расхождения в подходах и трактовках, улавливать нюансы в позициях выступающих. Это позволяет ему привлекать внимание к наиболее сложным и спорным вопросам, побуждать участников диспута к поиску убедительных аргументов. Не исключено и изложение учителем собственной точки зрения соответствующим обоснованием.
Но итог диспута - не определение того, кто прав и кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами. Его педагогический результат - выработка собственных взглядов по обсуждавшимся вопросам, умения их отстаивать и одновременно умения прислушиваться к другим мнениям, к аргументации оппонентов, соглашаться и с иной точкой зрения.
Диспут - непростая форма, и использовать ее можно лишь тогда, когда есть уверенность, что получится содержательный спор, что учащиеся смогут сформулировать
свои собственные позиции и построить необходимые доказательства. Специфика этой формы урока предполагает психологическую предрасположенность к такого рода содержательному общению, что связано с возрастными особенностями, а также с общеобразовательной подготовкой учащихся. Поэтому диспут возможен главным образом в старших классах.
Требования к диспуту.
1. Дать осмысленные и глубокие знания, уметь актуализировать знания.
2. Формировать глубокую личную заинтересованность учеников в изучаемых вопросах и проблемах, тем самым активизировать их мысль и чувства.
3. Добиваться высокого эмоционального накала в поисках научной истины.
4. Привести учащихся к тому, чтобы они не только заняли активную жизненную позицию, но и сумели бы активно и доказательно защитить ее.
5. Интенсифицировать учебно-воспитательный процесс.
2 вариант.
Цель: расширение знаний по теме урока.
Подготовительный этап.
1. Класс делится на группы физиков, практиков, экспертов, экологов, врачей, журналистов.
2. Каждая группа собирает материал по своему "профилю" из различных источников и рассматривает проблему с точки зрения специальности, которую они представляют. Материал классифицируется "за" и "против".
3. Журналисты готовят каждой группе вопросы.
Ход урока:
1.Теоретики рассказывают об основных принципах темы.
2. Инженеры рассказывают о ее практическом применении.
3. Экономисты и энергетики показывают преимущества предлагаемых разработок.
4. Журналисты задают вопросы, раскрывающие различные стороны проблемы.
5. Инженеры говорят о технике безопасности.
6. Журналисты подводят итоги, перечисляют "плюсы" и "минусы".
7. Учитель оценивает работу каждой группы.
Подобные уроки рекомендуется проводить при изучении и повторении учебного материала. Они помогают развивать самостоятельность, инициативу, творческий подход, активизируют познавательную деятельность.
УРОК-ДИСКУССИЯ
Требует большой подготовки не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся.
Данные уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.
Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы избранная проблема:
- имела различные решения, которые заслуживают обсуждения, и относительно которых нет однозначных ответов;
- была актуальной, острой, важной (для данного региона или страны в целом);
- требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;
- имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов,
лежащих в основе выбора конкретных путей решения).
Цель:Рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий и т. д.
Ход урока:
Вводный этап.
Подготовка и включение класса в дискуссии. Здесь формулируется проблема (записывается на доске), определяются основные точки зрения участников, атакже регламент, правила и условия обсуждения, проводился инструктаж, распределяются роли, раздается необходимый дидактический материал.
На этом этапе учитель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию путем его углубления и расширения, поиска новых граней его решения, сопоставления различных гипотез, выдвижением альтернатив.
Основной этап.
Этап подведения итогов.
Делается краткое резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются пути дальнейшей работы, применения полученных выводов. Учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли шло обсуждение, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на результаты, выявляются наиболее активные и пассивные участники, выставляются оценки и дается домашнее задание.
ПАМЯТКА:
«Как подготовить дискуссию в классе:
Простых правил»
1. Основная задача -движение навстречу выбору - учащиеся должны поставить себя в позицию политиков, принимающих ответственные решения. Мотивом их участия является готовность предложить собственные решения проблемы, познакомиться с альтернативными вариантами, задуматься над их ценой и последствиями.
2. Созданные заранее группы должны начать работу сопределения проблемы, с понимания ее сущности и значения, с осмысления ее связи с их собственной жизнью.
3. Учитель во время дискуссии должен сохранять нейтралитет. Он не может поддерживать ни одну точку зрения, высказанную в процессе обсуждения.
4. Дискуссия предполагает тщательную подготовку и осмысление определенного набора фактов. Очень важно понять, какие факты анализа наиболее существенны для анализа проблемы.
5. Чрезвычайно важно строить обсуждение таким образом, чтобы становилась ясной ценность рассматриваемых альтернатив. Для этого необходимо осмыслить сущность предложенного выбора, какие реальности стоят за этим.
6. Существенное значение имеет процедура обсуждения. Следует понимать, что участники, не согласные с той или иной позицией, имеют основания для собственного мнения. Важно, чтобы они начинали обсуждение с выражения своего отношения, своей точки зрения и приходили к осознанию смысла альтернативных решений.
7. Нужно помнить, что каждая реальная альтернатива имеет собственные основания, нуждается в признании и обсуждении.
8. Необходимо заранее продумать те варианты решения, которые смогут стать основой согласия участников дискуссии.
9. Нужно быть готовым к тому, что выбор способов решения проблемы - дело сложное, оно требует от участников готовности уважать конкретные инициативы.
10. Дискуссия требует серьезной и длительной подготовки.
При подготовке к уроку учитель является консультантом. В ходе же самого урока главное - не мешать учащимся самостоятельно вести дискуссию, координировать действия учащихся, уточнять или корректировать излагаемый материал.