Принцип ставит во главу угла человека, его творческие способности, и поэтому можно го-

ворить о теории образования К.Д. Ушинского как о теории научного образования. Специфика его взглядов состояла в ориентации не на научную картину мира (хотя в одном из

основных его трудов «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» глубоко научно рассматриваются вопросы физиологии, анатомии человека, проводится анализ теории Ч. Дарвина и др.), а на гуманитарную составляющую процесса воспитания и образования ребенка Исходя из этого, можно предположить, что образование получало научную основу уже в середине XIX века благодаря трудам К.Д. Ушинского.

Именно с того времени принцип научности должен был становиться принципом не только естественного, но и гуманитарного образования.

К.А. Фортунатов считал, что только в творческой научной работе учащийся может получить настоящее образование. С.И. Гессен анализировал понятие и сущность научного образования с позиций целеполагания. Он считал, что целью научного образования является выработка у учащихся научного стиля мышления, а само научное образование понимал как главный метод обучения.

В силу своей комплексности научное образование носит «сквозной» характер, оно сопровождает или должно сопровождать каждого обучающегося во всех образовательных учреждениях на протяжении всего его обучения. Для реализации данной позиции необходимо разрабатывать интегрированные образовательные программы как в школах, так и в профессиональных образовательных учреждениях. Для достижения главной цели формирования научного стиля мышления и развития творческих способностей необходим синтез (интеграция) гуманитарного и естественно-научного знания на всех уровнях образования. Целесообразность интеграции науки и образования на современном этапе в виде научного образования должна найти отражение в реальной практике образовательного процесса в нашей стране. Данное требование воплощается в ФГОС нового поколения в системе общего и профессионального образования.

Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся.(Также вопрос 23)

Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования:

выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, и логические рассуждения, и собственные выводы. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод. В настоящее время исследовательский метод применяется на всех уровнях образования с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В наше время, безусловно, надо вносить изменения в классическое школьное образование, которое уже более века сохраняет свою форму. Предметы изучения, видимо, должны строиться не по отдельным дисциплинам, а по проблемам. Эту идею проговаривал еще В.И. Вернадский .Поэтому задача школы – готовить человека по модели не того, что было, а того, что может быть. Школа должна сочетать элементы консерватизма, основанные на традициях нашего образования и менталитета, с теми изменениями, которые появляются с развитием сегодняшней культуры .

Формирование научного стиля мышления – это в первую очередь формирование

Интеллектуально активной личности. Поэтому в процессе обучения существенно не только то, что ученик усваивает знания, но и то, как он их усваивает. В этом – диалектическое единство формы и содержания научного образования.

Э.И. Маносзонправомерно подчеркивает, что «формирование научного мировоззрения возможно лишь тогда, когда знания об объективном мире усваиваются сознательно, т. е. когда учащиеся понимают сущность изучаемых явлений, закономерности их развития, причинно-следственные связи, умеют творчески применять полученные знания к решению вновь возникающих перед ними учебных и практических задач» первое важнейшее условие эффективного формирования мировоззрения – это активная интеллектуальная, мыслительная деятельность учащегося по усвоению системы понятий, т. е. проблемное учение

Научное образование – это и сам процесс образования, сопровождающийся и осуществляемый с помощью научных методов, способов, приемов обучения; это и ценность современного цивилизованного общества, и результат, целью которого является формирование научного стиля мышления современного человека, формирование творческих способностей личности. Если свести определяющие признаки научного образования в единое целое и иметь в виду определение «образования» в законе Российской Федерации «Об образовании», то можно предложить рабочий вариант определения данного понятия. Научное образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, целью которого является формирование научного стиля мышления личности посредством освоения научными методами научного опыта человечества для самореализации и

Наши рекомендации