Для него характерны следующие личностные структуры

1. Высочайший уровень самосознания, включающего в себя как способность к созданию объективной картины мира, так и осознание своей личной причастности к его преобразованию, способность к са­моанализу и самооценке.

2. Критерием оценки окружающего мира и себя в нем для челове­ка с новым сознанием является эстетический идеал как интегратив-ный образ человека в его единстве с природой, устремленного к нравственному совершенству.

3. Для такого человека характерно обостренное восприятие разры­ва между идеалом (должным) и действительностью (сущим) и стремле­ние к их сближению в своей жизни. Отсюда боль за несовершенство этого мира и чуткость ко всему новому, прогрессивному, что зарож­дается в обществе, ответственность за его развитие и одновременно за судьбу планеты, требующая немалого мужества и усилий воли.

4. Такое отношение к жизни всегда связано с активной жизненной позицией и с творческой продуктивной деятельностью человека в про­цессе реализации им своих представлений о совершенстве, то есть с преобразованием действительности и себя в ней согласно объектив­ным тенденциям прогрессивного развития.

иэтом контексте нравственная целостность личности, с одной сто­роны, и постоянная потребность в самообразовании, — с другой, рас­сматриваются нами в качестве обязательного фундамента ее творчес­кого развития.

Эти личностные структуры образуют духовную культуру челове­чна опирается на его универсальные — сущностные — силы12.

тет. пиРкин А., Бирич И. Концепция образования. Взгляд философа // Учи-Льская газета. 1988. 1 мая.



Для него характерны следующие личностные структуры - student2.ru Для него характерны следующие личностные структуры - student2.ru О ВЫБОРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Увы, в пединституты попадает немало людей случайных. Такие после окончания вуза либо стараются как можно быстрее «порвать с педагогикой», чтобы «найти себя» в другой профессии, либо — что еще хуже! — в силу своей профнепригодности постоянно создают «аварийные педагогические ситуации», нанося большой вред делу обучения и воспитания детей.

...Педагогическую профессию выбирают не по расчету — по призва­нию: подвижничество в самой ее природе. Но какое оно — призвание, дающее человеку гордое право учить и воспитывать других людей? Можно ли разглядеть его в 16-17 лет? Ведь призвание — прежде все­го продукт жизненного опыта, в его основе лежат те сведения, которы­ми располагает человек о своей будущей профессии и о самом себе. Поиск своего предназначения долог и труден и у каждого свой...

Учитель — профессия массовая. К ней могут прийти люди с самы­ми разными свойствами и качествами личности, в зависимости от них вырабатывая свой, индивидуальный стиль деятельности.

...В.Н. Сорока-Росинский, знаменитый Викниксор... любил повторять: «Учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные способы в области работы: один как друг и советчик молодежи, дру­гой — способствуя развитию смелого и независимого мышления учащих­ся, а еще кто-то, — устраняя причины недостатков у слабых учеников. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой, — все они необходимы...»

Педагогическое призвание — не случайное наитие духа, а доста­точно сложная, строго выверенная система ценностей и приоритетов. Человека можно научить всему, но ему нечего делать в школе, если педагогическая работа не приобрела для него общественную значи­мость, не стала его личной ценностью13.

4. На основе анализа данных текстов, а также текстов, пред­ставленных в предыдущем разделе, постарайтесь выполнить сле­дующие задания.

Определите педагогические проблемы, которые, по вашему

мнению, целесообразно было бы исследовать, и:

О сформулируйте проблему научно-педагогического исследова­ния, дайте краткое обоснование ее актуальности;

О определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;

О попытайтесь построить гипотезу и составить план экспери­ментальной работы.

13 Сластенин В. «...И не может быть иным» // Учительская газета. 1984. 9 февр.


Г

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Утверждают, что цель практически любого исследования

может укладываться в рамки следующих формулировок:

О разработка педагогических (научно-методических, органи­зационно-педагогических и т.п.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;

О выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методоло­гических) условий (предпосылок и условий) формирования (воспитания, развития);

О обоснование содержания, форм, методов и средств;

О разработка методики (методической системы) формирова­ния чего-либо;

О определение и разработка педагогических (дидактических) средств (пособий, ТСО и т.п.); разработка требований, критериев, теоретической модели чего-либо;

О охарактеризовать педагогическую концепцию имярек, по­казать ее историческую значимость и роль в развитии со­временной педагогики (системы образования);

О проанализировать и обобщить теоретический и практичес­кий опыт педагогов такого-то периода по такому-то на­правлению, определить его значение для развития образо­вания (педагогики) на современном этапе14.

5. Сформулируйте определения следующим понятиям, приве­
денным в тексте:

Напоминаем! Вы продолжаете весьма слож­ную, но очень важную для себя работу по созданию «Краткого пе­дагогического словаря». Желаем успеха!

□ идеал

□ качества личности

□ творческая продуктивная деятельность

□ самоанализ

□ самообразование

□ самооценка

□ самосознание

□ свойства личности

6. Прочитайте отрывок из замечательной, удивительно доб­
рой, интересной и поучительной книги Януша Корчака «Как
любить ребенка» и определите, какие и насколько значимые
противоречия в системе межличностных отношений детей рас­
крывает автор.

14 См.: Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помошь на­чинающему педагогу-исследователю). М., 1994. С. 36—37.

 
  Для него характерны следующие личностные структуры - student2.ru

Для него характерны следующие личностные структуры - student2.ru

Януш Корчак(1878-1942) 5 августа 1942 г. двести детей «Дома си­рот» вместе с девятью воспитателями шли строем через Варшаву. Януш Корчак — ру­ководитель приюта, отказавшись от пред­ложения гитлеровцев сохранить ему жизнь, шел во главе колонны, держа за руки двух самых маленьких детей. Колонну вели в га­зовые камеры лагеря смерти Треблинки. Над колонной реяло зеленое приютское знамя надежды с четырехлистным золотым клевером... На месте их смерти стоит камень с надписью «Януш Корчак и дети»

Ребята, не любимые другими ребятами, и ребята — любимцы, ко­новоды. Важная тема, разработка ее даст ключ к загадочным жизнен­ным успехам не за счет душевных качеств или силы, а чего-то неуло­вимого и нам неизвестного.

У красивых, здоровых, веселых, инициативных, смелых, талантли­вых ребят всегда есть товарищи, союзники, поклонники; у чересчур честолюбивых бывают и враги. Отсюда враждебные лагери. В детском коллективе случаются и мимолетные любимцы, дети возвышают их, чтобы потом порадоваться их падению.

Не удивительно, если ребенка, который умеет организовать игры, знает сказки, любит и умеет играть, охотно принимают товарищи; он оделяет своей веселостью и задором, как другой яблоками и груша­ми. И в конце концов, что и любить детям, как не изобилие сластей или богатство духа, дающего им радость?

Дети не любят размазней и надоед, но кто они, эти размазни и надоеды, как не слабые телом и бедные духом? Вот и идут они к воспитателю: ведь ничего не давая ребятам сами, они ничего и не получают взамен.

Так оно и должно быть, что больше всего на тебя посягают, тес­нее всего тебя обступают не наиболее стоящие дети. Не требуй для них всей полноты прав, они и сами немногого требуют.

Но и не отталкивай их15.

7. Безусловно, в будущей работе вас будет интересовать мик­роклимат в детском коллективе, самочувствие каждого из его членов, отношение детей друг к другу...

Какие методы вы считали бы возможным и целесообразным использовать для получения необходимой исследовательской информации? Постарайтесь обосновать их выбор и охарактери­зуйте условия применения.

15 Корчак Я. Как любить ребенка // Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1991. С. 91-92.


Для него характерны следующие личностные структуры - student2.ru

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)

Б.М. Бим-Бад,

современный российский педагог: теоретик и практик

Наши рекомендации