Для него характерны следующие личностные структуры
1. Высочайший уровень самосознания, включающего в себя как способность к созданию объективной картины мира, так и осознание своей личной причастности к его преобразованию, способность к самоанализу и самооценке.
2. Критерием оценки окружающего мира и себя в нем для человека с новым сознанием является эстетический идеал как интегратив-ный образ человека в его единстве с природой, устремленного к нравственному совершенству.
3. Для такого человека характерно обостренное восприятие разрыва между идеалом (должным) и действительностью (сущим) и стремление к их сближению в своей жизни. Отсюда боль за несовершенство этого мира и чуткость ко всему новому, прогрессивному, что зарождается в обществе, ответственность за его развитие и одновременно за судьбу планеты, требующая немалого мужества и усилий воли.
4. Такое отношение к жизни всегда связано с активной жизненной позицией и с творческой продуктивной деятельностью человека в процессе реализации им своих представлений о совершенстве, то есть с преобразованием действительности и себя в ней согласно объективным тенденциям прогрессивного развития.
иэтом контексте нравственная целостность личности, с одной стороны, и постоянная потребность в самообразовании, — с другой, рассматриваются нами в качестве обязательного фундамента ее творческого развития.
Эти личностные структуры образуют духовную культуру человечна опирается на его универсальные — сущностные — силы12.
тет. пиРкин А., Бирич И. Концепция образования. Взгляд философа // Учи-Льская газета. 1988. 1 мая.
О ВЫБОРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
Увы, в пединституты попадает немало людей случайных. Такие после окончания вуза либо стараются как можно быстрее «порвать с педагогикой», чтобы «найти себя» в другой профессии, либо — что еще хуже! — в силу своей профнепригодности постоянно создают «аварийные педагогические ситуации», нанося большой вред делу обучения и воспитания детей.
...Педагогическую профессию выбирают не по расчету — по призванию: подвижничество в самой ее природе. Но какое оно — призвание, дающее человеку гордое право учить и воспитывать других людей? Можно ли разглядеть его в 16-17 лет? Ведь призвание — прежде всего продукт жизненного опыта, в его основе лежат те сведения, которыми располагает человек о своей будущей профессии и о самом себе. Поиск своего предназначения долог и труден и у каждого свой...
Учитель — профессия массовая. К ней могут прийти люди с самыми разными свойствами и качествами личности, в зависимости от них вырабатывая свой, индивидуальный стиль деятельности.
...В.Н. Сорока-Росинский, знаменитый Викниксор... любил повторять: «Учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные способы в области работы: один как друг и советчик молодежи, другой — способствуя развитию смелого и независимого мышления учащихся, а еще кто-то, — устраняя причины недостатков у слабых учеников. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой, — все они необходимы...»
Педагогическое призвание — не случайное наитие духа, а достаточно сложная, строго выверенная система ценностей и приоритетов. Человека можно научить всему, но ему нечего делать в школе, если педагогическая работа не приобрела для него общественную значимость, не стала его личной ценностью13.
4. На основе анализа данных текстов, а также текстов, представленных в предыдущем разделе, постарайтесь выполнить следующие задания.
Определите педагогические проблемы, которые, по вашему
мнению, целесообразно было бы исследовать, и:
О сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности;
О определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;
О попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы.
13 Сластенин В. «...И не может быть иным» // Учительская газета. 1984. 9 февр.
Г |
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Утверждают, что цель практически любого исследования
может укладываться в рамки следующих формулировок:
О разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических и т.п.) основ формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;
О выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок и условий) формирования (воспитания, развития);
О обоснование содержания, форм, методов и средств;
О разработка методики (методической системы) формирования чего-либо;
О определение и разработка педагогических (дидактических) средств (пособий, ТСО и т.п.); разработка требований, критериев, теоретической модели чего-либо;
О охарактеризовать педагогическую концепцию имярек, показать ее историческую значимость и роль в развитии современной педагогики (системы образования);
О проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт педагогов такого-то периода по такому-то направлению, определить его значение для развития образования (педагогики) на современном этапе14.
5. Сформулируйте определения следующим понятиям, приве
денным в тексте:
Напоминаем! Вы продолжаете весьма сложную, но очень важную для себя работу по созданию «Краткого педагогического словаря». Желаем успеха! |
□ идеал
□ качества личности
□ творческая продуктивная деятельность
□ самоанализ
□ самообразование
□ самооценка
□ самосознание
□ свойства личности
6. Прочитайте отрывок из замечательной, удивительно доб
рой, интересной и поучительной книги Януша Корчака «Как
любить ребенка» и определите, какие и насколько значимые
противоречия в системе межличностных отношений детей рас
крывает автор.
14 См.: Новиков A.M. Как работать над диссертацией (пособие в помошь начинающему педагогу-исследователю). М., 1994. С. 36—37.
Януш Корчак(1878-1942) 5 августа 1942 г. двести детей «Дома сирот» вместе с девятью воспитателями шли строем через Варшаву. Януш Корчак — руководитель приюта, отказавшись от предложения гитлеровцев сохранить ему жизнь, шел во главе колонны, держа за руки двух самых маленьких детей. Колонну вели в газовые камеры лагеря смерти Треблинки. Над колонной реяло зеленое приютское знамя надежды с четырехлистным золотым клевером... На месте их смерти стоит камень с надписью «Януш Корчак и дети»
Ребята, не любимые другими ребятами, и ребята — любимцы, коноводы. Важная тема, разработка ее даст ключ к загадочным жизненным успехам не за счет душевных качеств или силы, а чего-то неуловимого и нам неизвестного.
У красивых, здоровых, веселых, инициативных, смелых, талантливых ребят всегда есть товарищи, союзники, поклонники; у чересчур честолюбивых бывают и враги. Отсюда враждебные лагери. В детском коллективе случаются и мимолетные любимцы, дети возвышают их, чтобы потом порадоваться их падению.
Не удивительно, если ребенка, который умеет организовать игры, знает сказки, любит и умеет играть, охотно принимают товарищи; он оделяет своей веселостью и задором, как другой яблоками и грушами. И в конце концов, что и любить детям, как не изобилие сластей или богатство духа, дающего им радость?
Дети не любят размазней и надоед, но кто они, эти размазни и надоеды, как не слабые телом и бедные духом? Вот и идут они к воспитателю: ведь ничего не давая ребятам сами, они ничего и не получают взамен.
Так оно и должно быть, что больше всего на тебя посягают, теснее всего тебя обступают не наиболее стоящие дети. Не требуй для них всей полноты прав, они и сами немногого требуют.
Но и не отталкивай их15.
7. Безусловно, в будущей работе вас будет интересовать микроклимат в детском коллективе, самочувствие каждого из его членов, отношение детей друг к другу...
Какие методы вы считали бы возможным и целесообразным использовать для получения необходимой исследовательской информации? Постарайтесь обосновать их выбор и охарактеризуйте условия применения.
15 Корчак Я. Как любить ребенка // Я. Корчак. Педагогическое наследие. М., 1991. С. 91-92.
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ (ТЕКСТЫ)
Б.М. Бим-Бад,
современный российский педагог: теоретик и практик