Тема 3. Факторы социализации
1. СМК в процессе социализации.
2. Семья в процессе социализации человека.
3. Религиозные конфессии как субъект социализации.
4. Организации в процессе социализации.
Основные понятия: семья, семейное воспитание, религия, конфесиия, воспитательная организация.
Практические задания
1. На конкретных примерах показать характер влияния макро-, мезо-, микрофакторов на социализацию подрастающего поколения по плану:
А) факторы мегасреды – характеристика факторов мегасреды – пример.
Б) фактор макросреды – характеристика факторов макросреды - пример.
В) фактор мезоросреды – характеристика факторов макросреды - пример.
Г) фактор микросреды – характеристика факторов макросреды - пример.
2. Сравнить различные типы поселения (город, село, поселок) по их социализирующим возможностям.
3. Оценить влияние субкультуры на социализацию подрастаюшего поколения (на примере одной из молодежных субкультур).
4. Дать характеристику конкретному микросоциуму, оценить его возможности для социализации человека.
Литература
· Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986, С. 119 – 168.
· Байярд Р.Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток . – М., 1991. – Гл. 3.
· Безрогов, В.Г. Учитель и его ученики в текстах Нового Завета / В.Г. Безрогов // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 15. . – М.: УРАО, 2002.
· Воропаев М.В. Социализации в сфере информационно-коммуникационных технологий / Вопросы воспитания. – 2010. - № 1 (2). – С.
· Западные молодежные субкультуры 80-х гг: Научно-аналитический обзор.
· Запесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь (проблемы неформальных объединений) М., 1990.
· Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. – М.: Школа-Пресс, 1996.
· Ильин, И.А. Семья и социализация личности / И.А. Ильин // Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. – М., 1996. – С. 76 – 100.
· Ключарев А.О. О семейном счастии и христианском воспитании. – М., 1997.
· Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
· Обухова Л.Ф., Шаграева О.А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. – М., 1999.
· Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 2002. – С. 174 – 188.
· Ольшанский Д.В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. – М., 1990..
· Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. – М., 2005. – Гл.2.
· Склярова Т.В. Конфессиональная ориентация в социальной педагогике. / Педагогика. – 2007. -- №. 4. – С. 40 – 48.
· Смелзер Н. – Социология. – М., 1994. – С. 70 – 94, 304 – 390, 493 – 521.
· Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969. – С. 18 – 33, 160 – 167, 186 – 189, 203 – 208.
· Черноушек М. Психология жизненной среды. – М., 1989
·
Тема 4 Социально-педагогическая виктимология
1.Отклоняющееся поведение: причины, формы.
2. Педагогические аспекты дезадаптации (источники, причины, формы).
2.Одиночество как проблемная социализация.
3.Одаренность как проблема социализации
Основные понятия: девиантное поведение, акцентуация, делинквентное поведение,адаптация, отклняющееся поведение, аддиктивное поведение.
Практические задания
1. Охарактеризовать виктимогенные обстоятельства в конкретном микросоциуме.
2. На основе анализа возрастных изменений выделить задачи социализации (естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические) в определенном возрасте (дошкольник, младший школьник, подросток, ранняя юность).
3. Раскрыть специфику проявлений отклоняющегося поведения в связи с возрастным развитием (план: возраст - причины отклоняющегося поведения - формы проявления отклоняющегося поведения - способы коррекции)
4. Подберите систему аргументов того, как та или иная личностная характеристика (степень устойчивости - мера гибкости человека, развитость рефлексии и саморегуляции, ценностные ориентации, экстернальность-интернальность) препятствует превращению человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
5. Проанализируйте процесс виктимизации человека с учетом его индивидуальных особенностей, возрастных опасностей и отношения ближайшего окружения.
Литература:
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. – Свердловск, 1986.
- Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 198 с.
· Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991.
· Дети с отклонениями в развитии. – М., 1997.
· Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Лускановой Н.Г. – М., 1989.
· Клейбег Ю.А. Социальные нормы и отклонения. – М., 1997.
· Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. – Новосибирск, 2001.
· Кулагина И.Ю Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности.
· Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. – М., 1996
· Одаренные дети (пер. с англ.) / Общ. ред. О.М. Бурменской Г.В. и Слуцкого В.М. – М., 1991.
· Овчарова Р.В. Психологический портрет социокультурно и педагогически запущенного ребенка. – Архангельск, 1994.
· Отклоняющееся поведение молодежи. Под ред. В.А. Попова.-- Владимир, 1994.
· Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика.
- Смелзер Н. Социология.
- Социальная дезадаптация: Нарушение поведения у детей и подростков. – М., 1996
· Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.
- Психология одаренности детей и подростков. – Под ред. Н.С. Лейтеса. – М., 1996.