Консультативно-методическая

Аналитический отчет учителя-дефектолога ЦКРОиР

Титенок Н. И. за 2013/14 год.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек

Бежит среди камней чиста, нетороплива

И ты готов внимать ее поток

И восклицать: «О, как же ты красива!»

И. Е.Щукина

Целью годового плана коррекционно-педагогической работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на 2013\14 учебный год являетсяобеспечение максимально возможной социальной адаптации и интеграции детей с особенностями психофизического развития через совершенствование образовательного процесса коррекционно- педагогической помощи и улучшение качества работы с родителями. Исходя из годового плана ЦКРОиР, главной целью моей работы является оказание квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с заиканием.Для достижения данной цели были определены основные задачи:

1. С целью повышения качества коррекционно – педагогического процесса совершенствовать и реализовывать новые формы и методы преодоления заикания.

2. Обеспечивать комплексное воздействие по предупреждению и устранению заикания (медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое, логопедическое).

3. Повышать компетентность родителей, с целью активного участия в коррекционно-педагогическом процессе.

Коррекционная работа в течение всего учебного года строилась в соответствии с «Положением о центре коррекционо-развивающего обучения и реабилитации» от 16.08.2011 №233 , методической рекомендацией«Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи» от 25.05.2012г. и инструктивно-методическим письмом «Об организации коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития при получении ими дошкольного или общего среднего образования в 2013\14 учебном году от 2013 г. Вся коррекционная работа осуществлялась по пяти основным направлениям (диагностическая; коррекционно-развивающая; консультативно-методическая; самообразование и повышение квалификации; работа по улучшению оснащённости кабинета).

Диагностическая деятельность.

Труд кончается,

Но хорошо исполненная работа не пропадет.

Катон Марк Порций Цензорий

Диагностическое направление – создание условий для непрерывного диагностико-прогностического слежения за коррекционным процессом в целях оптимального выбора коррекционных целей, задач и средств их реализации. Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребёнка, которая включает в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические этапные наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.В течение учебного года я решала следующие задачи:
1.Сбор анамнеза, определение уровня развития и причин возникновения заикания у детей. На начало учебного года на коррекционные занятия было зачислено 18 детей с заиканием разной формы и степени тяжести. В сентябре месяце было проведено первичное обследование детей, данные которых были занесены в индивидуальные карты развития для детей с заиканием. Проводилась диагностика по таким направлениям: обследование состояния общей, мимической и артикуляционной моторики, дыхательной и голосовой функции, обследование динамической стороны речи, состояния импрессивной и экспрессивной речи, состояния звукопроизношения, фонетической и фонематической стороны речи , обследование связной речи, а также обследовалась внешняя и внутренняя симптоматика заикания. И уже по результатам диагностики, в зависимости от степени и тяжести заикания, происходило зачисление детей на индивидуальные или подгрупповые занятия, а так же определение оптимальных условий индивидуального развития

2.Определения результативности и эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности детей, посещающих занятия дефектолога. Всё оформлялось в виде карты динамического развития ребенка.
3. Обследование детей с заиканием по запросу родителей. Проводилось на протяжении всего учебного года.

28 апреля 2014 года дети прошли психолога – медика - педагогическую комиссию, в результате которой прослеживается положительная динамика. Итоги ПМПК:

Начало учебного года: Конец учебного года:

Лёгкая степень заикания -7 Легкая степень заикания -5

Средняя степень заикания-9 Средняя степень заикания -1

Тяжелая степень заикания-1 Тяжелая степень заикания -0

Речь без заикания -11

Итого:

Общее количество детей- 17 детей

Речь без заикания- 11 детей – 65%

Речь без улучшения-4 ребёнка - 24%

Речь с улучшением-2 ребёнка- 11%

Коррекционно-развивающая деятельность.

«Свои способности человек может узнать,

Только попытавшись применить их на деле».

Сенека

Коррекционно-развивающее направление – создание условий, направленных на коррекцию речевого развития детей и обеспечивающих достижение ребёнком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. Свою коррекционно-развивающую деятельность проводила с учетом результатов обследования детей. На начало учебного года были сформированы подгруппы по степени и тяжести заикания. Групповые и подгрупповые занятия по коррекции заикания проводились не менее 2-3 раз в неделю, согласно утвержденному расписанию по 20-30 мин. в игровой, занимательной форме, целью которых является формирование навыков свободного общения, активности в поведении и речи. Осуществлялись индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2-3 раза в неделю.Занятия по коррекции заикания проводились по традиционным методикам и с применением компьютерных инновационных оздоровительных технологий. В свое работе использовала следующие методики: методику Л.З. Андроновой-Арутюнян, методику А.И. Богомоловой, Парадоксальную дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой, системуН.А.Власовой, Г.А.Волковой, Е.Н.Соловьёва, Н.Ю.Морозовой, Ю.Б. Некрасовой, систему реабилитации взрослых заикающихся В.М.Шкловского. По желанию родителей и рекомендациям врача дети с заиканием посещали в ЦКРОиР занятия психолога, получали физиотерапевтические процедуры и массаж. Все занятия проходили в форме игры (разнообразные дидактические игры, игры с пением, подвижные игры, игры-драматизации, стихотворный текст, проза, настольный и пальчиковый театр). Очень хочется отметить работу педагога – психолога ЦКРОиР Крук Ю.А и поблагодарить за тесное и взаимное сотрудничество. По моим рекомендациям родители обращались за помощью к психологу. Никогда Юлия Анатольевна не отказала родителям в консультации, и в течение всего учебного года дети с тяжёлой и устойчивой формой заикания проходили занятия с педагогом-психологом.Так же хочется отметить, что не все дети смогли пройти курс массажа. Рабочий день специалиста по массажу заканчивался в 15.30, а у меня занятия начинались во вторую смену. Очень хочется, что бы на следующий год все дети получили массаж.

В течение учебного года регулярно отслеживала результаты и достижения каждого ребенка. А так как «Заикание - тяжелая болезнь, поражающая не только коммуникативную, но и вызывает сильнейшие эмоциональные последствия». С.Б.Скобликов, то приходилось постоянно, долго и настойчиво искать новые методы и способы коррекции заикания.Заикание — тяжелое речевое нарушение, требующее комплексной работы разных специалистов: врачей, психологов, логопедов. Дети с заиканием испытывают большие трудности при общении со сверстниками; в процессе обучения, отстают в социальном развитии, и это всё значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию. И если не лечить заикание у детей, то это может негативно сказаться на уровне общего развития, формировании личности и умственных способностей. Для меня важен, интересен и неповторим каждый ребёнок, с которым я работаю. Каждый ребёнок является личностью со своим темпераментом, характером, привычками, способностями, и каждый требует к себе особого индивидуального подхода.

Консультативно-методическая.

"...Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний".

В.А.Сухомлинский

Работа по устранению заикания - сложный, длительный процесс. Она не заканчивается в ЦКРОиР, а должна продолжаться дома, поэтому очень важно участие родителей в коррекционном процессе. Старалась включать родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Регулярно оказывала помощь родителям в вопросах обучения и воспитания ребёнка с заиканием. С этой целью в течение года регулярно проводила мини-беседы и индивидуальные консультации для родителей по вопросам коррекции и профилактики заикания, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. А так же некоторым родителям давались рекомендации пройти дополнительное обследование врачей (невропатолог, детский психиатр). В марте 2014 г. среди родителей проводилось анкетирование. По результатам анкеты родители оценили высокую степень выраженности профессиональных умений и навыков учителя-дефектолога. Отметили высокий уровень профессионализма, доброе отношение к ребёнку, всегда позитивный посыл на успех, доброжелательность, расположение к себе, умение найти подход к ребёнку, увлечь и понять, ответственность. Гейлаш А.Б. написала: « Мой ребёнок с большим удовольствием посещает занятия», Н.В.Эйсмонт отметила: «Умение принять ребёнка таким, каким он является»,Кервяк Л.Н:«Всегда позитивный посыл на успех»,Воронцова Н.Н.:«Высокое знание своего дела».Милюк М.А.:«Эмоциональная поддержка и большое внимание к моему ребёнку».

В течение года регулярно консультировалась у учителя-дефектолога ЦКРОиР Нерад Е.Еи очень хочется поблагодарить её за своевременную и квалифицированную помощь и пожелать ей крепкого здоровья.

На протяжении учебного года регулярно посещала методические объединения ЦКРОиР для учителей-дефектологов.

Наши рекомендации