Процессуальная характеристика

Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы.

1. Подготовка дошкольников к развитию речи на умение работать по указанию, копировать рисунок, выбор парных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание.

2. Оптимальное чтение - это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту): ежеурочные пятиминутки чтения; зрительные диктанты по И.Т. Федоренко (ежедневно); жужжащее чтение; артикуляционные упражнения; пересказ содержания; составление вопросов по тексту; чтение перед сном.

3. Увеличение быстроты письма: уменьшить высоту строчных букв до 2,5 мм.

4. Повышение орфографической грамотности: диагностические диктанты; применение игровых словариков; обучение пересказу.

5. Совершенствование вычислительных умений: усвоить таблицы умножения; увеличить частоту тренировок; упражнения с демонстрационными карточками, сорбонками (карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти).

6. Сохранение учебных умений в период каникул: применение тетрадей с печатной основой; ежедневные короткие упражнения; летние задания для перешедших в 5-й класс.

Общеорганизационные рекомендации:

– диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки;

– деление учебного года на 3 части – триместры;

– организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе;

– оптимально оценивать: применять в 1-2-х классах только отметки «хорошо» и «отлично»;

– стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного.

Для этого следует знать специфические черты технологии обучения: диагностично поставленные цели, ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, постоянная обратная связь – текущая и итоговая оценка результатов, воспроиз­во­ди­мость всего обучающего цикла.

Диагностичная постановка целей обучения в конкретной учебной дисциплине состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, таких действиях, которые при проверке учитель, ТСО или эксперт может опознать и измерить уровень их сформированности.

В традиционном подходе учитель ставит цели «неинструментально» изучить теорему, ознакомить с принципом действия, выразительно читать текст, решать квадратные уравнения и пр. - эти цели не описывают действия ученика. Технология исходит из того, что цель обучения - изменение состояния ученика: его знаний (мыслей), чувств, поведения (т.е. действий в определенной ситуации). Вот примеры формулирования учебных целей (по американскому психологу Б. Блуму).

Таблица11. Примеры формулирования учебных целей (по Б. Блуму)

Категории целей Обобщенные формулировки целей
1. 3нание: запоминание и воспроизведение материала - от фактов до теории. Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы.
2. Понимание: умение преобразовать, интерпретировать материал, предложить следствия, предсказать результаты действий. Ученик объясняет факты, связи между явлениями, преобразует материал (из словесной формы в математическую), описывает следствия, вытекающие из данных.
3. Применение: умение использовать материал в стандартных и новых ситуациях. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода.
4. Анализ: умение выделить части из целого, взаимосвязи, принципы организации целого. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видит сходство и различие явлений.
5. Синтез: умение комбинировать элементы, чтобы получать целое, обладающее новизной. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решения какой-либо проблемы с опорой на знания из разных областей.

Каждая новая категория означает более высокий уровень усвоения. Такая формулировка целей обучения позволяет учителю инструментально, диагностично ставить цели: ученик воспроизводит, выделяет, описывает, применяет, сравнивает и пр. Все эти действия надо выработать у ученика и проверить степень их развитости.

Проблема постановки учебных целей состоит, однако, в том, что не всякий учебный материал подвергается такой обработке (например, русская литература). Цели творческого характера трудно описать в конкретных диагностируемых признаках. Поэтому рекомeндуется стандартизировать описание целей репродуктивного характера и в зависимости от предмета; вместе с тем примириться с некоторой степенью неоднозначности описания целей творческого характера.

В технологии В.Н. Зайцева имеется пакет диагностических методик для выявления отклонений от нормы и банк частных (локальных) методик для психолого-педагогической коррекции (лечения).

Предтечи, разновидности, последователи

& Технология развития речи в начальной школе (Е.Ю. Коростелева, с.ш. № 55 г. Толь­ят­ти).

Придается большое значение оптимальной последова­тельности выполнения сложной работы.

1) умение работать по указанию,

2) рисование,

3) развитие ассоциативной памяти,

4) развитие зрительной памяти,

5) работа над словарным запасом.

1. Графический диктант. На листах бумаги в клетку ученики строят под диктовку учителя ломаную линию. Учительница О.А. Терентьева из Ярославля доказала, что оптимально для первоклассников количество отрезков 10-12, что первые два-три дня надо строить только горизонтальные и вертикальные отрезки (провести от заданной точки линию вверх на две клеточки, вправо на три клеточки и т.д.), а потом, ознакомив детей с построением наклонных отрезков (вправо-вниз и др.), усложнить задания. Упражнение выполняется ежедневно при­мер­но в течение одной недели – до достижения 90-процентной выполняемости.

2. Рисование по клеткам. Проводится ежедневно в течение примерно 2 недель – до достижения 90-процентной вы­полняемости. В первый день рисунки самые простые, по мере повышения результативности предлагаются все более сложные рисунки.

3. Развитие ассоциативной памяти. Используются парные картин­ки: елка и шишка, конура и собака, ученик и книга, и др. Упражнения проводятся ежеднев­но – до 90-процентной выполняемости. Картинки выве­шиваются двумя рядами по пять штук в каждом. Картинки одной пары не должны находиться рядом. Каждый день экспозиция освежается – заменяются две пары картинок новыми. Детей надо предупредить, что ответ не надо выкрикивать, а, подняв руку, подождать, когда подойдет учитель, и сказать шепотом.

4. Развитие зрительной памяти. На доске вывешиваются тремя рядами 9-10 картинок и закрываются листом бумаги. После объяснения упражнения учителем лист убирается на 30 секунд. Ребята молча рассматривают картинки, стараясь запомнить изображе­ния. После того, как картинки снова завешены, дети зарисовывают их по памяти. В первый день вывешивается всего три картинки. После того, как 90 процентов учеников выполнят задание, количество картинок увеличивается на одну. Каждый день экспозиция освежается на 3-4 картинки. При большом количестве картинок задание считается выполненным, если ученик запомнил и нарисовал пять картинок. Упражнения проводятся ежедневно в течение примерно 3 недель. Картинки должны быть простыми: кружок, треугольник, стаканчик, яблоко, груша, так как в сентябре-октябре первоклассники еще не умеют писать.

В общей сложности 4 упражнения технологии занимают по пять минут ежедневно в течение примерно двух месяцев.

Рекомендуемая литература

1. Баева Т.В. Игровой словарик: - Самара, 1995.

2. Зайцев В.Н. Быстрое чтение. Резервы, возможности, результаты // Народное образование. -1989. - № 8.

3. Зайцев В.Н. Вычислительные умения // Народное образование. - 1991. - №3.

4. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола, 1992.

5. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. - М.: Народное образование, 2000.

6. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991.

7. Зайцев В.Н. С чего начать. - Самара, 1995.

8. Зайцев В.Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3.

9. Зайцев В.Н. Умножение и деление. - Самара, 1995.

10. Зайцев В.Н., Разин А.Ф. и др. Мамина школа. - Самара, 1995.

Наши рекомендации