Процессуальная характеристика
Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: упражнений, тренингов, объединяющихся в следующие группы.
1. Подготовка дошкольников к развитию речи на умение работать по указанию, копировать рисунок, выбор парных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание.
2. Оптимальное чтение - это осмысленное чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту): ежеурочные пятиминутки чтения; зрительные диктанты по И.Т. Федоренко (ежедневно); жужжащее чтение; артикуляционные упражнения; пересказ содержания; составление вопросов по тексту; чтение перед сном.
3. Увеличение быстроты письма: уменьшить высоту строчных букв до 2,5 мм.
4. Повышение орфографической грамотности: диагностические диктанты; применение игровых словариков; обучение пересказу.
5. Совершенствование вычислительных умений: усвоить таблицы умножения; увеличить частоту тренировок; упражнения с демонстрационными карточками, сорбонками (карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти).
6. Сохранение учебных умений в период каникул: применение тетрадей с печатной основой; ежедневные короткие упражнения; летние задания для перешедших в 5-й класс.
Общеорганизационные рекомендации:
– диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки, взаимопроверки, самопроверки;
– деление учебного года на 3 части – триместры;
– организовать класс преемственности - четвертый год обучения для тех, кто не достиг необходимых нормативов для успешного обучения в 5-м классе;
– оптимально оценивать: применять в 1-2-х классах только отметки «хорошо» и «отлично»;
– стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного.
Для этого следует знать специфические черты технологии обучения: диагностично поставленные цели, ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей, постоянная обратная связь – текущая и итоговая оценка результатов, воспроизводимость всего обучающего цикла.
Диагностичная постановка целей обучения в конкретной учебной дисциплине состоит в том, что цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, таких действиях, которые при проверке учитель, ТСО или эксперт может опознать и измерить уровень их сформированности.
В традиционном подходе учитель ставит цели «неинструментально» изучить теорему, ознакомить с принципом действия, выразительно читать текст, решать квадратные уравнения и пр. - эти цели не описывают действия ученика. Технология исходит из того, что цель обучения - изменение состояния ученика: его знаний (мыслей), чувств, поведения (т.е. действий в определенной ситуации). Вот примеры формулирования учебных целей (по американскому психологу Б. Блуму).
Таблица11. Примеры формулирования учебных целей (по Б. Блуму)
Категории целей | Обобщенные формулировки целей |
1. 3нание: запоминание и воспроизведение материала - от фактов до теории. | Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы. |
2. Понимание: умение преобразовать, интерпретировать материал, предложить следствия, предсказать результаты действий. | Ученик объясняет факты, связи между явлениями, преобразует материал (из словесной формы в математическую), описывает следствия, вытекающие из данных. |
3. Применение: умение использовать материал в стандартных и новых ситуациях. | Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода. |
4. Анализ: умение выделить части из целого, взаимосвязи, принципы организации целого. | Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видит сходство и различие явлений. |
5. Синтез: умение комбинировать элементы, чтобы получать целое, обладающее новизной. | Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решения какой-либо проблемы с опорой на знания из разных областей. |
Каждая новая категория означает более высокий уровень усвоения. Такая формулировка целей обучения позволяет учителю инструментально, диагностично ставить цели: ученик воспроизводит, выделяет, описывает, применяет, сравнивает и пр. Все эти действия надо выработать у ученика и проверить степень их развитости.
Проблема постановки учебных целей состоит, однако, в том, что не всякий учебный материал подвергается такой обработке (например, русская литература). Цели творческого характера трудно описать в конкретных диагностируемых признаках. Поэтому рекомeндуется стандартизировать описание целей репродуктивного характера и в зависимости от предмета; вместе с тем примириться с некоторой степенью неоднозначности описания целей творческого характера.
В технологии В.Н. Зайцева имеется пакет диагностических методик для выявления отклонений от нормы и банк частных (локальных) методик для психолого-педагогической коррекции (лечения).
Предтечи, разновидности, последователи
& Технология развития речи в начальной школе (Е.Ю. Коростелева, с.ш. № 55 г. Тольятти).
Придается большое значение оптимальной последовательности выполнения сложной работы.
1) умение работать по указанию,
2) рисование,
3) развитие ассоциативной памяти,
4) развитие зрительной памяти,
5) работа над словарным запасом.
1. Графический диктант. На листах бумаги в клетку ученики строят под диктовку учителя ломаную линию. Учительница О.А. Терентьева из Ярославля доказала, что оптимально для первоклассников количество отрезков 10-12, что первые два-три дня надо строить только горизонтальные и вертикальные отрезки (провести от заданной точки линию вверх на две клеточки, вправо на три клеточки и т.д.), а потом, ознакомив детей с построением наклонных отрезков (вправо-вниз и др.), усложнить задания. Упражнение выполняется ежедневно примерно в течение одной недели – до достижения 90-процентной выполняемости.
2. Рисование по клеткам. Проводится ежедневно в течение примерно 2 недель – до достижения 90-процентной выполняемости. В первый день рисунки самые простые, по мере повышения результативности предлагаются все более сложные рисунки.
3. Развитие ассоциативной памяти. Используются парные картинки: елка и шишка, конура и собака, ученик и книга, и др. Упражнения проводятся ежедневно – до 90-процентной выполняемости. Картинки вывешиваются двумя рядами по пять штук в каждом. Картинки одной пары не должны находиться рядом. Каждый день экспозиция освежается – заменяются две пары картинок новыми. Детей надо предупредить, что ответ не надо выкрикивать, а, подняв руку, подождать, когда подойдет учитель, и сказать шепотом.
4. Развитие зрительной памяти. На доске вывешиваются тремя рядами 9-10 картинок и закрываются листом бумаги. После объяснения упражнения учителем лист убирается на 30 секунд. Ребята молча рассматривают картинки, стараясь запомнить изображения. После того, как картинки снова завешены, дети зарисовывают их по памяти. В первый день вывешивается всего три картинки. После того, как 90 процентов учеников выполнят задание, количество картинок увеличивается на одну. Каждый день экспозиция освежается на 3-4 картинки. При большом количестве картинок задание считается выполненным, если ученик запомнил и нарисовал пять картинок. Упражнения проводятся ежедневно в течение примерно 3 недель. Картинки должны быть простыми: кружок, треугольник, стаканчик, яблоко, груша, так как в сентябре-октябре первоклассники еще не умеют писать.
В общей сложности 4 упражнения технологии занимают по пять минут ежедневно в течение примерно двух месяцев.
Рекомендуемая литература
1. Баева Т.В. Игровой словарик: - Самара, 1995.
2. Зайцев В.Н. Быстрое чтение. Резервы, возможности, результаты // Народное образование. -1989. - № 8.
3. Зайцев В.Н. Вычислительные умения // Народное образование. - 1991. - №3.
4. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола, 1992.
5. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. - М.: Народное образование, 2000.
6. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. - М.: Просвещение, 1991.
7. Зайцев В.Н. С чего начать. - Самара, 1995.
8. Зайцев В.Н. Самое сложное - простые истины // Народное образование. - 1994. - №3.
9. Зайцев В.Н. Умножение и деление. - Самара, 1995.
10. Зайцев В.Н., Разин А.Ф. и др. Мамина школа. - Самара, 1995.