Социальная педагогика как отрасль знания

Существуют различные определения социальной педагогики. «Социальная педагогика - это научная дисциплина, раскрываю-Определение объ- щая социальную функцию общей педагогики ект и предмет соци- и исследующая воспитательный процесс во альной педагогики всех возрастных группах» (Х.Мискес, Гер­ мания).

«Смысл социальной педагогики - помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения» (Е. Молленхауер, Германия).

«Социальная педагогика - это наука о воспитательных влия­ниях социальной среды» (В. Д. Семенов, Россия).

Предложенные в настоящем пособии понимание воспитания как части социализации и выделение в социальной практике социального воспитания как одного из четырех видов воспи­тания (наряду с семейным, религиозным и коррекционным) по­зволяют дать иное определение социальной педагогики и ее

предмета.

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая соци­альное воспитание в контексте социализации, т. е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в органи­зациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части и др.).

Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее предметом исследования воспитательных сил общества и спосо­бов их актуализации, путей интеграции возможностей общест­венных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной ориентации и пози­тивной самореализации человека.

Разделы социаль- Социальная педагогика как отрасль знания ной педагогики включает ряд разделов. Полученные в этих

разделах знания в синтезе позволяют оха­рактеризовать социальное воспитание как один из видов соци-

альной практики и выработать определенные подходы и реко­мендации по его совершенствованию.

Философия социального воспитания разрабатывается на стыке философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматри­ваются фундаментальные методологические и мировоззренче­ские вопросы. В частности, дается трактовка сущности социаль­ного воспитания и его задач; на основе определенного понима­ния образа человека разрабатываются общие подходы к соот­ношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и принципы социального воспитания и т. д. Варианты ответов на названные вопросы предложены в соответствующих разделах настоящего пособия (например, о социализации и чело­веке как ее объекте, субъекте и жертве, о принципах воспитания и в др.).

Социология социального воспитания исследует социализацию как контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть социализации (об этом идет речь в разделах о социализации и ее факторах). Полученные знания создают воз­можность поиска путей и способов использования их воспита­тельных потенций, нивелирования отрицательных и усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социа­лизации. А в целом, знания, полученные социологией социально­го воспитания, могут стать основой поисков путей интеграции воспитательных сил общества (они нашли отражение в разделах о государственной, региональной и муниципальной системах вос­питания и в некоторых других).

Социально-педагогическая виктимология исследует те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприят­ных условий социализации, в ней определяются направления со­циальной и педагогической помощи им (о чем шла речь в разделе об издержках социализации).

Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогно­зирует функционирование социального воспитания. Исходя из положений философии социального воспитания, учитывая дан­ные социологии социального воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют; содержание жизнедеятельно­сти воспитательных организаций; содержание и характер индиви­дуальной помощи человеку и т. д. (об этом шла речь в соответст­вующих разделах пособия).

психология социального воспитания на основе социально-психо­логических характеристик групп и человека, их особенностей на

различных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспита­ния (в пособии эти данные использованы в разделах об организа­ции взаимодействия, о самоорганизации и в ряде других).

Методика социального воспитания отбирает из практики и конструирует новые способы целесообразной организации со­циального воспитания (об этом идет речь в седьмой главе посо­бия).

Экономика и менеджмент социального воспитания исследуют, с

одной стороны, потребности общества в определенном качестве «человеческого капитала», а с другой - экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Кроме того, в этом разделе рассматри­ваются вопросы управления социальным воспитанием (вопросы управления рассматриваются в разделах пособия, посвященных системам воспитания различного уровня).

Социальная педа-В предложенных в настоящем пособии под-гогика как интегра- подходах определению социальной педагоги-тивная отрасль ки, ее объекта, предмета и разделов автор знания исходит из того, что в XX столетии педаго­ гика в целом объективно стала отраслью интегративного знания (на что в 60-е гг. обращал внимание кол­лег X. И. Лийметс).

Это связано с тем, что именно в XX в. получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психо­логия (в частности, возрастная и социальная), этнология, социо­логия и многие другие, данные которых существенно расширили представления об объективных процессах и закономерностях раз­вития человека в социуме.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, мо­жет делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко-и обществознания, а с другой - трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Социальная педа- Разрабатывая свой круг проблем, социаль-гогика и другие ной педагогике необходимо широко опи-отрасли педагогиче- раться на историю педагогики (изучающую ского знания развитие педагогических идей и теорий), историю воспитания (в ней идет речь о том,

как складывалась практика воспитания на различных этапах раз­вития человечества в целом и в отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную педагогику (изучающую теорию и практику воспитания в зарубежных странах на совре­менном этапе), дидаскологию.

Весьма важны и взаимополезны тесные теоретические и иссле­довательские взаимосвязи социальной педагогики с семейной, конфессиональными и коррекционной педагогиками.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профес­сионального образования, педагогика закрытых учреждений раз­личного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная педагогика, педагогика среды, военная педагогика, про­изводственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше слу­чаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим конкретизации в связи с теми функция­ми, которые присущи той или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика соци­ального воспитания в средней школе существенно отличается от методики профессионального воспитания и т. д.).

Социальная педа- Философия и социальная педагогика. Филосо-гогика и другие фия ставит коренные вопросы человеческого отрасли человеко- бытия и, пытаясь дать на них ответы, выра-и обществознания батывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека.

Социальная педагогика, в частности ее раздел «Философия со­циального воспитания», исследуя свои проблемы, с большей или меньшей мерой осознанности исходит из определенных взглядов на человека и его воспитание. В этих взглядах всегда можно обна­ружить те или иные философские основания.

Этика и социальная педагогика. Этика анализирует общие зако­ны развития моральных представлений и отношений, а также ре­гулируемые ими формы морального сознания людей и их мораль­ную деятельность.

Социальная педагогика использует и учитывает сформулиро­ванные этикой принципы нравственности, определяя цели и раз­рабатывая методы воспитания, исследуя проблемы межличност­ного взаимодействия и другие вопросы философии, теории и ме­тодики социального воспитания.

Социология и социальная педагогика. Социология - наука о за­кономерностях становления, функционирования и развития об­щества в целом, социальных отношений и социальных общностей.

Социология социального воспитания, изучая проблему социали­зации, использует данные ряда отраслей социологического знания:

социологии возраста, социологии города и деревни, социологии досуга, социологии массовой коммуникации, социологии молоде­жи, социологии морали, социологии образования, социологии пре­ступности, социологии религии, социологии семьи.

Разрабатывая проблемы теории и методики социального воспи­тания, социальная педагогика принимает во внимание данные со­циологии, характеризующие социальный контекст, в котором осу­ществляются воспитание, анализ особенностей, свойственных раз­личным регионам и типам поселений, ценностных ориентации от­дельных возрастных и социально-профессиональных групп населе­ния.

Этнография, этнопсихология и социальная педагогика. Этногра­фия изучает бытовые и культурные особенности народов. Этно­психология - отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности форми­рования и функции национального самосознания, этнических

стереотипов и т. д.

Социология и психология социального воспитания используют данные об этнических особенностях возрастной периодизации жизненного пути человека, о факторах, определяющих положение людей того или иного возраста и пола в этносе; об этнической специфике и закономерностях социализации и воспитания; о ка­ноне человека в различных этносах и т. д.

Разрабатывая теорию социального воспитания, принимаются в расчет данные этнографии и этнопсихологии. Этнические особен­ности необходимо учитывать при определении конкретных задач и содержания воспитания, при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспитания. При этом целесообразно аккумулировать сложившиеся в этносе и оп­равдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам воспи­тания способы воспитания и использовать их в системе социаль­ного воспитания в рамках данного этноса. Кроме того, имеет смысл искать способы в возможных и разумных рамках интенси­фицировать или нивелировать и компенсировать некоторые этни­ческие особенности социализации и воспитания.

Социальная и возрастная психология и социальная педагогика. Социальная психология изучает закономерности поведения и дея­тельности людей, обусловленные фактом их включения в соци­альные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Возрастная психология изучает возрастные особенно­сти и динамику психики человека, а также возрастные факторы

развития личности.

Социальная педагогика использует данные социальной и воз­растной психологии, исследуя проблемы социализации и виктимо-

логии, разрабатывая психологию и методику социального воспи­тания.

В реальности связь социальной педагогики с другими науками весьма различна. Данные социальной психологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные прак­тически до сих пор остаются невостребованными. Такое положение объясняется как недостаточным развитием социально-педагогиче­ских знаний, так и тем, что в названных выше науках далеко не в полной мере изучены те процессы и явления, данные о которых мог­ли бы быть использованы в социально-педагогических концепциях.

Использование в социальной педагогике идей и данных дру­гих наук имеет определенные трудности и издержки. В качестве предостережения назовем наиболее типичные. Во-первых, заим­ствованные идеи и данные не всегда «переварены» для нужд со­циальной педагогики, не адаптированы к ее предмету, не синте­зированы в новое социально-педагогическое знание. Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к социально-педагогическим нуждам. И наконец, в-третьих, не­редко бывает, что социальная педагогика оперирует конкрет­ными данными или идеями других наук, которые на самом деле уже устарели.

Функции Социальная педагогика как отрасль зна-социальной педа- ния обладает рядом функций: теоретико-гогики познавательной, прикладной и гуманисти­ ческой.

Теоретико-познавательная функция выражается в том, что со­циальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стре­мится составить наиболее полную картину изучаемых ею процес­сов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания. ,

Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выяв­лением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организаци­онно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.

Гуманистическая функция выражается в разработке целей со­вершенствования социально-педагогических процессов, создаю­щих благоприятные условия для развития личности и ее самореа­лизации.

Функции социальной педагогики как интегративной отрасли знания реализуются в более полной мере, если в исследовании ее предмета применяется принцип дополнительности.

Наши рекомендации