Семинарское занятие № 8

Тема занятия: Воспитание патриотизма и интернационализма.

Основные базовые понятия: толерантность, патриотизм, интернационализм, гражданственность, этнос, социокультурная толерантность, воспитательная система, компоненты воспитательной системы.

Вопросы для обсуждения:

1. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения.

2. Актуальность, определение, критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Воспитание патриотизма и интернационализма.

4. Система работы учителя начальных классов по формированию патриотизма и интернационализма качеств.

Задание для самостоятельного осмысления для всех (домашнее задание, выполняются самостоятельно и предоставляются преподавателю на занятии)

1. Составьте опорный конспект по лекции (1,5 – 2 стр.).

2. Выпишите и выучите основные понятия по теме (укажите источник).

3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов к практическому занятию.

4. Проведите сравнительный анализ современных трактовок понятий «патриотизм» и «интернационализм».

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение на одну из тем:

- «Патриотизм в истории Российского государства».

- «Современная социально-политическая ситуация в России»;

- «Особенности межнациональных отношений в стране».

При рассмотрении первого вопроса следует иметь в виду, что это один из острых вопросов стоящих перед современным обществом. К тому же это один из самых сложных вопросов педагогики.

Обратите внимание на то, что формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, является частью правового воспитания и имеет огромное значение в социально гражданском и духовном развитии человека.

Следует уяснить что, культура межнациональных отношений есть нечто иное, как высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности представителей нации, в их общении и недопущении какого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов.

При подготовке вопросов следует обратить внимание на то, что для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств:

- потребностно-мотивационный компонент;

- когнитивно-интеллектуальный;

- эмоционально-чувственный;

- поведенческий;

- волевой.

План занятия

1. Проверка домашнего задания:

а) тестирование, терминологический диктант

б) обсуждение вопросов занятия № 1, 2 (5-10 мин.);

в) обсуждение обязательного домашнего задания (5-10 мин.);

г) работа в микрогруппах: обсуждение вопроса «Возможности общеобразовательной школы в воспитании патриотизма как качества личности» (10 мин.).

5. Обсуждение вопросов для самоконтроля (15-20 мин.).

1. Сущность понятия «культура межнационального общения»?

2. Каковы критерии сформированности культуры межнационального общения.

3. Каковы возможности общеобразовательной школы в воспитании данного качества личности?

4. В чем состоит сущность патриотизма и интернационализма как нравственных качеств личности?

5. Какой должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и интернационализма?

6. Каковы формы патриотического и интернационалистического воспитания?

7. Какие мероприятия могут быть проведены педагогом в целях патриотического и интернационалистического воспитания школьников?

3. Заслушивание сообщений, подготовленных индивидуально (10-15 мин.).

4. Самостоятельная работа по микрогруппам (15-20 мин.):

Составление плана работы классного руководителя по направлению патриотического и интернационалистического воспитания школьников.

5. Подведение итогов изучения темы (5 мин.):

а) рефлексия;

б) самооценка работы на занятии.

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с. - ISBN 5-7695-5654-8

2. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн.: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика". Книга 3 : Теория технологии воспитания / И. П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2007. - 463 с. - (Педагогика и воспитание). - ISBN 978-5-691-01559-5

Дополнительная

1. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 256 Воспитание младшего школьника: пособие / Ковинько Л.В., сост. - М.: Академия, 2000. - 288с. - (педагогическое воспитание).

2. Спенсер Г.Воспитание: умственное, нравственное и физическое / Г. Спенсер; Пер. с англ. М.А. Лазаревой. - М.: УРАО, 2002. - 288 с. - (Новая педагогическая библиотека). - ISBN 5-204-00216-2

3. Поставнев В.М.Актуальные вопросы теории и практики воспитания в начальной школе / В. М. Поставнев, И. В. Поставнева // Начальная школа. - 2008. - №12. - С.4-11.

4. Райхлина Е.Л.Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи / Е. Л. Райхлина // Воспитание школьников. - 2009.- №9. - С. 9-13.

Наши рекомендации