Общественная направленность воспитания

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «обще­ственный институт,

призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера,

убеждением и при­нуждением к практической деятельности и к неуклонному

применению в жизни усвоенных правил» (Г.Сент-Джон). В различные времена

содержание этого принципа менялось, при­обретая то большую общественную, то

государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он

также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения — воспитание

должно готовить человека к актив­ной общественной и счастливой личной жизни —

сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем

успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины.

Воспитание ориентировано на под­держку и упрочение государственного строя, его

институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных ка­честв на

основе принятых и действующих в государстве идео­логии, конституции, законов.

Этот принцип требует подчине­ния всей деятельности педагога задачам воспитания

подраста­ющего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания

и направляет деятельность воспитателей на форми­рование социально необходимого

типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель

осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государствен­ные и

общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными

интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру

целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и

личности реализация принципа затрудняется, становится не­возможной. У

воспитателя недостает конкретного фактическо­го материала для полноценного

воспитания. Школа — не госуч­реждение, а социальный институт,

общественно-государствен­ная система, призванная удовлетворять образовательные

запро­сы государства в той же мере, как общества и личности. Нару­шение этого

взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный

институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно

общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодо­лена

отчужденность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от

процессов, происходящих в обще­ственной жизни, а также узость и корпоративность

профессио­нальных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами,

а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.

[9]

Для преодоления процесса огосударствления школы в разных странах создана сеть

частых (общинных) школ, реали­зующих цели определенных слоев общества,

которые могут и не совпадать с государственными. И, несмотря на то, что

обучение в государственных школах бесплатное, а в частых — платное,

большинство населения (от 50 до 80—85% в различных регионах) предпочитает

платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностных

ценностях.

Реализуя принцип общественной направленности воспита­ния, важно добиваться

практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками.

При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословие, ибо воспитание

осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где

складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт

поведения и общения, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая,

спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее

значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы

деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и

деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой

воспитательный эффект.

В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию

разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным

формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного

просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными

практическими делам, положительным социальным опытом в общении и совместной

деятельности с другими людьми.

К сожалению, опыт эффективного гражданского воспитания у нас утерян,

приходится обращаться к своему прошлому, к зарубежным воспитательным

системам, накопившим немало ценного в этой области. «Главная задача школы —

воспитание граждан, которые поддерживают государственные институты и уважают

законы государства» (Г. Форд» бывший президент США). На достижение этой цели

в школы направляются зна­чительные финансовые средства. Президент США Клинтон

победил на выборах именно потому, что пообещал избирате­лям вложить в

развитие системы образования в четыре раза больше средств, чем его соперник.

Один из эффективных путей реализации принципа — введение специальных школьных

предметов и наполнение соот­ветствующим содержанием других школьных

дисциплин. В практику американской школы, например, прочно вошло

пре­подавание Ушни-курсов продолжительностью от двух недель до нескольких

месяцев, таких, как «Отношения между странами», «Социальные проблемы» и т. п.

Для всех классов созданы под­готовленные видными специалистами учебные

пособия: «Закон и американское общество» (для 9—11 классов), «Выдающиеся

процессы Верховного суда» для( 7—8 классов), «Важнейшие статьи Конституции»

(для 11 класса) и многие другие. Издают­ся тематические серии, состоящие из

нескольких учебников: «Закон и город», «Землевладелец и арендатор», «Закон и

потре­битель», «Бедность и процветание», «Преступление и правосу­дие» и т. д.

В американских школах и школах других западных стран очень многое делается

для формирования привлекательного образа общества и государства, воспитания

положительного от­ношения к его идеалам и ценностям. Это, в частности,

дости­гается внушением юным гражданам выгодных правительству, хотя и не

всегда бесспорных идей. «Наша страна не во всем еще достигла совершенства, но

это наша Америка и мы ее любим» (учебник для 8 класса); «Несмотря на наши

проблемы, большая часть мира считает нас своим лидером» (учебник для 7

класса); «Если в наши дни вы поедете от одного побережья страны до другого,

то большинство американцев скажут вам, что любой из них имеет полную

возможность получить образование, вы­сокооплачиваемую работу и иметь

собственный дом» (учебник для 7 класса).

Наши возможности пока скромнее. Однако даже при недо­статке или отсутствии

соответствующих пособий процессы, происходящие в обществе, дают вполне

достаточный материал для осуществления эффективного гражданского воспитания.

В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства. Поэтому

и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной

ответственности вырабатывается несколько позже — в школе второй ступени. На

всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии

преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой

ступени дети легко усваивают такие понятия, как «конституция», «власть»,

«авторитет», «закон» ответственность», «правительство» и др., если их

формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается

практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет,

развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские

качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам. Актуальная

задача — преодоление в ближайшие годы апатии инертности и социального

отчуждения молодежи. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов

социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей

не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей

семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к

общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не

предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и

система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья,

создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни. «Не

для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ.

Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от

жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой

зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых

отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он

целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности. Поэтому

воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные

полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним.

Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники

приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически,

уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют

моральные качества.

Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с

жизнью стал одним из основополагающих в большинстве воспитательных систем.

Он требует от вос­питателей активной деятельности в двух главных

направлени­ях: 1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с

общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2)

привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам

общественно полезной деятельности.

Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям

возможность достичь необходимого педаго­гического эффекта. Чем меньше возраст

ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие

привычки поведения; пластичность его нервной системы поз­воляет достигать

высоких результатов при решении всех воспи­тательных задач. И.Л. Павлов

указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влиянием

окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал

«жизненным воспитанием». Такое воспитание — «школу жиз­ни» — проходят все

подрастающие поколения. В результате у них накапливается опыт поведения,

вырабатываются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется

сужено — как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в

общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути

для полно­правного участия детей и подростков в решении важных для любого

человека проблем: демократизации общества, соблюде­ния прав человека,

сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд — это

одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему

об­щественных отношений.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога

умения обеспечить:

1. Понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека,

значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его

граждан;

2. Уважение к людям труда, создающим материальные и ду­ховные ценности;

3. Развитие способности много и успешно трудиться, жела­ния

добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную

пользу;

4. Понимание общих основ современного производства,

стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и

основами научной организации труда;

5. Сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности,

выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными

потребностями;

6. Бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам,

стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

7. Нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности,

безответственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству,

лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и

варварскому отношению к природным богатствам.

Наши рекомендации