Религиозные мифы и сказания
Изучая литературные памятники Древнего Востока, нельзя не коснуться и религиозных мифов и сказаний, в которых мы также обнаруживаем своеобразные упоминания о речевых расстройствах и приемах их устранения.
Подходя с позиций материалистической критики религиозных мифов и легенд, отбрасывая сказки о сверхъестественном их происхождении и святости, мы подходим к ним как к памятникам древней литературы, которые дают разнообразный материал для характеристики определенного периода в жизни древнего общества, его экономики, политического строя и идеологии.
В «Библии» («Ветхий Завет») встречается упоминание о трудной речи пророка Моисея, который заикался и говорил невнятно. Интересна версия о предполагаемой причине трудной речи Моисея (сведения об этом почерпнуты нами из еврейского и арабского религиозного эпоса). Когда дочь фараона принесла к своему отцу маленького Моисея с просьбой разрешить усыновить его, фараон взял ребенка к себе на колени и возложил ему на голову свою корону. Моисей сорвал ее и бросил. Советники фараона увидели в этом дурное предзнаменование: они советовали умертвить его, но один из них заступился за Моисея, заявив, что ребенок сделал это по недомыслию. Он предложил показать ребенку золото и горящие угли и посмотреть, что он выберет. Моисей, естественно, хотел было выбрать ' золото, что имело бы для него роковые последствия, но тут вмешался ангел, который направил его руку, и он потянулся к углям и поднес один из них ко рту. С тех пор Моисей стал трудно говорить.
Анализируя приведенный пример, мы можем предположить, что в далеком прошлом существовал крупный полководец, вождь, который имел недостаток речи. Постепенно образ его жрецами канонизировался, а его поступки и дела облекались в религиозные оболочки. Здесь ярко видно стремление жрецов придать даже факту трудной речи Моисея божественную, сверхъестественную окраску и провидение всевышнего: тут и рука ангела, и непримиримое отношение 3-месячного ребенка к фараону-угнетателю и т. д.
В религиозном эпосе (Библия, Коран, Талмуд) встречаются также и описания чудесных исцелений речевых расстройств. Характерно, что пророки устраняли эти расстройства наряду с другими недугами, поразившими человека. Так, в «Библии» описывается чудотворная деятельность Иисуса, к которому приводили для исцеления всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, бесноватых, лунатиков, расслабленных, и он исцелял их.
«И вот привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус отводил его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его. И, воззрев на небо, вздохнул, и ему: еффаоа, т.е. «отверзись». И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто».
Подобно Христу, но гораздо ранее его, Заратустра (сказание об этом вероучителе сложилось в Иране, по соседству с Сирией и Вавилонией, примерно за 500 лет До возникновения христианства) ходил по стране, учил Вере, творил чудеса, исцелял больных, слепых, горбатых и немых.
Интересно, что в собраниях преданий о чудотворной деятельности пророков различных конфессий, их божественном предначертании, имеются такие, в которых человеческая речь вдруг появляется у животных, соприкасающихся с этими Богом посланными людьми (Валаамова ослица однажды заговорила, протестуя против побоев своего хозяина; бык заговорил, предсказывая рождение Заратустры; осел, на котором ехал из Мекки основатель мусульманской религии Мухаммад, вдруг заговорил человеческим голосом и всем объявил, что он везет величайшего пророка). Забавна сказка и о том, как Мухаммад вдруг одномоментно выучился читать и писать.
Мухаммаду вообще приписывают всякие чудесные видения. Так, однажды, рассказывают почитатели пророка, ночью он вдруг услышал голос, зовущий его. Когда он поднял голову, увидел такой яркий свет, что даже лишился чувств, а когда очнулся, перед ним стоял ангел, в руках которого был исписанный шелковый свиток. «Читай»,— сказал ангел. «Я не читаю»,— сказал Мухаммад, по мусульманским сказаниям бывший неграмотным. «Читай, — повторил ангел, придавив Мухаммада так, что тот решил, что умирает — читай во имя Господа твоего, который создал человека из сгустившейся крови... который научил человека владеть письменной тростинкой». После этого Мухаммад почувствовал, что может читать1.
Отбрасывая забавную сторону религиозных мифов о пророках и их чудотворной деятельности, следует обратить внимание в них на то, что немота, косноязычие, т. е. расстройства речи упоминаются здесь в одном ряду с другими болезнями. Это дает нам право полагать, что речевые расстройства выделялись в Древнем мире и относились здесь к разряду других болезней, поражающих человека.
Исследователям удается в этом отношении проследить элементы медицины в религиозном эпосе2.
Встречаются здесь, в частности, сообщения о внезапной потере речи (афазия). Упоминается это расстройство речи из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В случае развода, например, рекомендовалось предложить больному 3 вопроса и по его ответу (кивком головы) судить о логичности его желания. «Онемел, и был ему предложен вопрос: писать разводный акт твоей жене? И он наклонил голову. Пробуют 3 раза, если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводный акт его жене».
Здесь же при определении вменяемости с целью дифференцированного подхода фигурируют: глухонемые, немые, слабоумные и просто малолетние. Считался невменяемым глухонемой, который с раннего детства осужден на ограниченное умственное общение с миром и лишен, таким образом, нормального духовного развития. И здесь же сразу оговорка, что немой, обладающий слухом (моторная афазия?), или глухой, обладающий речью (сенсорная афазия? или позднооглохший?) —вменяемы. Невменяемы душевнобольные или умственно ограниченные, у которых мозговые функции отклоняются от нормы, и малолетние дети, которые не имеют первых признаков половой зрелости.
В религиозном эпосе мы встречаем примеры немоты, возникшей в результате какого-то нервного потрясения (мутизм?) и излеченной в одном случае испугом (эмоциональный стресс?), а в двух других— молитвой священника (внушение, психотерапия?).
Заключение
Древний Восток — колыбель человеческой культуры. Именно здесь впервые совершен переход к рабовладельческому строю. Государства Древнего Востока — деспотические. Власть деспота обосновывалась, Утверждалась и укреплялась религией.
Изучение письменных памятников Древнего Востока (надписи на пирамидах, саркофагах, папирусы и др.) дает нам представление о культуре, быте, мировоззрениях народов той эпохи.
К числу первых письменных источников, в которых мы находим упоминания о речевых расстройствах, относятся: папирус Эдвина Смита (Египет), медицинские трактаты «Аюрведы» (Индия), «Нянь-цзин» (Китай), религиозные мифы и сказания (Библия, Талмуд, Коран).
В названных письменных памятниках Древнего Востока встречаются упоминание о речевых расстройствах в виде описания случаев потери человеком слуха, речи, контроля над движениями рук и ног (папирус Эдвина Смита); упоминание о расщелинах губы и твердого нёба, описание пластической операции при расщелине губы и деформации носа («Аюрведы»); упоминания о «заячьей губе» и особенностях высокого голоса китайцев («Нянь-цзин»).
В одном из самых древних медицинских трактатов (папирусе Эдвина Смита) впервые упоминается о головном мозге и локализации мозговых функций, управляющих речью и движениями человеческого тела.
В религиозных мифах и сказаниях (Библия, Талмуд, Коран) обнаруживаются: упоминания о разных речевых расстройствах (заикание, косноязычие, внезапная потеря речи, немота (с сохранным слухом), глухота (с сохранной речью), немота на почве нервного потрясения; описание причин, вызывающих заикание и косноязычие (Моисей), и описание «чудесных исцелений» расстройств речи «пророками» (Христос, Заратустра, Мухаммад).
Упоминаются речевые расстройства в религиозном эпосе наряду с умственной отсталостью, глухонемотой, с особенностями несовершеннолетних. Эти упоминания носят юридически-правовой характер с целью определения вменяемости человека,
Таким образом, мы можем полагать, что человек обращал внимание на неправильную речь с древнейших времен истории развития человеческого общества. Недостатки речи мешали общению человека с окружающими и обращали на себя их внимание. Это отразилось в описании случаев неправильной речи в литературных памятниках. Интерес и внимание к речевым недостаткам, естественно, порождали желание прежде всего понять их происхождение. Отсюда первое и единственно возможное в условиях жизни древнего человека — объяснить это влиянием сверхъестественных сил.
Появление специальных знаний, их накопление и систематизация вызывали первые попытки различить разные речевые расстройства и попытки избавиться от них. Естественным было для древнего человека и к этому вопросу подойти вначале с позиции своего религиозно-мистического воображения, с позиции своей веры в сверхъестественные чудеса.