Концептуальные положения. V Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной
v Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков.
v Обучение «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.
v Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.
v Свобода как средство воспитания.
v Обучаемое развитие (воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним).
v Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.
v Приоритет воспитания перед обучением. Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.
v Экология здоровья, культ здоровья.
v Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.
v Подражание как средство обучения.
v Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.
v Единство развития ума, сердца и руки.
v Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).
v Школа для всех.
v Единая жизнь педагогов и учеников.
v Воспитание – искусство, педагог – художник.
Рис. 73. «Древо» вальдорфской педагогики.
Особенности содержания
Воспитание, по Р. Штейнеру, - средство привести духовное в человеке к духовному началу Вселенной, средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Антропософское воспитание исходит из природы ребенка, как оно ее понимает. Развитие человека проходит три семилетних цикла: 7, 14, 21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй - с помощью предметно-образной деятельности, в третьей - формируется абстрактное мышление. Главная задача школы - развитие физических, душевных и духовных сил ребенка. Эта цель находит реализацию во всех элементах школьной системы. Особенное значение придается экспрессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусством, художественным ремеслом, особой вальдорфской гимнастикой - эвритмией, сочетающей музыку, медитацию, слово, физические упражнения.
• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).
• Межпредметные связи.
• Большая роль отводится трудовому воспитанию (переплетное, столярное дело, прикладное искусство, бытовой труд).
Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам» (рис. 73):
Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить;
I класс: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;
II класс: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;
III класс: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;
IV класс: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;
V класс: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;
VI класс: средние века, борьба добра и зла; Рим; физика, проценты, геометрия, строгание;
VII класс: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;
VIII класс: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;
IX класс: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело;
X класс: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;
XI класс: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;
XII класс: история культуры, импровизация во всех сферах.
Особенности методики
Организация учебно-воспитательного процесса.
• Классный учитель – один учитель с 1-го по 8-й класс (преподавание всех основных уроков в первой половине дня, забота об интеллектуальном и духовном развитии каждого ученика, а также установление прочных и дружеских связей с родителями).
• Педагогика отношений, а не требований.
• Метод погружения, «эпохальная» методика.
• Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).
• Использование цвета, красок, изобразительного искусства.
• Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
• Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.
• Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).
• Коллективное познавательное творчество на уроке.
• Обучение самостоятельности, самоконтролю.
• Много игры (учеба должна приносить радость).
• Отрицание отметки.
• Ученическое самоуправление и коллегиальность внутришкольного управления.
• Участие родителей в жизни школы.
Позиция ученика.
– Ребенок в центре педагогической системы.
– Право выбора всего: от формы урока до его плана.
– Право ребенка на ошибки.
– Свобода выбора.
– Право на свободный творческий поиск.
– Отношения ответственной зависимости с коллективом.
Позиция учителя.
– Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.
– Учитель - старший товарищ.
– С детьми к предмету, а не с предметом к детям.
– Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.
– Ожидание созревания сил, заложенных природой.
– Не говорить ребенку «нет», «нельзя».
– Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных).
– Не ставить плохих отметок.
– Не оставлять на второй год.
– Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).
Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление. «Школа есть прежде всего коллегия преподавателей, направленных на понимание развития и потребностей каждого ребенка».
Предтечи, разновидности, последователи
& В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».
& Московская свободная вальдорфская школа (В.Н. Загвоздкин, А.А. Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.
Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины – эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм – рисование сложных узоров, графика.
Эпоха – одна тема на три-четыре недели, в течение которых разными способами, с разных сторон, через образ, ритм, чувство и рассуждения осваивается фрагмент человеческой культуры.
Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших – работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.
& Школа свободного воспитания З.М. Агишевой (Зоя Михайловна Агишева – учитель начальных классов, г. Йошкар-Ола). Приоритеты - забота о здоровье, свобода выбора для ребенка, проживание вместе с детьми их детства, дети - лучшие учителя.
& Семейные школы. Причина возникновения семейных школ – это желание дать детям настоящее образование, делающее человека разносторонним, открытым миру, а не «среднее», нигде не приложимое образование из учебников. Модели школ могут быть три:
1) школа-дом (обучение родителями собственного ребенка);
2) школа-клуб (неофициальное образовательное сообщество нескольких семей и их друзей);
3) самая признанная школа (выдающая аттестаты государственного образца, притом по-прежнему свободная и по-прежнему семейная).
Рекомендуемая литература
1. Ахмаваора У. Обучение письму и чтению в штайнеровских школах // Частная школа. - 1995. - № 6.
2. Вентцель К. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. - М., 1995.
3. Гейдебранд К.Ф. Учебный план свободной вальдорфской школы // Частная школа. - 1997. - № 2.
4. Гуманистическая направленность штейнеровской педагогики: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 1999.
5. Иена-план профессора Петерсона // Частная школа. - 1994. - № 4; 1995. – № 1.
6. Карлгрен Фр. Воспитание к свободе: педагогика Рудольфа Штейнера. – М., 1993.
7. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003.
8. Черкасова О.В. Педагогические основы вальдорфской школы. - Самара: СГУ, 1995.
9. Штейнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос: Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдорфской школы: 6 докладов, прочитанных в Дорнахе с 9 по 17 августа 1919 г. – Калуга, 1992.
10. Штейнер Р. Духовно-душевные основы педагогики. – М., 1997.
11. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. – М., 1995.
12. Штейнер Р. Искусство воспитания. Методика и дидактика. – М., 1996.
13. Штейнер Р. Искусство воспитания: Семинарские обсуждения. – М., 1996.
14. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. – М.: Парсифаль, 1994.
15. Штейнер Р. Познание человека и учебный процесс. – М., 1998.
16. Штейнер Р. Современная духовная жизнь и воспитание. – М., 1997.
17. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? Книга для учителя. – М., 1986.