Положение об оценке учащихся по десятибалльной системе
(Из опыта работы государственных школ Латвии)
В средней школе, как это предусмотрено Положением, организационной формой учебного процесса является система выбора учебных курсов. Успехи ученика по каждому курсу регулярно оцениваются на письменном или устном зачёте (в течение семестра их должно быть не меньше количества уроков в неделю). Нельзя отказываться от текущих проверок, так как они обеспечивают обратную связь в усвоении нового материала.
Количественные результаты выражаются по 10-балльной шкале:
10 — превосходно, 9 — отлично 8 — очень хорошо, 7 — хорошо, 6 — почти хорошо, |
5 — посредственно, 4 — почти посредственно, 3 — слабо, 2 — очень слабо, 1 — очень, очень слабо |
Если знаний, умений практически нет или проверочная работа не сдана без уважительных причин, то выставляется 0 баллов.
Для педагогов 10-балльная система по сравнению с 5-балльной дает больше возможностей показать ученику нюансы в его учебной деятельности, а промежуточное положение «почти хорошо» призывает ученика постараться, чтобы получить «хорошо», «почти посредственно» предупреждает его о возможности скатиться вниз, показывает, что ученик находится в критическом состоянии. Такая оценка является более сильным мо-тивационным стимулом, чем 5-балльная система, не говоря о большей точности 10-балльной системы.
Баллов
В интервале10-8 баллов оценивают результаты учебной деятельности ученика, если он проявляет самостоятельность или инициативу в усвоении знаний, пополняет программный материал дополнительными сведениями, находя или получая новые нюансы в имеющихся знаниях.
Учебные задания выполняет безошибочно -10баллов, если допускает не более 2-3 несущественных ошибок, неточностей или недочетов, число баллов снижается до 9-8.
9-8 баллов получает ученик, если :
• усвоенные знания, умения, навыки находятся на уровне оперативного использования, то есть ученик может их применить в новой нестандартной ситуации;'
• способен решать проблемы и задания творческого характера, находить альтернативные виды решения, осваивать нововведения или изменения и действовать соответственно;
• в. учебной деятельности проявляется талант, творчество, аналитические способности, способности обобщать;
• в зачетных работах или текущих учебных заданиях проявляется персональное отношение;
• у него отличные коммуникативные умения, то есть ученик способен вслушиваться, усваивать чужие мысли, принимать отличительное мнение, его понимать и оценивать, доступно, логично, аргументировано излагать, способен приобретать социальный опыт, сотрудничая с товарищами по учебе и педагогами во время занятий;
• в учебном процессе наблюдается систематическое продвижение — динамика.
7—4балла
В интервале 7—4балла оценивают учебную деятельность ученика, если он усвоил только обязательный уровень учебной программы (ничего дополнительного к ней не смог усвоить).
Число баллов зависит от объема усвоенного материала. Например, если ученик глубоко, основательно, осознанно и правильно усвоил 100—90% учебного материала на уровне требований программы — 7 баллов, 60% учебного материала на уровне требований программы — 4 балла.
На оценку результатов влияет также количество и характер ошибок, например: 0—2 существенные или 0—4 несущественные ошибки или их общее количество — 7—4 балла.
На оценку влияет и уровень усвоения , так как он отражает задатки и способности ученика: ученик решает типовые комбинированные задания, может обосновать теоретическую часть, обнаружить закономерности, классифицировать понятия, то есть ученик усвоил знания на уровне практического их использования — 7 баллов; если учебный материал ученик запомнил, может сформулировать правила, описать существенные признаки, составить описание учебного материала в целом или его составных частей, способен выполнить задания только по аналогии — 4 балла, так как учебный материал усвоил на репродуктивном уровне.
Если в усвоении учебного материала наблюдается личностное отношение, проявляются коммуникативные умения - 7 баллов, если ученик только воспринимает, усваивает и воспроизводит точку зрения источника информации без изложения своих мыслей и личностного отношения — 4 балла.
Если в усвоении учебного материала наблюдается систематическая динамика — 7 баллов, а если только эпизодическая — 4 балла.
Балл
В интервале3—1 балл оценивается результат учебной деятельности ученика, если знания, умения, навы-
ки не соответствуют требованиям учебных программ к данной возрастной группе, но степень усвоения материала можно определить.
Усвоены 60—40% учебного материала — 3балла,20-10% - 1 балл.
Допускается 6—8 существенных ошибок, 9—10 несущественных или общее количество ошибок 8—9 ~ 3 балла, соответственно большее число ошибок — 2—1 балл.
Аналогично оценивается достигнутый уровень:
• если ученик способен воспринять примерно 1/3 учебного материала, запомнить его и воспроизвести с помощью учителя, товарищей или учебных наглядных пособий, выполнить новые учебные задания или задания по образцу — 3 балла;
• если ученик способен воспринять только 1/10 учебного материала, выполняет только примитивные учебные задания — 1 балл;
• слабо развитые коммуникативные умения, личностное отношение проявляется редко, но проявляется — 3 балла; ученик способен услышанное, прочитанное, прочувствованное воспринять, но не может осознать и проявить свое отношение или высказать свою точку зрения — 1 балл;
• в отдельных случаях наблюдается возрастающая динамика 8 учебе- — 3 балла, незначительный прогресс - 1 балл.
Оценка успехов ученика — основная составляющая учебного процесса. Затруднительно в одно учебное задание включить все компоненты учебного процесса и оценить достигнутые результаты по каждому из них в
целом. В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:
• какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом,
• на каком уровнеон его усвоил, каковы его умения и навыки,
• какова оценка его творческой деятельности,
• в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу;
• как действовал в коллективе одноклассников и взрослых;
• удалось ли ему продвинуться вперед в повышении своих результатов в учебном труде.
На основании общего Положения оценки знаний учащихся по десятибалльной системе могут разрабатываться конкретизированные критерии оценки по отдельным учебным дисциплинам.