Положение об оценке учащихся по десятибалльной системе

(Из опыта работы государственных школ Латвии)

В средней школе, как это предусмотрено Положе­нием, организационной формой учебного процесса яв­ляется система выбора учебных курсов. Успехи учени­ка по каждому курсу регулярно оцениваются на пись­менном или устном зачёте (в течение семестра их должно быть не меньше количества уроков в неделю). Нельзя отказываться от текущих проверок, так как они обеспечивают обратную связь в усвоении нового мате­риала.

Количественные результаты выражаются по 10-балльной шкале:


10 — превосходно, 9 — отлично 8 — очень хорошо, 7 — хорошо, 6 — почти хорошо,

5 — посредственно, 4 — почти посредственно, 3 — слабо, 2 — очень слабо, 1 — очень, очень слабо

Если знаний, умений практически нет или прове­рочная работа не сдана без уважительных причин, то выставляется 0 баллов.

Для педагогов 10-балльная система по сравнению с 5-балльной дает больше возможностей показать учени­ку нюансы в его учебной деятельности, а промежуточ­ное положение «почти хорошо» призывает ученика по­стараться, чтобы получить «хорошо», «почти посредст­венно» предупреждает его о возможности скатиться вниз, показывает, что ученик находится в критическом состоянии. Такая оценка является более сильным мо-тивационным стимулом, чем 5-балльная система, не говоря о большей точности 10-балльной системы.

Баллов

В интервале10-8 баллов оценивают результаты учебной деятельности ученика, если он проявляет са­мостоятельность или инициативу в усвоении знаний, пополняет программный материал дополнительными сведениями, находя или получая новые нюансы в имеющихся знаниях.

Учебные задания выполняет безошибочно -10баллов, если допускает не более 2-3 несущественных ошибок, неточностей или недочетов, число баллов снижается до 9-8.

9-8 баллов получает ученик, если :

• усвоенные знания, умения, навыки находятся на уровне оперативного использования, то есть ученик может их применить в новой нестан­дартной ситуации;'

• способен решать проблемы и задания творче­ского характера, находить альтернативные виды решения, осваивать нововведения или измене­ния и действовать соответственно;

• в. учебной деятельности проявляется талант, творчество, аналитические способности, спо­собности обобщать;

• в зачетных работах или текущих учебных зада­ниях проявляется персональное отношение;

• у него отличные коммуникативные умения, то есть ученик способен вслушиваться, усваивать чужие мысли, принимать отличительное мне­ние, его понимать и оценивать, доступно, ло­гично, аргументировано излагать, способен приобретать социальный опыт, сотрудничая с товарищами по учебе и педагогами во время за­нятий;

• в учебном процессе наблюдается систематиче­ское продвижение — динамика.

7—4балла

В интервале 7—4балла оценивают учебную дея­тельность ученика, если он усвоил только обязатель­ный уровень учебной программы (ничего дополни­тельного к ней не смог усвоить).

Число баллов зависит от объема усвоенного мате­риала. Например, если ученик глубоко, основательно, осознанно и правильно усвоил 100—90% учебного ма­териала на уровне требований программы — 7 баллов, 60% учебного материала на уровне требований про­граммы — 4 балла.

На оценку результатов влияет также количество и характер ошибок, например: 0—2 существенные или 0—4 несущественные ошибки или их общее количество — 7—4 балла.

На оценку влияет и уровень усвоения , так как он отражает задатки и способности ученика: ученик реша­ет типовые комбинированные задания, может обосно­вать теоретическую часть, обнаружить закономерности, классифицировать понятия, то есть ученик усвоил зна­ния на уровне практического их использования — 7 баллов; если учебный материал ученик запомнил, может сформулировать правила, описать существенные признаки, составить описание учебного материала в целом или его составных частей, способен выполнить задания только по аналогии — 4 балла, так как учеб­ный материал усвоил на репродуктивном уровне.

Если в усвоении учебного материала наблюдается личностное отношение, проявляются коммуникатив­ные умения - 7 баллов, если ученик только восприни­мает, усваивает и воспроизводит точку зрения источ­ника информации без изложения своих мыслей и лич­ностного отношения — 4 балла.

Если в усвоении учебного материала наблюдается систематическая динамика — 7 баллов, а если только эпизодическая — 4 балла.

Балл

В интервале3—1 балл оценивается результат учеб­ной деятельности ученика, если знания, умения, навы-

ки не соответствуют требованиям учебных программ к данной возрастной группе, но степень усвоения мате­риала можно определить.

Усвоены 60—40% учебного материала — 3балла,20-10% - 1 балл.

Допускается 6—8 существенных ошибок, 9—10 не­существенных или общее количество ошибок 8—9 ~ 3 балла, соответственно большее число ошибок — 2—1 балл.

Аналогично оценивается достигнутый уровень:

• если ученик способен воспринять примерно 1/3 учебного материала, запомнить его и воспроиз­вести с помощью учителя, товарищей или учеб­ных наглядных пособий, выполнить новые учебные задания или задания по образцу — 3 балла;

• если ученик способен воспринять только 1/10 учебного материала, выполняет только прими­тивные учебные задания — 1 балл;

• слабо развитые коммуникативные умения, лич­ностное отношение проявляется редко, но про­является — 3 балла; ученик способен услышан­ное, прочитанное, прочувствованное воспри­нять, но не может осознать и проявить свое от­ношение или высказать свою точку зрения — 1 балл;

• в отдельных случаях наблюдается возрастающая динамика 8 учебе- — 3 балла, незначительный прогресс - 1 балл.

Оценка успехов ученика — основная составляющая учебного процесса. Затруднительно в одно учебное за­дание включить все компоненты учебного процесса и оценить достигнутые результаты по каждому из них в

целом. В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

• какими были его успехи в усвоении учебного материала в целом,

• на каком уровнеон его усвоил, каковы его уме­ния и навыки,

• какова оценка его творческой деятельности,

• в какой мере он способен проявить своё лично­стное отношение к изучаемому материалу;

• как действовал в коллективе одноклассников и взрослых;

• удалось ли ему продвинуться вперед в повыше­нии своих результатов в учебном труде.

На основании общего Положения оценки знаний учащихся по десятибалльной системе могут разрабаты­ваться конкретизированные критерии оценки по от­дельным учебным дисциплинам.

Наши рекомендации