Педагога по овладению педагогической технологией

Индивидуальная работа будущего педагога по овладению педа­гогической технологией принципиально отличается от студийной формы занятий и профессиональной мастерской. Профессиональ­ное самообразование студента в области педагогической техноло­гии имеет своим назначением отработку и шлифовку приобретен­ных на учебных занятиях профессиональных операций. Студент остается наедине с собою, вступая во взаимодействия с людьми, и он остается единственным субъектом анализа и оценки производи­мых профессиональных операций в тонких человеческих взаимо­отношениях.

Содержанием самостоятельной работы будущего педагога по овладению педагогической технологией является Суммарная совокуп­ность отдельных операционных приемов, сформированных во время учебных занятий, но требующих длительных упражнений и практического опыта по их применению в реальном общении с людьми (детьми).

Конечно, такая работа нелегка, потому что студент выступает одновременно в двух ролях — исполняющего и анализирующего. Раздвоение личности, даже на краткое время, — всегда напряжен­ная работа: производя что-то, надо суметь поглядеть на себя со стороны и произвести строгий суд над собою. Но, если учитывать, что такую же работу над своими профессиональными умениями производят все студенты учебной группы, то открывается возмож­ность облегчить хотя бы начало такой сложной работы над собою. Каким бы странным это ни показалось, самообразовательная работа будущего педагога начинается с того момента студийных занятий, когда студент впервые пробует работать с группой в ре­жиме профессионально-деловой игры. Именно такая проба выяв­ляет для него значимость технологического оснащения.

...Представим, что студенческая группа стала на некоторое вре­мя группой детей. Вообразим, что вам предстоит рассказать эпизод из жизни великого...

Пусть студенты станут в вашем воображении группой подрост­ков. Предложите им навести порядок и красоту на школьном дворе после весеннего таяния снега...

Начните рассказывать сказку. Остановитесь и спросите студен­тов, кто из них хотел бы дослушать ее до конца...

Такого рода упражнения очень полезны как для того, кто их производит, так и для слушателей, оценивающих действия с про­фессиональной точки зрения. У слушателей формируется умозри­тельный опыт, у работающего с группой студента — первичный

опыт.

Непосредственная реакция группы послужит своеобразной оценкой первых профессиональных умений, осмысление прове­денного упражнения становятся основой для вторичного опыта.

Упражнения в бытовых условиях жизни

Упражнения в бытовых условиях жизни — самый легкий и веселый способ поупраж­няться в определенных операционных уме­ниях. Во-первых, потому, что близкие люди всегда выразят сочувствие, если мы расска­жем о своем профессиональном замысле, который не удался. Во-вторых, потому, что удачно проведенная операция укрепит добрые отношения, и тогда близкие наши не заметят вашей профессиональной работы за добрыми нашими действиями, оценят лишь ум и открытость.

Я опоздала, и моя сестра Юля встретила меня сердито: «Сколь­ко я могу сидеть и ждать тебя?! Не желаю с тобой разговаривать и никуда с тобой не пойду!» После такой пламенной речи я решила ис­пользовать «ссылку на свой характер» и сказала: «Юлечка, что же мне делать, если я такая медлительная...» Неожиданно она подбежа­ла, обняла меня..

А вот другой эпизод: В гостиной сидим я и мой брат. Я: «Как хорошо было бы выпить горячего чаю!» Брат: «Принеси - попьем вместе!» Проходит две минуты, Я: «Какое наслаждение сидеть вечером в теплой комнате и пить

чай!»

Через минуту брат входит в гостиную с двумя чашками чая на подносе.

Я: «Спасибо, ты такой молодец!» Брат: «Знаю».

Упражнения в общественных учреждениях совсем не трудно организовать, потому что разнообразен ситуационный веер: вот человек протянул нам проездной билет, вот человек уступил до­рогу, а вот человек собирается перепрыгнуть через лужу, а этот человек везет в сумке кошку, а вон тот человек несет роскошные цветы... Сколько ситуаций — столько возможностей сказать что-то хорошее: «предложить помощь», произвести «Ты-сообщение», поставить «вопрос в связи с обстоятельствами» и т.д. Целенаправ­ленно выстраивая свои добрые воздействия, мы оснащаем свою профессиональную структуру профессиональными навыками. Об­ратимся к реальной ситуации и конкретным действиям, конкрет­ного человека, ознакомленного с некоторыми технологическими операциями воздействия. Так это было: "

Когда мы удобно расположились на скамейке, вдруг появились двое молодых людей. Они сказали: «Девушки, это наша лавка. Мы всегда здесь сидим, так что подыщите себе что-нибудь другое...» Мы растерялись, конечно. Но я вспомнила о педагогической технологии и попробовала «окультуренное воспроизведение» в сочетании с «до­ведением до абсурда». Я отвечала: «Правильно ли я поняла, что эта скамейка - ваша частная собственность?» Пришла очередь расте­ряться нашим обидчикам. Пока они справлялись с собственным со­стоянием, я продолжила: «Если это действительно так, то почему нет ограждения или хотя бы собаки злой?» Они еще постояли немного в окаменелости, потом один из них произнес: «Хорошо, можете поси­деть здесь...» - и все ретировались быстро.

Упражнения в диалоге с коллегой

Упражнения в диалоге с коллегой имеют для студента-педагога два варианта. Первый вариант — проводить открыто упражнения в контексте общения студентов друг с дру­гом. Иногда - заранее договариваясь: «Если я тебе скажу... что ты захочешь мне отве­тить?..» Второй вариант — проводить тако­го рода упражнения на предприятии, где работает сегодняшний студент, вынужденный зарабатывать себе на жизнь и обучение. Оба варианта необходимо прослеживать в последствиях произво­димых операций. Приведем пример из реальной самообразова­тельной работы студента-педагога над собою:

Мне стало грустно, оттого что мы так живем, так общаемся и не хотим ничего менять... С такими грустными мыслями я приехала на работу. Вдруг заходит Молодой человек и говорит: «Здравствуйте, милые дамы!» Стало так приятно. Я подумала, что еще не все поте­ряно, не все общаются так: «Привет, чувырла! В зеркало глядела на свой фейс (лицо), а то прямо как танк по тебе проехал...»

Потом приехал директор, тон его был грубым, когда он давал мне; задание. Я мобилизовалась и...сказала в ответ: «Юрий Васильевич, наверное, у вас есть причины разговаривать со мною в таком тоне...» Кажется, ему стало стыдно. Он произнес: «Я был резок... Много про­блем сегодня. Хотя это меня не оправдывает. Хорошо, что ты мне сказала об этом. Извини». Директор со мною теперь всегда вежлив. Как правило, последствия проведенных упражнений имеют социально-этическое значение, ибо корректируют поведение ок­ружающих людей. А такие наблюдения особенно важны молодо­му педагогу, чтобы вселить в него профессиональный оптимизм и веру в педагогическую науку.

Упражнения в диалоге со знакомыми людьми

Упражнения в диалоге со знакомыми людьми производить нетрудно, потому что нет опасности быть неверно понятым и подвер­гнуться в ответ на произведенное воздей­ствие оскорблению. Со знакомым существует потенциальная возможность объясниться и даже — посмеяться над произведенным экспериментом. Не исключен вариант апелляции к доброй помощи знакомого, когда к нему обращаются с просьбой открыто высказать свое самочув­ствие при определенном воздействии на него.

Например, сказать приятелю: «Как ты себя будешь чувствовать, если я тебе скажу, что ты очень умный и красивый?.. А будет ли тебе проще, если я скажу, что при встрече с тобою всегда думаю, как при­ятно, что на свете есть умные и красивые люди?»...

Упражнения «наедине с собою»

Упражнения «наедине с собою». Смысл та­ких упражнений в произнесении громко самой операции. Но при этом надо найти кого-то, кто бы обозначал партнера: таким партнером можно условно определить кошку или собаку, игрушку или кастрюлю. Тут нет разницы, к кому обращаться, ибо любой предмет в такие ми­нуты одухотворяется.

Например, субъект говорит: «Знаешь, кастрюля, ты очень помо­гаешь восстанавливать силы. Я люблю тех, кто оказывает помощь людям» (операция «Я-сообщение»).

Например, став перед зеркалом, сказать самому себе «А ты Се­годня молодец: хорошо поработал» («положительное подкрепление»).

Извлечения из художественной литературы и произведений искусства

Извлечения из художественной литературы и произведений искусства — богатейший кладезь технологических, очень тонких и изящных операционных воздействий. Прав­да, педагог должен извлекать этот профес­сионально богатый материал. А такое де­лать нелегко, потому что искусство пленяет настолько, что человек воспринимая его, забывает о своей про­фессиональной роли. Вторичное специально организованное вос­приятие может оснастить педагога материалом: холодный анализ текста, линий, слов, красок, сюжета, мелодий, ритма дает приме­ры удивительных способов благотворного и эффективного воз­
действия на человека.

Из бесчисленного количества примеров приведём один. В пьесе Э.Ростана «Сирано де Бержерак» монолог главного ге­роя предоставляет профессионалу-педагогу один из технологических приемов помощи человеку в его достойном проживании жизни. Глав­ный герой, обращаясь к порокам человека («Ты, ложь! Вы, предрас­судки! Ты, подлость!..»), признается в невозможности побороть их («Я знаю, что меня сломает ваша сила!»). Но, зная это, он заявляет: «Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!» - потому что считает: смысл своей жизни - оставаться человеком в каждый момент своего суще­ствования.

Вот это - каждый момент помнить, что ты - человек! - хороший и продуктивный совет для детей.

Если обратиться к литературе не столь высокого уровня — скажем, к произведению детективного жанра, то и там можно об­наружить пример психологически красивого воздействия на чело­века.

Вот пример из книг Агаты Кристи.

Пуаро описывает гостью: «Прелестно одевается. Этот крепмарокен и воротник из чернобурки. Последний крик моды!»

Гастингс ядовито замечает: «Вам бы быть портнихой, Пуаро! Вот я никогда не замечаю, как люди одеты», - невольно возвышая себя и понижая ценность партнера. На что и получает хороший ответ в каче­стве этической защиты: «Тогда вам следует вступить в колонию нуди­стов».

Апелляция к помощи коллеги

Апелляция к помощи коллеги - самый про­стой и легкий метод индивидуального об­ретения технологических умений. Но замет тим: самый редкий в современной школе, где учитель скрывает свой непрофессиона­лизм, боясь признаться в некоторых про­фессиональных неумениях. Ставит самолюбие выше шанса про­фессионального самосовершенствования. Метод этот состоит всего-навсего из обращения к коллеге: «Как ты это делаешь? Покажи! Расскажи! И меня научи!».

Сценическая деятельность

Несколько стороннее положение в системе индивидуальной самостоятельной работы студента занимает сценическая деятель­ность. Ее небольшое присутствие в образо­вательной подготовке студента выполняет роль оснащения будущего педагога опытом публичных выступлений. Для педагога, который всегда имеет дело с группой воспитанников, такой опыт чрезвычайно полезен. Всем педагогическим образовательным учреждениям следовало бы ре­комендовать вводить театрально-сценическую деятельность в про­фессиональное образование педагога - разумеется, на уровне лю­бительской самодеятельности.

Самостоятельная работа

Выделим отдельной строкой самостоятель­ную работу студента по развитию своего психофизического аппарата: голоса, жестов, пластики, позы, речевых особенностей. Здесь почти нет препятствий для самостоя­тельной работы. Материал для занятий опубликован в книгах по актерской технике, в ряде работ по педа­гогической технике. Многократное повторение — вот методика такой работы. Например, много раз произносить тексты скорого­ворок, много раз утром перед зеркалом, когда чистишь зубы, — упражнения для артикуляционного аппарата, много раз, идя по улице, мысленно привязать кончики ушей к кончикам плеч, что­бы исправить осанку, и много раз читать сказки про зверей, гово­рящих на своем зверином языке, а также множество раз во время езды в транспорте или прогулки по улицам преобразовывать внешний портрет своей социальной роли: «деловой человек», «счаст­ливый человек», «пешеход», «семьянин», «студент», «любимый сын», и т.п.

Итак, мы указали на пестрый веер разнообразных способов самостоятельного совершенствования собственной педагогической технологии как некоего собрания профессиональных умений. За пределами указанного располагаются и другие способы. Напри­мер, очень эффективны упражнения для голосового аппарата на берегу моря, в лесу, в поле. Интересно проводить упражнения во взаимодействии с домашними животными или куклами: их при­сутствие и содействуют воображению и помогают провести опе­рацию в воображаемой ситуации. Важно в разговоре с кем-либо прослеживать интонационные ударения и сознательно изменять их, наблюдая за реакцией партнера. Но столь же эффективно про­водить наблюдения за техникой голоса, пластики, мимики друго­го человека. Особую важность такие упражнения приобретают, если наблюдения проводятся в театре, во время .спектакля (хотя, конечно, художественное восприятие от этого страдает).

Раздел 4

Наши рекомендации